» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (63) 2022
Автор: Кузнецова Александра Юрьевна , Студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Роль физической культуры в формировании умственного аспекта человека
Дата публикации: 8.06.2022
УДК796.01
РОЛЬ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ УМСТВЕННОГО АСПЕКТА ЧЕЛОВЕКА
Кузнецова
Александра Юрьевна
студент
Костромина
Ольга Владимировна
доцент кафедры ФВиС
Самарский
государственный технический университет, г. Самара
Аннотация. В
данной статье представлен ряд аспектов влияния физической культуры на
формирование умственных способностей обучающихся, а также важность активного
образа жизни. В современном мире все более часто люди ведут сидячий образ
жизни. К сожалению, именно это способствует уменьшению активности человека и
приводит к усугублению его здоровья, как физического, так и умственного. В
статье будут проанализированы положительные факторы влияния спорта на психику обучающихся.
Ключевые слова: физическая
культура, активность, умственные способности, здоровье, спорт.
Часто
студенты встречают трудности на своем учебном пути, поскольку сам процесс
обучения является затратным делом как в плане
энергоресурсов, так и в плане умственных затрат. В основном обучение составляет
примерно 80% жизни обучающихся, следовательно, большая часть времени студентов
проходит в сидячем положении, кроме занятий физической культуры.[5] Именно этот сидячий образ жизни способствует
ухудшению здоровья, быстрой утомляемости, выгоранию и увеличивает риски
развития психологических заболеваний, таких как депрессия, психоз и в худшем
случае суицидальные мысли.
Актуальность
работы представлено в следующем: движение – это залог счастливого
существования, поэтому важно узнать в чем же
заключается влияние физической активности на умственные способности человека.
Цель
работы: выявить аспекты формирования и совершенствования умственных
способностей человека посредством влияния физических нагрузок.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Анализ теоретических материалов по данной тематике;
- Исследовать аспекты влияния физической активности на духовный мир человека;
- Сопоставить разные мнения о значимости физических нагрузок в формировании интеллекта человека в современных реалиях.
Методологию
исследования представляют такие методы: сравнительный анализ и синтез,
системный метод, изучение литературы соответствующей темы, отбор и
систематизация информации, а также обобщение.
Как мы
уже отметили, с каждым годом система образования все больше увеличивает поток
информации и количество образовательных программ, чтобы успеть за быстро
развивающимся миром. Это не всегда хорошо сказывается на здоровье обучающихся,
поскольку постоянное умственное напряжение без возможности получить физическую
и эмоциональную разрядку приводит к ряду проблем.[2]
Однако
на данный момент в многих учебных заведениях на
последних курсах стала пропадать физическая культура. Несомненно, есть часть
студентов, которые занимаются спортом и без напоминаний, но все же большинство
уделяет мало внимания физическому развитию своего тела.
Стоит
заострить внимание на последствиях, к которым приводит занятия спортом, к ним
относится:
- самодисциплина: регулярное занятие спортом приводит к формированию привычки;
- смена деятельности: всегда стоит помнить, что мозг не может долго выполнять одну работу без потери концентрации, однако, если после длительного обучения пойти в зал, это поможет отдохнуть от мыслительного процесса и с новыми силами окунуться в учебу;[4]
- выброс негативных эмоций: зачастую мы переживаем внутри себя множество эмоций (например, злость, досаду или грусть от плохой оценки, ненависть к себе из-за ошибок на экзамене), к сожалению, не всегда есть возможность высвободить эти эмоции в течение дня, однако их можно с легкостью проявить в командном спорте или в тренажерном зале, где данные эмоции являются сильным мотиватором.[3] Также во время выполнения физических нагрузок в организме вырабатываются эндорфины (естественные антидепрессанты), а это в свою очередь позволяет значительно снизить риски психологических заболеваний;[6]
- нормализует многие процессы в организме: физическая активность способствует крепкому сну, улучшаетпамять, совершенствует тело человека, помогает спокойнее относиться к ситуациям, помогает кровообращению (это дает большее насыщение клеток кислородом) и другое.[7]
Однако
есть и другая точка зрения на важность физической активности на умственные
способности человека. Некоторые люди считают, что в современных реалиях спорт
не столь важен. Сюда можно отнести радикальный бодипозитив, в котором стали пропагандировать телесную
запущенность и отказ от элементарных правил гигиены, что в итоге может привести
ко многим заболеваниям, а это в свою очередь ухудшает прямым и косвенным путями
умственные способности человека.
Достаточно
большая часть населения планеты думает, что активное занятие спортом может
привести к проблемам со здоровьем. Действительно, существует множество травмоопасных видов спорта, но все-таки эти направления не
относятся к большинству, а лишь к профессионалам. В основном физическая
активность лишь укрепляет тело и ум, если вы будете грамотно заниматься спортом
и соблюдать все меры безопасности.[1]
Даже киберспортсмены понимают значимость физической активности,
поскольку длительное времяпровождение за компьютером приводит к проблемам со
спиной, туннельному синдрому, ожирению и многому другому. Они осознают, что
здоровое тело поможет им в их матчах, поскольку физическая подготовка — это
показатель проводимости нервов, а здоровое тело позволяет развить более быстрые
рефлексы. То же самое можно сказать и про шахматистов.Исследование, проведенное в РЭУ им. Г. В. Плеханова
[7] подтверждает, что: чем чаще студент занимается
физической культурой, по собственному желанию, либо в рамках учебной
дисциплины, тем медленнее у него наступает состояние утомления и тем реже
возникает переутомление как таковое.
Таким
образом, физические упражнения необходимы, чтобы человек правильно развивался.
Регулярная физическая активность формирует устойчивость к психологическим
нагрузкам, а также помогает быстрее адаптироваться к ситуации и совершенствует
человеческий организм. Влияние физических нагрузок на умственные способности
обучающихся очень велико.
В
результате изучения данного вопроса были решены следующие задачи:
- Проанализированы различные материалов по теме влияния физической активности на умственное здоровье обучающихся;
- Исследованы аспекты влияния спорта на интеллект человека;
- Сопоставлены разные мнения о необходимости спорта в совершенствовании человека и его умственных способностей.
Полученные
мной результаты анализа информации данной темы доказывают необходимость
детального изучения влияния физических нагрузок на развитие человека в плане
ума и психики.
Список литературы:
- Киселева А.Е. Физическая и умственная работоспособность и влияние на нее различных факторов // SCI-ARTICLE. 05.06.2017. URL: http://sci-article.ru/stat.php?i=1496227906;
- Кучеренко М. В., Мавропуло О. С. Физические упражнения в повышении работоспособности человека // материалы VIII международной студенческой научной конференции: «Студенческий форум» (2016) [Электронный ресурс]. URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016020681;
- Литвинов С. А., Иванков Ч. Т. Технология физического воспитания в высших учебных заведениях // Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2015;
- Любаев А.В. Влияние физических упражнений на умственную деятельность студентов и их взаимосвязь // Молодой ученый. 201. № 18 (98). ч. 4. URL: https://moluch.ru/archive/98/22112/;
- Мусина, С.В. Влияние физкультурно-спортивной деятельности на учебу студентов в вузе и её связь с профессиональным становлением // С. В. Мусина, Е.В. Егорычева, М.К. Татарников – Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – №2 – С;
- Пеняева С. М. Влияние физических нагрузок на умственную деятельность // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 2–1. – С. 12–16;
- Чернышева, И.В. Формирование физической культуры личности // И.В. Чернышева, М. В.Шлемова, С. В. Мусина, Е.В. Егорычева – Известия Волгоградского государственного технического университета, серия Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе. – Выпуск 4. – 2007. – №7 (33).
Комментарии: