» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (63) 2022

Автор: Молодых Виктория Викторовна, магистрант
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Сепарация от родительской семьи в юношеском возрасте

Статья просмотрена: 139 раз
Дата публикации: 11.06.2022

УДК 159.9

СЕПАРАЦИЯ ОТ РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Молодых Виктория Викторовна

магистрант

научный руководитель: Т.А. Гурьянова

к.псх.н., доцент

Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул

 

Аннотация.  В статье обосновывается актуальность изучения сепарации от родительской семьи в юношеском возрасте и доказываются результаты эмпирического исследования. Представлены результаты исследования, подтверждающие различие сепарации от родительской семьи у юношей и девушек. У девушек функциональная сепарация достоверно выше, чем у юношей. Сепарация от родителей в юношеском возрасте взаимосвязана с психологическим благополучием и суверенностью. Сепарация от родительской семьи у студентов, проживающих с родителями и не проживающих не имеет различий.

Ключевые слова: сепарация, эмоциональная сепарация, аттитюдная сепарация, конфликтная сепарация, функциональная сепарация, психологическое благополучие, суверенность, родительская семья, юношеский возраст.

 

Сепарация обозначается в психологии как «отделение». В частности, отделение от родительской семьи. Сепарация является естественным процессом и центральной задачей юношеского возраста, нов силу того, что юноши и девушки находятся в статусе студентов и их силы устремлены на освоение будущей профессии, зависимость от родителей частично сохраняется. Отсюда становится возможным проследить процесс сепарации от родительской семьи на этапе студенчества.

В широком смысле психологическая сепарация – это процесс отделения от родительской семьи, становление ребёнка как отдельной, самостоятельной и независимой личности. В узком смысле сепарация от родительской семьи – это интрапсихическое чувство возможности нормального, полноценного психического функционирования, независимо от кого-либо.

Сепарация от родительской семьи, как отделение от значимого другого, происходит на эмоциональном, функциональном, аттитюдном и конфликтологическом уровнях. Эмоциональная сепарация – независимость от родительского одобрения; Аттитюдная сепарация – наличие собственных сформированных взглядов на различные аспекты реальности;  Функциональная сепарация – умение самостоятельно искать выход из проблем и принимать важные решения;Конфликтологическая сепарация – отсутствие незавершенных конфликтов с родителями, ровные, эмоционально стабильные отношения с ними [7].

В юношеском (студенческом) возрасте (17-25) переход к взрослости обоснован стремлением сформировать субъектность, устойчивое самосознание, мировоззрение, принять на себя роль взрослого. Детско-родительские отношения на данном этапе трансформируются в сторону большего равенства, выстраиваются по типу «Взрослый-Взрослый», где между родителями и детьми сохраняется надежная эмоциональная связь.

В данном исследовании сепарация анализируется в связи с такими факторами, как психологическое благополучие и суверенность. Психологическое благополучие является базовым конструктом, отражающим восприятие и оценку своего функционирования с точки зрения вершины потенциальных возможностей человека. Психологическое благополучие в нашем исследовании измерялось такими компонентами, как автономия, позитивные отношения с окружающими, личностный рост, цели в жизни, самопринятие [5].Перечисленные компоненты способствуют гармоничной сепарации от родительской семьи. Потребность в границах психологического пространства является базовой потребностью личности. Психологическое пространство включает комплекс физических, социальных, психологических явлений, с которыми человек себя идентифицирует (территория, личные вещи, социальные связи, установки). Суверенность является одним из результатов успешно пройденной сепарации [4].

Также многие исследователи объединяются во мнении, что такой внешний фактор, как проживание с родителями также может оказать неблагоприятное влияние на процесс сепарации от родительской семьи. Дж. Хоффман назвал это функциональной сепарацией и считал, что способность покинуть родительский дом считается одним из главных компонентов успешной сепарации от родителей в юношеском возрасте и началом взрослой жизни [7].

Программа эмпирического исследования

Цель исследования состоит в изучении сепарации от родительской семьи в юношеском возрасте. Гипотеза исследования содержит следующие допущения: 1. Сепарация от родительской семьи в юношеском возрасте взаимосвязана с психологическим благополучием. 2. Сепарация от родительской семьи в юношеском возрасте взаимосвязана с суверенностью. 3. Сепарация от родительской семьи у юношей и девушек имеет различия. 4. Сепарация от родительской семьи у студентов, проживающих с родителями и не проживающих имеет различия.

В исследовании участвовали 103 студента из полных семей, в возрасте от 17-24 лет (М=20,91; SD=2,11). Из них 55 девушек и 48 юношей.

Для изучения сепарации от родительской семьи в юношеском возрасте использовался опросник PsychologicalSeparationInventory (PSI, Hoffman, 1984), в адаптации Дзукаевой В.П., Садовниковой Т.Ю. (2014) [3]; для изучения психологического благополучия использовался опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (адаптация Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко) [5]; для изучения суверенности психологического пространства использовался тест-опросник «Суверенность психологического пространства» С.К. Нартовой-Бочавер [4].

Результаты и их обсуждение

Для проверки гипотезы о том, что сепарация от родительской семьи в юношеском возрасте взаимосвязана с психологическим благополучием и суверенностью, нами был проведён корреляционный анализ с помощью критерия линейной корреляции Пирсона и критерия ранговой корреляции Спирмена.  Результаты исследования приведены в Таблицах 1 и 2.

Таблица 1. Достоверные коэффициенты корреляции между сепарацией и психологическим благополучием у студентов

 

 

 

 

Название

Положительные отношения с другими

Автономия

Управление окружением

Цели в жизни

Самопринятие

Конфликтологическая независимость от матери

 

0.230*

(0.020)

 

0.242*

(0.014)

 

 

0.327 **

(0.001)

 

0.338**

(0.000)

 

0.312 **

(0.001)

Конфликтологическая независимость от отца

0.239*

(0.015)

0.355 **

(0.000)

0.329** (0.001)

-

0.292**

(0.003)

Эмоциональная независимость от отца

-0.223*

(0.023)

-

-

-

-0.220* (0.026)

Аттитюдная независимость от матери

 

-

-

-

-0.230* (0.019)

-

Аттитюдная независимость от отца

-

-

-

-0.232*

(0.018)

-

 

Примечание: * - уровень значимости P ≤ 0.05; ** - уровень значимости Р ≤ 0.01; *** - уровень значимости Р ≤ 0.001

 

Из Таблицы 1 видно, что юноши и девушки, ощущающие свободу от чувств вины, тревоги, гнева, раздражения по отношению к своим родителям склонны выстраивать доверительные отношения с окружающими, проявлять самостоятельность и независимость, контролировать свое окружение и внешнюю деятельность, иметь в жизни цели и ощущение направленности, следовать своим убеждениям. Юноши и девушки, полностью не нуждающиеся в эмоциональной поддержке со стороны отца, могут испытывать значительные трудности с выстраиванием доверительных отношений с окружающими, а также трудности в проявлении заботы о других людях. Студенты, у которых аттитюдная независимость от родителей низкая, могут иметь схожесть взглядов и убеждений с родителями на различные аспекты жизни. При высокой аттитюдной сепарации у детей и родителей кардинально отличаются взгляды и убеждения на различные аспекты жизни. Таким образом, подтверждено первое допущение гипотезы о том, что сепарация от родительской семьи взаимосвязана с психологическим благополучием.

 

Таблица 2. Достоверные коэффициенты корреляции между сепарацией и суверенностью у студентов

 

 

 

 

Название

Конфли- ктологическая независимость от матери

Конфли- ктологическая независимость от отца

Эмоцио- нальная незави- симость от матери

Эмоцио- нальная незави- симость от отца

Аттитюдная независимость от матери

Аттитюдная независимость от отца

Функциональная независимость от матери

Суверенность физического тела

 

0.482 **

(0.000)

 

0.368** (0.000)

-

-0.265** (0.007)

-0.202* (0.040)

-0.238*

(0.015)

 

-

Суверенность территории

 

0.412**

(0.000)

 

0.276** (0.005)

-0.285**

(0.004)

-

-0,284**

(0.004)

-

-0.212* (0.031)

Суверенность вещей

 

0.217*

(0.028)

0.246* (0.012)

-

-0.200*

(0.043)

-0.258**

(0.009)

-0.236* (0.016)

--

Суверенность привычек

 

0.277** (0.005)

0.289**

(0.003)

 

-

-

-

-

-

Суверенность социальных связей

 

0.398 **

(0.000)

0.260** (0.008)

-0.218*

(0.027)

-

-

-

-

Суверенность ценностей

0.417**

(000)

0.402**

(0.000)

-0.233*

(0.018)

-

-

-

-

 

Примечание: * - уровень значимости P ≤ 0.05; ** - уровень значимости Р ≤ 0.01; *** - уровень значимости Р ≤ 0.001

 

Юноши и девушки, свободные от конфликтных отношений с родителями, принимают свою телесность, выстраивают устойчивые территориальные границы, чувствуют потребность в безопасности физического и психологического пространства, выстраивают твердые границы личных вещей, ощущают свободу вкусов и жизненных ценностей. При низкой эмоциональной сепарации и здоровых эмоциональных контактах, у студентов формируются устойчивые территориальные границы, потребность в безопасности физического и психологического пространства. Студенты, испытывающие низкую эмоциональную сепарацию от матери, имеют возможность выстраивать здоровые эмоциональные контакты с окружающими, иметь друзей и знакомых, которые могут не одобряться близкими. Низкая степень эмоциональной независимости от отца, наличие эмоционального контакта, доверительных отношений способствует укреплению телесных границ. Если родитель имеет здоровую позицию относительно личной собственности ребенка соответственно границы суверенности мира вещей у студентов укрепляются и аттитюдная сепарация будет низкой. Если же родитель не признает права ребенка на личные вещи, то границы суверенности вещей депрированы. Таким образом, подтверждено второе допущение гипотезы о том, что сепарация от родительской семьи взаимосвязана с суверенностью.

Сравнение компонентов сепарации от родительской семьи у юношей и девушек. Результаты отражены на Рисунке 1.

Рисунок 1 – Средние значения показателей сепарации у юношей и девушек

 

Из Рисунка 1 видно, что у девушек в большей степени проявлена функциональная сепарация от отца и в меньшей степени эмоциональная от матери. У юношей больше выражены компоненты сепарации от матери, а у девушек от отца. Аттитюдная сепарация у юношей и девушек проявлена в равной степени. Юноши больше, чем девушки нуждаются в эмоциональной поддержке и одобрении со стороны отца. Представления юношей отличаются от представлений отца меньше, чем представления девушек от представлений отца. Принимать значимые решения, не посоветовавшись с отцом юноши склонны меньше, чем девушки.

Используя t-критерий Стьюдента, мы выявили, что у девушек по шкале «Функциональная сепарация от отца» показатели достоверно выше, чем у юношей (t = 3.313, при р = 0.001). По остальным шкалам у юношей и девушек достоверные различия отсутствуют. Девушки независимо от отца ищут выход из сложившихся трудностей и принимают важные решения. Возможно, девушки в сложившихся трудных ситуациях полагаются на помощь и поддержку со стороны матери, нежели со стороны отца. По остальным шкалам у юношей и девушек достоверные различия отсутствуют, но по общим данным можно сделать вывод, что у юношей больше выражены компоненты сепарации от матери, а у девушек от отца. Возможно, это может быть связано с полоролевой идентификацией с родителем своего пола. Таким образом, подтвердилось третье допущение гипотезы о том, что уровень сепарации у юношей и девушек от родительской семьи имеет различия.

С помощью t-критерия Стьюдента мы также сравнили уровень сепарации у студентов, проживающих совместно с родителями и не проживающих. Однако, достоверных различий не выявлено. Переезд от родителей – это внешний фактор сепарации, но сепарация также является внутриличностным процессом, когда человек имеет собственные взгляды и убеждения на различные аспекты жизни, проявляет самостоятельность в принятии решений, выстраивает отношения с другими людьми, развивает свою индивидуальность, ощущает чувство свободы в действияхаким образом, четвертое допущение гипотезы о том, что сепарация от родительской семьи у проживающих совместно с родителями и не проживающих имеет различия, не подтвердилось.

Заключение

Сепарация от родительской семьи – это сложный, длительный процесс трансформации отношений с родителями, который длится на протяжении всей жизни. Сепарация от родительской семьи протекает у юношей и девушек по-разному. Девушки функционально больше независимы от отцов, чем юноши. Также наблюдается, что у юношей больше проявлена независимость от матери, а девушек от отца.

Выявлены значимые взаимосвязи сепарации от родительской семьи в юношеском возрасте с психологическим благополучием и суверенностью.

Внешняя сепарация является дополнением внутренней (психологической) сепарации и рассматривать внешние факторы сепарации как основной показатель сепарированности не стоит.

В нашем исследовании речь идёт о здоровой сепарации, где личность вовсе не обязана на высшем уровне сепарироваться от матери и отца во всех аспектах. Надежная эмоциональная связь с родителями, может долгое время подпитывать ребёнка, когда он сталкивается с различными жизненными трудностями. Нужно найти золотую середину между полным слиянием и отчужденностью. Быть независимой личностью, оставаясь при этом в системе детско-родительских отношений. Отделиться не для разрушения отношений, а для выхода на новый уровень общения по типу равенства.



Список литературы:

  1. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2001. – 144 с.
  2. Дзукаева В.П. Культурно-специфические и семейные факторы сепарации от родительской семьи в юношеском возрасте:дис. канд. психол. наук. Москва, 2016.
  3. Дзукаева В.П., Садовникова Т.Ю. Опыт использования русскоязычной версии опросника PSI (PsychologicalSeparationInventory) в изучении сепарации взрослых детей с родителями // Психологическая диагностика: научно-методический и практический журнал. 2014. № 3. С. 3-20.
  4. Нартова-Бочавер С.К. Психология суверенности: десять лет спустя. – М.: Смысл, 2017. – 200 с.
  5. ШевеленковаТ.Д., ФесенкоТ.П.Психологическое благополучие личности// Психологическая диагностика, 2005. №3.С. 95-121.
  6. Харламенкова Н.Е., Кумыкова Е.В., РубченкоА.К. Психологическая сепарация: подходы, проблемы, механизмы. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. – 367 с.
  7. Hoffman J.A. Psychological separation of late adolescents from their parents // Journal of Counseling Psychology. 1984. Vol. 31. P. 170-178.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: