» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Сентябрь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 (66) 2022

Автор: Лысенкова Мария Григорьевна, Ершова Мария Викторовна, Лысенкова Мария Григорьевна, учитель-дефектолог; Ершова Мария Викторовна, учитель-логопед
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: ЭЛЕМЕНТЫ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

Статья просмотрена: 73 раз
Дата публикации: 01.09.2022

 

ЭЛЕМЕНТЫ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

Лысенкова Мария Григорьевна

учитель-дефектолог

Ершова Мария Викторовна

учитель-логопед

МАДОУ №20 «Детский сад комбинированного вида»,  г. Кемерово

 

Аннотация. В последнее время в работе с детьми с  ограниченными возможностями здоровья  активно используют метод сенсорной интеграции. Сенсорная интеграция – это способность воспринимать информацию, поступающую от всех наших органов чувств.

Ключевые слова: сенсорная интеграция, вестибулярная, проприоцептивная система, тактильная дисфункция, ОВЗ

 

В настоящее время неуклонно растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). У них отмечается трудности в обучении, адаптации, навыков социального поведения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми, нарушена коммуникация.  В связи с этим перед дошкольной организацией стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к школьному обучению.

Наш детский сад посещают дети с различными ментальными нарушениями: задержка психического развития (ЗПР), умственная отсталость (УО), расстройства аутистического спектра (РАС), синдром Дауна - это тяжелые нарушения психического развития, при которых прежде всего, страдает способность к социальному взаимодействию и поведению.

Для преодоления имеющихся у детей нарушений проводится комплексная психокоррекционная работа. Одним из методов является элементы сенсорной интеграции. Метод  был разработан американским врачом-трудотерапевтом Джин Айрес (1923-1988), работавшей в Калифорнии с детьми и взрослыми, имеющими неврологические нарушения.  В России это направление только начало получать распространение, и часто смешивается с традиционным сенсорным воспитанием. 

Сенсорная интеграция- это способность человека организовывать ощущения, испытываемые организмом, для совершения движений, обучения и нормального поведения. От такого, насколько развита данная способность во многом зависит успешность деятельности человека в целом. Потому ее важно развивать при помощи специальных занятий с элементами сенсорной интеграции.

Одной из важнейших задач развития любого ребёнка является формирование элементарных знаний о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок не рождается с этими знаниями, но природа наделяет каждого из нас возможностью принимать и перерабатывать сигналы, поступающие из окружающего мира с помощью органов чувств: слуха, зрения, обоняния, осязания и т.д.

У детей с нарушениями сенсорной интеграции, чаще всего, одно или несколько чувств недостаточно развиты (гипосензитивность) или наоборот – чрезмерно чувствительны (гиперсинзитивность).

Обозначим проявления симптомов нарушения восприятия информации по сенсорным системам у детей.

 Слух (слуховая дисфункция)- ребенок боится неожиданных или громких звуков; закрывает уши руками; не может гулять по шумной улице; выглядит рассеянным в шумном окружении, плохо откликаются на речь, не понимают, где находится звуковой источник, постоянно переспрашивает;

Зрение (зрительная дисфункция)- непереносимость яркого света или же темноты; раздражаются от яркого света; легко отвлекается на зрительный стимул; избегают зрительного контакта «глаза в глаза» , возбуждается, если в комнате яркие стены или обои; напряженно смотрит на людей или предметы;

Обоняние (Обонятельная дисфункция)-  ребенок постоянно нюхает несъедобные предметы; не переносит крепких запахов; не чувствуют запахов, не замечают даже сильную вонь или же наоборот повышенная чувствительность и сильные реакции на запахи; неприязнь к животным и к людям, которые используют духи или шампуни с сильным запахом.

Тактильная дисфункция, т неспособность ощущать и различать прикосновения- ребенок  эмоционально или негативно реагирует даже на легкое прикосновение; уход в себя, если прикосновение кажется ребенку неприятным; сверхреакция на боль, дети делают трагедию из-за малейшей царапины, или очень слабая реакция на боль, может присутствовать аутоагрессия;  раздражение на новую одежду; избегание игр, в которых можно испачкаться, или наоборот, не обращают внимание на грязь на лице; проблемы с расчесыванием и мытьем головы.

 Вестибулярная дисфункция проявляется в том, что дети: медленно и осторожно двигаются, часто просто сидят на месте, или наоборот, испытывают потребность в постоянном движении, имеется потребность раскачиваться, качаться, вращаться; испытывают дискомфорт в лифте, на эскалаторе, укачиваются при езде в машине; боятся упасть, даже если такой угрозы нет  пугаются, когда находятся вниз головой или ноги не стоят на земле.

 Проприоцептивная дисфункция – ребенок встает слишком близко к другим людям, плохо понимает концепцию личного телесного пространства; постоянно натыкаются на мебель, часто сталкиваются с другими людьми; шлепают ногами во время ходьбы; не понимают, какую силу надо приложить, чтобы сдвинуть предмет, не могут оценить вес предмета, поэтому часто ломают предметы, не могут рассчитать силу нажима и поэтому рвут бумагу, когда рисуют; кусают и сосут пальцы, щелкают суставами; жуют несъедобные предметы; трудно поднимаются и спускаются по ступенькам; плохо удерживают позу.

Вкусовая дисфункция-  некоторые виды вкуса и продукты воспринимаются как слишком интенсивные и невыносимые; предпочитают есть пищу с ярко выраженным вкусом; определенная структура еды вызывает дискомфорт или же наоборот, имеется потребность есть буквально все – землю, траву, ткань, зубную пасту.

В связи с этим одна из основных задач детской деятельности – развитие интереса к обучению через сенсорные стимулы. Необходимо организовать детей так, чтобы им захотелось что-то делать, чтобы осуществлялось самопознание, и появилась мотивация к речи.

 

 В своей работе стали использовать приемы по обогащению чувственного опыта детей с  элементами сенсорной интеграции.

При тактильной дисфункции подходят разные варианты сенсорных игр, цель которых: дать ребенку новые чувственные ощущения.

При низкой сенсорной чувствительности используем: тяжелые одеяла и подушки,  массажные коврики, растирание жёсткой мочалкой, развиваем мелку моторику, работаем с материалами разной фактуры и плотности.

Гиперактивного ребенка можно во время занятия укрыть утяжеленным пледом или одеялом, чтобы снять моторное возбуждение. Удобно приучать ребенка сидеть за столом и заниматься, положив ему на колени утяжеленную подушку, она чуть давит на колени, тем самым заземляя ребенка.

При высокой сенсорной чувствительности:

- всегда предупреждаем ребенка, что мы собираемся прикоснуться к нему, приближаемся к нему только спереди. Помним о том, что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими;

- постепенно знакомим детей с различными текстурами. Для этого в работе используем коробку с разнообразными материалами: шерсть, шелк, бархатная бумага и т.д.

- используем игры, где необходимо толкать или тянуть что-то, нести умеренно тяжелые предметы, прыгать.

- ощупываем руками разные поверхности, ходим по ним ногами, соприкосновение всем телом с различными материалами (шариками в сухом бассейне, с песком, камешками, водой разной температуры и т.д.). Если ребенок избегает прикосновения с незнакомыми предметами, используем знакомые игрушки (предметы), их можно, например, прятать под одежду ребенка и искать.

Несомненно, в своей работе для преодоления тактильной дисфункции мы используем традиционные виды сенсорных игр, такие как:

- Игры с красками (рисование пальчиками, ладошками, штампами; смешивание цветов, перетекание красок друг в друга), водой, мыльными пузырями, льдом.

- Игры с песком, природным материалом. Ходьба босиком по сенсорным «лужам» после «дождя»; пересыпаем сыпучий материал с помощью баночек, формочек, ложек; зарываем в тазик с песком и разыскиваем игрушки, конфеты играем с мокрыми песком, рисуем на нем.

«Шариковые» ванны» или как их ещё называют «сухие бассейны» дают положительные эмоции, снимают напряжение, усталость, формируют интерес к деятельности, мотивируют на выполнение задания.  «Купаясь» в таких ваннах или опуская в них руки, дети получают новые тактильные ощущения. 

Игры с тканями и бумагой: трогаем различные виды тканей и бумаги, после чего, начинаем шуршать и оборачивать вокруг себя эти материалы.

- Игры с сенсорными баночками: различные баночки, наполненные крупой, монетками, колокольчиками, водой, блестками, маслом.

- Игры со стеклянными шариками, гидрогелем: устраиваем «сухой бассейн» для пальчиков, сортер; бросаем шарики и кубики в воду; перекатываем между пальцами.

- Игры с массажерами для рук: используем разные по форме, упругости, фактуре поверхности массажные щетки, махровые рукавички, колесиковый массажёр, массажный валик, фактурные резинки для волос, ребристые мыльницы, силиконовые прихватки, зубные щетки и т.д. все это используются для самомассажа и взаимного массажа рук, ног, спины.

Все эти игры и упражнения  дают ребенку поток разнообразных по силе и направлению ощущений. Что ведет к  стимуляции нервной системы. В сочетании с традиционными методами развития речи, происходит положительная динамика в развитии речи ребенка.

Вестибулярная дисфункция.

При высокой сенсорной чувствительности разделяем деятельность на маленькие шаги, используем визуальные подсказки для обозначения финишной линии (напр. цветной скотч).

При низкой сенсорной чувствительности: поощряем занятия, которые способствуют развитию вестибулярной системы – лошади-качалки, качели, карусель и кресла-качалки; используем традиционные игры с потешками («По кочкам, по кочкам», «Кто на лодочке плывет…» и т.д.);

- терапевтические мячи- применяем на занятиях игры с большим мячом (фитболом).   Один из примеров положить ребенка грудью или животом на большой мяч, придерживая его слегка за туловище. В таком положении ребенок собирает разбросанные на полу предметы в одну или две корзины. У ребенка улучшается координация движений, стимулируется вестибулярный аппарат, повышается концентрация внимания, уменьшается двигательное беспокойство. Занятие можно проводить как во время нахождения ребенка на мяче, так и после.

- игры с туннелями и палатками- для развития крупной моторики. Даже просто ползая через тоннель, ребенок развивает координацию. Для обогащения тактильного опыта ребенка, мы размещаем в тоннели разные предметы или помещаем в него ковровое покрытие.  Можно немного потрясти тоннель (настоящее землетрясение!), когда малыш внутри, чтобы улучшить его проприоцептивные и вестибулярные реакции.

- балансиры- то тренажер, который учит ребенка чувствовать расположение и вес тела, контролировать равновесие. Регулярное занятия на доске- балансире помогут ребенку развивать координацию, улучшить работу мозга, а так же тренирует чувство равновесия и укрепляет мышцы всего тела.

- так же используем  прием,  хождение по скамейке, перелезание и подлезание под стульями, при этом дети могут работать в парах, помогая друг другу.

Проприоцептивная дисфункция.

При низкой сенсорной чувствительности.

- стараемся размещать мебель у стены комнаты, чтобы сделать навигацию проще;

- обозначаем границы с помощью яркого скотча на полу;

- прививаем правило «вытянутой руки» для других людей.

При высокой сенсорной чувствительности:

- используем все виды занятий для развития мелкой моторики, любой вид рукоделия, бисероплетение, рисование и раскрашивание. Обязательно исследуем материалы различной фактуры.

- «Резиновые коврики»- с помощью их можно организовать эмоциональные и сенсорно насыщенные игры,  которые позволяют реализовывать следующие задачи:

- стимуляция  познавательной активности;

- активизация зрительного  восприятия;

- обогащение тактильного опыта;

- формирование  первичных представлений о свойствах предметов (цвете, размере, форме, материале);

- формирование умения группировать предметы по цвету;

- развитие  мелкой моторики;

развитие подражания.

- «Пластиковые бутылки» с различными наполнителями, для переноски ребенком с места на место.

-  «Прищепки». Помимо воздействия на проприоцептивную систему используются для стимулирования тактильной и зрительной систем.

Также можно использовать такие упражнения:

- поочередные движения правой и левой руки;

- синхронные движения обоих рук;

- учим детей фиксировать одну руку на предмете, объекте, а другой совершать какие-либо движения;

- учим детей осуществлять несинхронные движения обоих рук для выполнения какого-либо действия.

Все эти игры и материалы используются для регулирования мышечного тонуса, стимуляции проприоцептивной системы, позволяют ребенку лучше контролировать свои части тела, улучшить общую и мелкую моторику, координацию движений, способствуют повышению концентрации внимания.

Слуховая дисфункция. Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредотачиваться на звуке, исключительно человеческая способность. Развитие слухового восприятия идет по двум направлениям: с одной стороны, развивается восприятие неречевых звуков, то есть шумов, а с другой стороны, развивается восприятие речевых звуков, то есть формируется фонематический слух. Игры на восприятие звука   должны дать  представление о разных по характеру звуках: неречевых и речевых.

-  Используем  ритмические, музыкальные  произведения в сопровождении движений.

- Пропевание логоритмических цепочек.

- Имитация звуков окружающего мира.

-Занятия на соотнесение слова с изображением.

- Выполнение словесных инструкций и т.д.

-Магнитофон, воспроизводящий звуки природы

Дополнительную информацию об окружающем мире несут запахи (стимуляция обоняния) и вкус (стимуляция вкусовых ощущений). Данную область мы используем очень дозированно и только  после согласования с родителями. Все окружающие нас запахи можно условно разделить на две группы: приятные и неприятные. Такой контраст также можно использовать для запуска речи у неговорящих детей, добиваясь от них непроизвольной речевой реакции.

Использование элементов сенсорной интеграции позволяют раскрыть резервные возможности каждого ребенка, является действенным средством профилактики вторичных дефектов.

 Кратко обобщив все вышесказанное, мы видим, что нельзя сформировать представления о предметах, явлениях окружающего мира, развить речь, если не сформирована база для ее развития, которой и является сенсорная интеграция. 

Таким образом, используемые нами в коррекционной работе приемы сенсорной интеграции способствуют удовлетворению потребности ребенка с ОВЗ в осознании себя, а так же окружающего предметного мира, обеспечивают развитие моторных, речевых, коммуникативных, познавательных, сенсорных умений и благотворно влияют на развитие ребенка в целом.



Список литературы:

  1. Айрес, Э. Дж. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре].- М.:, 2009. -272 с.
  2. Битова, А.Л., Борисовская, О.Б. Педагогика, которая лечит / А.Л. Битов, О.Б. Борисовская Москва, 2013. 203 с.
  3. Большакова, Г.Е. Коррекция сенсорного развития учащихся с тяжелыми множественными нарушениями развития / Г.Е. Большакова. Москва, 2010. 320 с.
  4. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно развивающего обучения и реабилитации / С.Е. Гайдукевич, В. Гайслер, Ф. Готан, И.Н. Миненкова, Э. Крамер. Минск, 2007. 143 с.
  5. Гринина, Е.С. Методы психологической коррекции / Е.С. Гринина. Саратов, 2015.130 с.
  6. Делани, Т. Развитие основных навыков у детей с аутизмом: эффективная методика игровых занятий с особыми детьми; [пер. с англ. В. Дектяревой; науч.ред. С.Анисимова]. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2004. 272 с.
  7. Дошкольная дефектология: учебно-методическое обеспечение дисциплин [Е.С. Гринина, А.Г. Колчина, М.Д. Коновалова, Е.В. Куприянчук, О.В. Кухарчук, Т.Ф. Рудзинская, О.И. Суслова, Л.В. Шипова]; под ред. Л.В. Шиповой. Саратов: ИЦ «Наука», 2015. 371 с.
  8. Использование метода сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми и или множественными нарушениями физического и или психического развития [Ассоциация специалистов сенсорной интеграции] / Электрон. текстовые дан. - Москва: [б.и.], 2013. - Режим доступа: https://sensoricinru.wordpress.com.
  9. Катаева, А.А., Стребелева, Е.А. Дидактические игры и упражнения / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева Москва: Просвещение, 1991.190 с.
  10. Ковалец, И.В. Основные направления работы с аутичными детьми / И.В. Ковалец // Дефектология. 1998. 76 с.
  11. Лебединская, К.С., Никольская, О.С Диагностика раннего детского аутизма. Начальные проявления / К.С. Лебединская, О.С. Никольская. Москва: Просвещение, 1991. 96 с.
  12. Миненкова, И.Н. Обеспечение сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми и или множественными нарушениями психофизического развития / И.Н. Миненкова. Минск,
  13. Сериков, А.Е. Подражание и стереотипное поведение аутистов. // Вестник Самарской гуманитарной академии. 2011. Вып. 1.58с.
  14. Шапкова, Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под ощей ред. проф. Шапковой Л.В., Москва: Советский спорт- 212 с.
  15. Шипицына, Л.М., Петрова, И.Л. Социальная реабилитация детей с аутизмом / Л.М. Шипицына, И.Л. Петрова. Санкт-Петербург, 1997. 230 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: