» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Сентябрь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 (66) 2022

Автор: Васильев Владимир Вадимович, Магистр
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Специфические черты мусульманского права

Статья просмотрена: 98 раз
Дата публикации: 09.09.2022

УДК 340.5

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА

Васильев Владимир Вадимович

магистрант

Ромашов Роман Анатольевич

доктор юридических наук, профессор

Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина

Российская Федерация, г. Санкт-Петербург

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются специфические черты мусульманского права – основные понятия, источники права, основные отрасли права. Особая роль отводится вопросу соотношения права и религии. Основной акцент в статье сделан на устройство мусульманского права. Освещаются некоторые вопросы взаимодействия религиозного и светского права.

Ключевые слова: мусульманское право, мусульманский закон, шариат, фикх, источники мусульманского права, мусульманская правовая семья, шариатский суд, ислам.

 

Мусульманское право и мусульманский закон – уникальное явление в мировой истории и культуре. Несмотря на то, что правоведы привыкли обращаться к римскому праву как к основному памятнику юриспруденции, Коран, являющийся священной книгой мусульман, по сути и есть закон. Исламское вероучение гласит, что в основу Корана легли откровения пророка Мухаммеда в периоде между 610 и 632 годами [2; С. 12]. Из этого утверждения можно сделать выводы, что «право» и «закон» по Корану уступают временем возникновения римской юридической практике, однако их ценность от этого не уменьшается.

Центром мусульманского права является Коран, однако существуют две составляющие ислама: Коран – божественное откровение, ниспосланное Мухаммеду, и Сунна – обычай или пример из жизни Мухаммеда, образец и руководство для поведения в мусульманской общине [3; С. 11]. Вместе с тем, неосведомленные о мусульманском праве исследователи в ряде случаев могут упустить третью составляющую – это мусульманский закон (шариат) и мусульманское право (фикх). Поскольку мусульманская правовая никогда не разграничивала эти два понятия, принято говорить о них совместно, как о дополняющих друг друга (а в некоторых случаях и взаимозаменяемых) [4; С. 15].

Шариат, по своей сути, является комплексом предписаний, ранее закрепленных Кораном и Сунной. Шариат является аналогом иудейского понятия «галаха» – регулятором или правовым обычаем, прежде всего, в отношении человеческого поведения, позволяющим сохранять идентичность на протяжении всей истории (в контексте применимо как к иудейским общинам, так и к мусульманским) [5; С. 100]. Роль фикха в данном случае заключается в выработке процедур и методов, благодаря которым могут быть правильно применены и отражены предписания Корана и Сунны, факих – это, по сути, правовед (как производное слово от «фикх»). Последовательно слово факих означало «образованный человек», «богослов-законовед», «законовед». Таким образом, одной из значительных специфических черт мусульманского права является неотделимость права и религии, поскольку закон исходит именно от священных Корана и Сунны, ставя перед собой задачу правильно их отразить и применить.

Иерархия источников мусульманского права не ограничивается Кораном и Сунной. Существует также иджма (мнение авторитетных правоведов ислама) и кияс (суждение по аналогии: асль – то, с чем проводится аналогия, фар – то, на что проводится аналогия, хукм – правовая норма первого, распространяемая на второе, илля – общая «связывающая» основа сравниваемых положений) [3; С. 15]. Особенностью иджмы является отсутствие указаний на подобное мнение в Коране или Сунне. То есть иджма не заменяет собой основные источники права, но дает им однозначное правовое толкование (углубляет и развивает божественные источники мусульманского права). Кияс же позволяет применять правила, установленные в Коране, Сунне или иджме, даже если это прямо в них не предусмотрено, на деле. Из этих источников мусульманского права следует, что, несмотря на существование в юридической практике доктринального толкования и аналогии права (закона), они все равно основываются на Коране и Сунне, дополняя и раскрывая их, а не заменяя или добавляя нечто, на что нельзя сделать отсылку к священным источникам права.

Следующей специфической чертой мусульманского права является его существование «в себе». Если иные правовые системы в определенный момент времени испытывали разрыв с религией в вопросах государственно-правового устройства, то мусульманское право испытало подобное только в конце XIX века, и то, не в полной мере.

По сути, шариат для мусульман всегда оставался единственным законом в то время, как, например, в Европе церковь и государство составляли определенную конкуренцию в вопросах «божественного суда» или «божественного закона», постепенно переходя к четкому разделению, где существует светское «материальное» право (регулирующее вопросы соответственно отраслям права – гражданское, уголовное и другим), а также есть церковь, занимающаяся «духовными» вопросами (посещение для исповеди, «покупки» индульгенции, а также в качестве регулятора морально-нравственного развития населения).

Если во многих государствах религия уступала свои позиции и со временем позволяла светской власти взять под контроль основную часть «материальной» жизни человека, то в мусульманском праве шариат – единственный закон, религиозный и светский одновременно, претендующий на регулирование абсолютно каждой стороны жизни мусульманина, без каких-либо исключений.

Любой поступок мусульманина – юридический акт по шариату, а любой грех (даже предполагающий только моральное нарушение мусульманского закона) может быть наказан мусульманским судом. Несомненно, данная позиция не может быть названа абсолютно корректной в отношении всех мусульман, поскольку согласно ст. 14 Конституции Российской Федерации принято, что Россия – светское государство [1]. Из этого следует, что мусульманский суд не имеет какой-либо власти, достаточной для вынесения наказания, противоречащего законодательству Российской Федерации. Вместе с тем, в государстве не отказывается верующим в том, чтобы разрешать свои дела наиболее приемлемым для ним образом, если это не нарушает российское право. Например, нельзя бить человека плетьми или палкой (хадд) в наказание за преступление или правонарушение по мусульманскому праву, даже если подобное преступление или правонарушение закреплено и в отечественном праве, поскольку, во-первых, подобная санкция не предусматривается российским правом, а, во-вторых, шариатский суд не обладает теми же полномочиями, что законные судьи Российской Федерации, являющиеся частью судебной системы.

Следующая специфическая черта связана с его структурой. Основные отрасли мусульманского права – уголовное и семейное право (что отличает мусульманское право, например, от римского, в основе которого лежало гражданское право). В исламе признается пять основных ценностей: религия, жизнь, разум, продолжение рода, собственность (все преступления, посягающие на них – тяжкие, подлежащие суровой каре). Виды преступления выделяются следующие: хадд (нарушение основных ценностей мусульманского права – возможны смертная казнь, телесные наказания, удары палкой или плетьми, отсечение руки или ноги), кисас (самая большая категория преступлений против личности – например, убийство или телесные повреждения в отношении другого человека) и тазир (деяния, наказания за которые назначаются по усмотрению судьи). Несмотря на суровость наказаний, в основном исламу присущи следующие черты: 1) основное регулирование через предписания, дополнение запрещающим методом; 2) уголовно-правовые запреты как продолжение нравственных запретов; 3) освящение закона религией. Подобные черты позволяют объяснить, почему в XXI веке позиции мусульманского права по-прежнему сильны – верующие люди считают, что право носит божественный характер, а потому для них пойти против права равноценно «противостоянию Богу», что недопустимо по своей сути. Однако существование преступлений объясняется именно сущностью человека, чем и объясняется необходимость соответствующего наказания, но, вместе с тем, мусульманское право направлено на благоприятное развитие человека, а не его ограничения (как, например, в случае с запретом на употребление алкоголя или прелюбодеяния – первое влечет к физическому вреду, а второе – к нравственному).

Семейное право составляет не менее значимую часть мусульманского права, чем уголовное право. Семья – это религиозно санкционированная социальная система, форма служения Аллаху (продолжение рода; умножение уммы – общины, нации; воспитание правоверных мусульман). Именно определение семьи как одной из лучших форм служения Аллаху делает вступление в брак одним из главных религиозно-значимых поступков человека. Вместе с тем, мусульманский брак имеет значительные отличия от ряда других. Например, православный брак имеет статус нерасторжимого и освященного Богом союза (при наличии ряда очень серьезных исключений), однако у мусульманского брака подобного статуса нет. Мусульманский брак – это, по сути, гражданский договор, заключаемый в определенных и регламентированных правом формах (при проведении обряда бракосочетания – никяха). Важной частью мусульманского брака является брачный договор, что отличает его от ряда других – в России, например, большинство женщин и мужчин считают брачный договор «оскорбительным» для супругов или не рассматривают его в принципе (по статистике за 2020 год на 770 000 браков было заключено 142 500 брачных договоров – всего 18%) [7; С. 56]. Предполагается, что мусульманское право предлагает людям более правильное и корректное понимание о сути семьи – это ответственность, взаимные права и обязанности, определенные роли и условия. При нарушении условий договора или при невыполнении в семье религиозных обязанностей, закрепленных источниками исламского права, брак может быть расторгнут, при этом, как правило, с выгодой и определенной защитой для пострадавшей стороны, что повышает его ценность. Брак в мусульманском понимании, несмотря на сложность его восприятия далеким от ислама людям, является наиболее разумной формой человеческого взаимодействия, поскольку его цель – служение Аллаху, из-за чего регулирование мусульманским правом данного вопроса поставлено на особенно высокие позиции, позволяя считать мусульманскую семью сильной и крепкой с позиции подхода к её формированию.

Подводя итоги, выделим ряд специфических черт мусульманского права:

  1. Неотделимость права и религии.
  2. Юридическая практика дополняет божественное право, а не заменяет.
  3. Мусульманское право претендует на регулирование абсолютно всех сторон жизни мусульманина.
  4. В светских государствах мусульманское право вынуждено мириться со светской судебной системе и уступать ей в ряде вопросов (определенные дозволения, наказания), однако по-прежнему берет на себя те аспекты жизни человека, которые не противоречат законодательству.
  5. Структура мусульманского права целенаправленно уделяет основное внимание двум важным отраслям – уголовному и семейному праву.
  6. Уголовное право по мусульманскому праву подразделяется в зависимости от того, насколько недопустимы деяния в соответствии с божественными источниками права.
  7. Семейное право по мусульманскому праву в значительной степени защищает права супругов, представляя собой договор, цель которого – служение Аллаху.

Указанными чертами мусульманское право не ограничивается, однако они достаточно ярко демонстрируют его специфику, при этом опираясь как на положительные моменты (роль семьи, её защищенность), так и на «отрицательные» в силу субъективности восприятия (суровость наказаний, неприемлемые для людей других религий запреты).



Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 14.08.2022).
  2. Зокиров З. Х. Коран как правовой источник // Вестник науки и творчества. – № 8 (32). – 2018. – С. 12-13.
  3. Зуйкова А. А. К вопросу об источниках мусульманского права // Вестник науки. – № 7 (7). – 2018. – С. 11-16.
  4. Кулиев Д. Т. Шариат и фикх: понятие, источники и соотношение // Исламоведение. – № 1 (43). – 2020. – С. 13-25.
  5. Примаков Д. Я. Особенности еврейской правовой системы: на примере сравнения еврейского и мусульманского права // Вестник Санкт-Петербургского университета. – № 1. – 2010. – С. 98-108.
  6. Кулиев Д. Т. Преступление согласно исламскому праву: понятие, соотношение с грехом и классификация // Исламоведение. – № 3 (49). – 2021. – С. 89-101.
  7. Поломошнов А. Ф., Поломошнов П. А. Мусульманская семья в свете кризиса семейно-брачных отношений // Исламоведение. – № 1 (51). – 2022. – С. 50-62.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: