» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Сентябрь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 (66) 2022

Автор: Бутова Нина Ивановна, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Художественно-эстетическое развитие в дошкольном возрасте

Статья просмотрена: 110 раз
Дата публикации: 12.09.2022

УДК 373.2

ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Бутова Нина Ивановна

Ястремская Татьяна Васильевна

Воспитатели

МБДОУ детский сад № 129, г. Иркутск

 

Аннотация: в статье речь идет об актуальности и значимости художественно-эстетического развития в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. О необходимости систематического, целенаправленного приобщения личности к миру культуры, художественно-эстетических ценностей, так как успешная работа в данном направлении способствует развитию индивидуальных природных способностей ребенка, раскрытию творческого потенциала.

Ключевые слова: самостоятельность, самовыражение, художественно-эстетическое развитие, творческие способности, самореализация.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования раскрывает художественно – эстетическое развитие личности как развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (рисование, лепка, аппликация).

Художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста - это создание такой образовательной системы, ориентированной, прежде всего на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую, музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность. Успешное художественно-эстетическое воспитание позволяет ребенку успешно и гармонично развиваться, совершенствуя художественный вкус в литературе, музыке, живописи и других видах искусства.

 Целью художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, в условиях реализации ФГОС дошкольного образования, является формирование основ художественно-эстетической культуры через приобщение его к ценностям культуры и искусства, развитие восприятия, сотворчество педагога и ребенка, формирование художественно-эстетической потребности, формирование художественного вкуса и эстетического отношения, формирование активности, инициативности и самостоятельности в художественном творчестве.

Многие исследования - Т.Г. Рубан, Е.Ю. Трацевская, Л.В. Бурая, С.С. Брикунова, О.С. Нечаева, С.А. Фадеева, С.В. Кузьмина. ЛИ Мун, Т.А. Цквитарня - убедительно подтверждали возможности искусства и эффективность использовании механизмов воздействия художественно-творческой деятельности, как средства творческой самореализации личности на разных ступенях образования, в том числе и дошкольного.

 В наше время художественно-творческая деятельность признается наиболее эффективным средством формирования эмоционально-ценностного отношения к себе, окружающему миру. Именно в процессе художественного творчества ребенок реализует свою потребность в самоактуализации, определяет своё место в обществе, находит свое «Я».

Творческая деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Рисование, лепка, аппликация и конструирование – виды деятельности, основным назначением которых является образное отражение действительности.

 Все дети талантливы, поэтому необходимо вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.

Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунки, аппликации, поделки). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Необходимо только создать условия, чтобы имеющиеся способности проявили себя и развились до максимально возможного уровня.

К условиям формирования потребности и творческой самореализации дошкольников относятся:

- создание атмосферы заинтересованности, психологического комфорта и эмоциональной раскрепощённости;

- создание специальной полихудожественной среды, способствующей комплексному художественному воздействию на эмоционально-чувственную сферу детей;

- учёт возрастных и психофизиологических особенностей развития ребёнка;

- предоставление ребенку свободы выбора деятельности;

- ненавязчивая, доброжелательная помощь педагога.

Наиболее эффективно процесс пробуждения интереса к художественно-творческой деятельности и формирование потребности в творческой самореализации будет протекать в условиях интеграции и взаимодействия искусств, где разные виды искусств выступают составляющими частями единого художественного пространства, способствуя его целостному восприятию. Внутренними связями, объединяющими их в единое целое, выступает единство художественных образов.

Художественно-творческая деятельность детей должна протекать в обстановке эмоционального подъёма, что способствует их внутреннему раскрепощению. Дети, овладевая разнообразными средствами художественно ворческого самовыражения, самоутверждения и попав в атмосферу творческого успеха, приобретают уверенность в своих силах, смелость и независимость. Это, в свою очередь, способствует раскрытию их творческого потенциала и формированию потребности в творческом самовыражении или самореализации.

 “ Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок ” - В.А. Сухомлинский.

В своей работе много внимания уделяем развитию творческих способностей детей в изобразительной деятельности. Важно, чтобы у ребенка всегда была возможность выбора. Постепенно совершенствуем умения детей самостоятельно действовать по собственному замыслу. Помогаем детям устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, учим находить и исправлять ошибки. Помощниками в этом могут стать картинки, фотографии, модели, наглядно, по шагам демонстрирующие детям очередность выполнения действий от постановки цели к результату. Это может быть последовательность процесса выполнения аппликации, лепки и пр.

Дети занимаются вместе с нами разными видами рисования, тестопластикой, аппликацией, делают поделки. Считаем, что маленьким детям нужно показывать как можно больше возможностей для творчества. Они способны прикладывать много стараний к тому, чтобы создавать какие-то интересные вещи. И они по-настоящему счастливы, когда у них это получается. 

В процессе художественной деятельности ребёнок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей.

 Работая с детьми, поняли, что одно из важных условий успешного детского художественного творчества – разнообразие и вариативность работы на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы вот – что нам помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Для нас важно, всякий раз создавать новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – вносить новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребят положительные эмоции, радостное удивление, желание творчески трудиться.



Список литературы:

  1. Бабунова Е.С., Градусова Л.В., Левшина Н.И., Мичурина Ю.А., Степанова Н.А., Турченко В.И., Чернобровкин В.А., Шепилова Н.А. Теоретико-прикладные основы социально-коммуникативного развития дошкольников. Магнитогорск, 2015.
  2. Бутенко Н.В. Теоретико-методологический регулятив художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста: теоретико-методологический аспект: монография. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012.
  3. Нагорная Л.А. Художественно-эстетическое развитие в ДОУ// Приоритетные направления развития науки и образования, 2014. № 3.
  4. Штырина И.А., Юркина А.Л.Создание условий, способствующих реализации художественно-эстетического развития воспитанников в соответствии с ФГОС дошкольного образования, 2015. № 7.
  5. Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова. Под ред. Э.В. Островский. М.: Инфра-М, 2015. С. 381.
  6. Яковлева С.С. Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в изобразительном творчестве // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-1. – С. 142-145.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: