» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Октябрь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №10 (67) 2022

Автор: Зайкин Пётр Владимирович, Бакалавр
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Конституционные основы рыночных отношений

Статья просмотрена: 90 раз
Дата публикации: 08.10.2022

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Зайкин Пётр Владимирович

магистрант, 1-й курс

Волгоградский государственный университет

 

Аннотация. В этой статье рассматривается институт финансово-экономических отношений, который анализируется сквозь призму конституционного права. Анализируются основные (фундаментальные) особенности и закономерности этого явления. Автор оценивает современное состояние законодательной базы и на основании этого делает вывод о необходимости внесения изменений. Для наглядности и объективности исследования проводится параллель с другими странами.

Цель исследования – выявить конституционные основы финансово-экономических отношений. Оценить существующие законодательные нормы, которые нашли своё отражение в Конституции Российской Федерации.

В результате делается вывод о необходимости внесения изменений в действующие на территории Российской Федерации законодательные акты. Предлагаются конкретные нормативно-правовые решения, способные качественно повлиять на дальнейшее развитие анализируемой сферы общественных отношений.

Ключевые слова: конституция, конституционное право, конституционные основы, законодательство, рыночные отношения

 

Рыночные отношения – важнейшая отрасль жизни общества, которая позволяет человеку удовлетворять свои потребности, пользоваться имеющимися благами. Но для правильного функционирования этого института необходимо иметь полноценный законодательный аппарат, который с помощью имеющихся инструментов сможет регулировать возникающие между субъектами отношения.

Свобода рыночных отношений является одним из основополагающих конституционных принципов. А его изучения становится непростой задачей, поскольку данная сфера имеет множество аспектов, которые необходимо учитывать при изучении. Начинать исследование необходимо с поиска внутреннего содержания конституционного регулирования интересующих общественных отношений. Также следует установить, предусматриваются ли на конституционном уровне серьёзные ограничения, препятствующие свободному перемещению денежных масс по территории Российской Федерации.

Главная экономическая основа финансово-рыночных отношений предусматривается статьёй 8 Конституции Российской Федерации. Особенный интерес вызывает часть 1, которая закрепляет единство экономического пространства. В соответствии с её положениями предусматривается, что все товары, услуги и финансовые массы спокойно могут перемещаться по территории государства[1].

Следующий важнейший момент заключается в том, что государство максимально поддерживает конкурентную среду. В этом нет ничего удивительного, поскольку наличие монополии совершенно точно сказывается на наличии отрасли негативно. С одной стороны, сильная компания/организация способна решать серьёзные задачи, она выполняет крупные заказы, в том числе и государственные. Но на дистанции наличие монополии всё равно разрушает рыночные отношения, мешает их нормальному функционированию.

Принцип свободы экономической деятельности предусматривает определённый диспозитивный метод, направленный на регулирование отношение посредством позволения, предоставления свободы. Государство прекрасно понимает, что предпринимательская деятельность является специфичной, требует использования специальных инструментов, способов и методов ведения[2].

Предпринимательская деятельность осуществляется на страх и риск человека, который принимает решение связать с ней жизнь. Но при этом следует осознавать, что совершенного отсутствия контроля от государства быть не может. Оно не может вмешиваться в непосредственную хозяйственную деятельность, диктовать условия, определять планы дальнейшего развития и определять директивы. Но при этом есть рычаги контроля, которые определены государственными интересами. Они реализуются посредством претворения в жизнь норм гражданского и финансового законодательства. Первое в основном сосредоточено на юридических формах, которые обретают экономические отношения субъектов. Второе – направлено на установление специальных налогов, которые регулируют доходы от предпринимательской деятельности.

Также Конституция Российской Федерации во второй части статьи 8 предусматривает многообразие и равную защиту форм собственности. Это также важнейшее положение, которое подкрепляет принцип свободы предпринимательства. Закрепляется три формы собственности: частная, государственная и муниципальная. Вообще, законодательство допускает определённую лазейку. Согласно нормам права, допускаются и иные формы собственности. Но фактически их не существует, да и особенной необходимости в их существовании нет.

Со временем происходит слияние некоторых форм в научной доктрине. В частности, государственную и муниципальную собственность уже сейчас именуют «публичная». Она называется так из-за того, что фактически принадлежит всему народу Российской Федерации, либо населению определённых субъектов. Но при этом фактическим собственным остаётся государство в лице органов власти. Ещё одним важнейшим моментом является равный правовой режим[3].

Стоит отметить и то обстоятельство, что свободе предпринимательства также посвящена статья 34 Конституции Российской Федерации. Именно ей предусмотрено право на свободное использование способностей для экономической, в том числе и предпринимательской, деятельности. Специальными навыками, что очевидно, может обладать исключительно человек. Соответственно, положения данной статьи ориентированы именно на физических лиц. Именно в этом и заключается её ключевое отличие от статьи 8. В ней в качестве субъекта могут фигурировать юридические лица, а также органы государственной власти.

Ещё одно важное различие заключается в том, что в статье 34 акцент делается на предпринимательской деятельности. Именно она ставится во главу угла, а затем говорится о наличии ещё и экономической деятельности. А статья 8 Конституции Российской Федерации является в первую очередь гарантом экономической деятельности в общем её значении. Это позволяет сделать вывод о том, что круг субъектов в этой норме намного шире, как и сфера действия.

Анализ существующей законодательной базы заставляет немного иначе взглянуть на содержание норм и выработать своё видение. Кажется целесообразным формулирование принципа «ограничения свободы предпринимательской деятельности». Он подкрепляется существованием интересов государства, через которые ни в коем случае нельзя переступать.

Правовая доктрина уже давно сформировала понимание, что свобода предпринимательства давно уже имеет собственные границы, рамки. Они обусловлены существованием интересов (государственных, общественных). В нужный момент она совершенно справедливо подвергается корректировке в зависимости от сложившейся ситуации[4].

Законодательным образом в Российской Федерации предусматриваются ограничения, которые накладываются при заключении договоров, сопряжённых с осуществлением предпринимательской деятельности. Одним из ярких примеров является публичное соглашение, положения по которому находятся в статье 426 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Справедливым является замечание, что к любой предпринимательской деятельности в соответствии с договором могут предъявляться требования, касающиеся технического соответствия, а также соблюдения норм безопасности. Фактически, никакого прямого запрета на деятельность не накладывается. Но при этом происходит определенное обременение. Субъекты лишаются возможности заниматься предпринимательством, пока не приведут всё в строгое соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации[5].

Выше был рассмотрен вариант с частичным ограничением, которое является частичным, не сильно откладывает отпечаток на деятельность. Но есть и абсолютные запреты, которые нельзя обойти. В частности, следует помнить об ограничениях, которые вводятся Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции»[6].

В соответствии с этим документом, полностью запрещены любые действия, которые сопряжены со злоупотреблением своим положением. Дело в том, что фактически государство старается бороться с монополиями. Но на деле полностью от них избавиться не получается. Кроме того, есть отдельные сферы и отрасли, где существование монопольных продуктов выглядит органично. Именно по этой причине очень важно контролировать ситуацию в этих направлениях. Например, необходимо следить и управлять ростом цен на товары и услуги, чтобы их монопольный владелец не мог самостоятельно разрушать рынок.

Ещё один важный аспект касается контроля над ведением конкуренции. Государству важно следить за тем, чтобы цены формировались естественным образом. Поэтому важно внимательно отслеживать любые попытки сговора. Например, раньше в Соединённых Штатах Америки было довольно распространено такое явление, как искусственное занижение цен на товары. Чтобы выиграть конкуренцию, автомобильные заправки начинали синхронно опускать цены на топливо. Ситуация доходила до абсурда, поскольку в некоторых ситуациях за бензин и газ платили считанные копейки. В итоге государству пришлось вмешиваться в ситуацию. Суд вынес решение о неправомерности действий владельцев заправочных станций. Они получили существенный штраф, а также были предупреждены о запрете на повторение подобной ситуации.

В Российской Федерации складывается подобная ситуация. С одной стороны, каждый предприниматель волен самостоятельно выбирать цену своих товаров и услуг. Но если заметно, что он существенно занижает котировки, демпингуя рынок и привлекая новую аудиторию, государство старается моментально пресекать такую деятельностью

Важно понимать, что ограничение права предпринимателя на свободное осуществление своей деятельности не противоречит Конституции Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 статьи 55 подобные действия могут быть вполне допустимы в той ситуации, когда они являются обоснованными, вызванными интересами государства и общества[7].

Исходя из перечисленных выше обстоятельств, можно сделать следующий вывод: интересы государства и общества превалируют над свободой предпринимательства. Более того, придерживаться этой позиции должно лицо, которое применяет нормы законодательства на практике.

Научная доктрина довольно часто подчёркивает важность основополагающих конституционных принципов. Возникает ещё одна коллизия. Она решается довольно просто. В Конституции Российской Федерации необходимо добавить часть 3 статьи 8. Там необходимо указать на то, что при наличии достаточных на то оснований (указывающих на нарушение интересов государства и общества) свобода предпринимательской деятельности может быть ограничена.

Останавливаться на этом не стоит, поскольку подобное нововведение в чистом виде обречено на неверную трактовку. Стоит отметить, что в международном праве данный вопрос представлен достаточно корректно, трактовки предполагают меньшую свободу, но не требуется сталкиваться с перечисленными выше коллизиями.

Например, в Конституции Франции можно найти следующие положения «Гражданам не может быть воспрещено заниматься каким угодно трудом, земледелием, промыслом, торговлей»[8]. С одной стороны, законодатель довольно сильно расширяет правомочия предпринимателей. Они могут заниматься любым делом, которое не противоречит законодательству. С другой, нет обещания отсутствия препятствий при непосредственном осуществлении самой предпринимательской деятельности.

Очень хорошо сформулирован необходимый принцип ограничения в статье 74 Конституции Дании. Она в действующей редакции содержит норму о том, что: «любое ограничение свободного и равного доступа к предпринимательской деятельности, если только оно не служит целям общественного блага, подлежит устранению государством»[9].

О чём свидетельствует такая формулировка? Государство и общество не могут вмешиваться в предпринимательскую деятельность, если она никак не посягает на их интересы. Но если происходит подобное вторжение, законодатель изначально понимает, что необходимо корректировать общественные отношения, направлять их в нужное русло.

Ещё один любопытный подход можно найти в Конституции Испании. Там прямо указано, что: «признается свобода предпринимательства в рамках рыночной экономики. Органы власти гарантируют и охраняют ее осуществление, а также обеспечивают защиту производства в соответствии с общими экономическими требованиями, включая планирование».

 В Конституции Швейцарии 1999 г. применен другой законодательно-технический прием: многократное использование термина «экономическая свобода» в ряде статей, причем и в значении субъективной свободы (ст. 27), и в значении институциональной гарантии (ст. 94 и др.). В последнем значении экономическая свобода намного шире собственно индивидуального права и выражает основополагающее решение для рыночного и ориентированного на конкуренцию хозяйства.

Подводя итог анализу, можно прийти к выводу, что на данный момент на территории Российской Федерации закреплён принцип свободы предпринимательской деятельности. Он означает, что товары, финансовые объёмы и услуги могут свободно перемещаться по территории страны. Кроме того, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Складывается ощущение, что на данный момент законодатель недостаточно отразил необходимые положения в Конституции Российской Федерации. Видится разумным внесение законодательных изменений, в соответствии с которыми действия по ограничению этого принципа могут быть допустимыми. Они должны вызываться обстоятельствами существенного нарушения интересов государства и общества. Кроме того, стоит обратить внимание на законодательные формулировки зарубежных стран, которые довольно ответственно подошли к рассматриваемому вопросу.



Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации: принята 12 декабря 1993 г. Официальный текст. - М.: Омега-Л, 2021. - 39 с.
  2. Гаджиев, Г. А. Конституционная экономика. Учебное пособие. - М.: Юстицинформ, 2000. - С. 162; Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / отв. ред. В.В. Лазарев. - М., 2003 (СПС «Гарант-Максимум»).
  3. Конституция 1993 г. и экономические реформы в России // Конституционное право: восточно-европейское обозрение. - 2003. - № 4. - С. 166-167.
  4. Сидоркин А.С. Принципы права: понятие и реализация в российском законодательстве и судебной практике: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 3.
  5. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. М., 2005. С. 71.
  6. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (с изменениями и дополнениями).
  7. Шаповалова, Н.Ю. Конституционные ограничения прав и свобод участников фондового рынка в условиях административной реформы // Правовая наука и реформа юридического образования. Сб. науч.
  8. О теории и практике экономической конституции см. подробнее: Андреева ГН. Экономическая конституция в зарубежных странах. - М., 2006.
  9. Конституции государств Европы. В 3 т. - М., 2001. - Т. 2.


[1] Конституция Российской Федерации: принята 12 декабря 1993 г. Официальный текст. - М.: Омега-Л, 2021. - 39 с.

[2] Гаджиев, Г. А. Конституционная экономика. Учебное пособие. - М.: Юстицинформ, 2000. - С. 162; Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / отв. ред. В.В. Лазарев. - М., 2003 (СПС «Гарант-Максимум»).

[3] Конституция 1993 г. и экономические реформы в России // Конституционное право: восточно-европейское обозрение. - 2003. - № 4. - С. 166-167.

[4] Сидоркин А.С. Принципы права: понятие и реализация в российском законодательстве и судебной практике: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 3.

[5] Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. М., 2005. С. 71.

[6] Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (с изменениями и дополнениями).

[7] Шаповалова, Н.Ю. Конституционные ограничения прав и свобод участников фондового рынка в условиях административной реформы // Правовая наука и реформа юридического образования. Сб. науч.

[8] О теории и практике экономической конституции см. подробнее: Андреева ГН. Экономическая конституция в зарубежных странах. - М., 2006.

[9] Конституции государств Европы. В 3 т. - М., 2001. - Т. 2.



Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: