» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Октябрь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №10 (67) 2022
Автор: Потехина Яна Валерьевна, Магистрант
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Перспективы развития механизма правового регулирования интернет-отношений
Дата публикации: 11.10.2022
УДК 34.096
ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ОТНОШЕНИЙ
Потехина
Яна Валерьевна
магистрант
Ромашов
Роман Анатольевич
доктор юридических наук,
профессор
Ленинградского
государственного университета имени А. С. Пушкина
Российская Федерация, г.
Санкт-Петербург
Аннотация. В
статье рассматриваются общие позиции Интернет-права и интернет-правоотношений
на современном этапе развития сети «Интернет», в частности, в Российской
Федерации. Делаются выводы об определенных особенностях правового регулирования
интернет-отношений ввиду специфики и сложности технического устройства сети
«Интернет». Предполагаются возможности дальнейшего развития правового
регулирования применительно к данной сфере.
Ключевые
слова: интернет, информация, интернет-отношения, интернет-правоотношения,
интернет-право, механизм правового регулирования, правовое регулирование,
информационная безопасность.
Интернет-отношения
– относительно новая сфера правового регулирования. Вплоть до XXIвека общественные отношения в сети
«Интернет» практически регулировались, несмотря на то что первая компьютерная
сеть ARPANETбыла
разработана и запущена ещё в 1969 году [1; С. 873]. Со временем доступность для
широкого круга лиц сети «Интернет», с одной стороны, усилила глобализацию и
внедрение современных технологий в жизни человечества, но, с другой стороны,
породила новые формы общественных отношений, требующих особого внимания со
стороны государства и права.
Некоторые
ученые называют «Интернет-право» новой отраслью права, другие же категорически
не соглашаются с подобным и утверждают, что это, скорее, комплексный институт,
входящий в каждую конкретную отрасль отдельной своей частью. Подход к категории
«Интернет-право» как к чему-то обособленному сложен ввиду характера
регулируемых отношений – они затрагивают различные отрасли права
(конституционное, уголовное, гражданское, административное, финансовое,
международное и другие) [2; С. 139].
Гражданское
право давно тесно переплетается с интернет-отношениями – это область авторских
прав и интеллектуальной собственности в сфере сетевого искусства (WebArt). Финансовое право также в последнее время
имеет значение для интернет-отношений – в сфере регулирования криптовалюты.
Влияние административного права на область интернет-отношений относительно
недавно начало серьезно ощущаться жителями России. С появлением сайтов как
«Портал государственных услуг Российской Федерации» начали активно
предоставляться различные услуги, которые ранее получить можно было только в off-lineрежиме
– вплоть до осуществления процедуры оформления нового паспорта или лицензии на
совершение определенных действий, а также оплата административных штрафов или
налогов. Определенным образом затронуто с уголовное право, поскольку в сети
«Интернет» могут распространяться различные запрещенные материалы или
совершаться противозаконные сделки, которые также необходимо регулировать для
безопасности граждан Российской Федерации.
Международное
право тесно вплетается во все названные интернет-отношения, поскольку сеть «Интернет»
глобальна, затрагивает различные государства, их граждан, из-за чего
игнорировать влияние зарубежного права невозможно в отношении определенных
вопросов. Так, разрешенные в одной стране действия или высказывания могут
преследоваться по закону в другой, из-за чего определенная степень понимания
взаимодействия законодательства постепенно вырабатывается как у обычных
пользователей, так и у тех, кто профессионально занимается продвижением
каких-либо продуктов или идей путем пространства сети «Интернет».
Наполнение
правовым содержанием интернет-отношений неминуемо, оно складывается само собой,
постепенно органично перенимая известные механизмы правового регулирования и
адаптируя их к специфике сети «Интернет», либо вырабатывая новые. Вместе с тем,
те пользователи сети, которые сталкивались с ней в самом начале, были вынуждены
самостоятельно разрабатывать правила поведения на отдельных платформах (форумы,
переписки и т.д.), однако со временем массовость характера пользования
социальными сетями и различными платформами вынудила государство прибегнуть к
определенным жестким рамкам в отношении ряда вопросов (мошенничество, взлом
аккаунтов, кража паролей, распространение порнографии, продажа запрещенных
веществ).
Как
показывает история развития интернет-отношений, государство и право постепенно
берут на себя большую роль в дальнейшем развитии сети «Интернет» в части тех
вопросов, которые не могут быть самостоятельно урегулированы участниками данных
отношений. Например, это касается присутствия несовершеннолетних в социальных
сетях и информации, которая может быть ими предоставлена или нуждается в
защите, а также в части распространения запрещенного контента. Несмотря на то,
что «свобода» интернет-отношений тем самым в некотором роде ограничивается, та
роль, которую играет сеть «Интернет» в современном мире предполагает наличие
определенного регулирования для защиты людей, не подготовленных к различным
ситуациям, к которым могут привести их осознанные или неосознанные действия.
В
Российской Федерации одним из базовых по части регулирования сети «Интернет»
является Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации,
информационных технологиях и о защите информации» (далее – ФЗ № 149-ФЗ)[3]. Он
содержит основные понятия (такие как «информация», «сайт», «сетевой адрес») и
принципы правового регулирования. В данной ситуации у ряда исследователей
возникает вопрос относительно соотношения Интернет-права и информационного
права, однако многие из них сходятся в мнении, что Интернет-право – это не
составная часть информационного права, они соотносятся также, как
Интернет-право соотносится с иными отраслями права [2; С. 137].
В
зависимости от объекта, на который направлены интересы субъектов, действуют
нормы соответствующей отрасли права со спецификой интернет-правоотношений.
Например, общественные заведения, предоставляющие доступ к сети «Интернет», в
обязательном порядке формируют реестр посетителей, и, в случае распространения
запрещённого контента, процесс опознания и привлечения к ответственности будет
упрощен (ужесточение борьбы с терроризмом) [4; С. 10].
Подводя
итоги, предполагается, что Интернет-право – это действительно новая область
права, включающая в себя различные нормы, акты, законы, в той или иной мере
затрагивающие интернет-отношения, при этом Интернет-право выступает в качестве
комплексного межотраслевого института.
Несмотря
на быстрое развитие правового регулирования интернет-отношений, все ещё
существуют вопросы, которые нуждаются в дополнительной разработке.
Предполагается, что особую сложность представляет вопрос предметного состава
правового регулирования в сети «Интернет» – например, покупка товаров уже является
привычным действием для практически любого рядового пользователя, однако в
части технического обеспечения, обращения к программам, оформление подписок и
другие вопросы, связанные с электронными документами или специфичными
инструментами сети «Интернет», остаются недостаточно понятными для обычного
пользователя – присутствует множество «фишинговых» сайтов, практически
полностью копирующих официальные сайты тех или иных продуктов, из-за чего
неопытного пользователя легко обмануть. Вместе с тем, каких-то определенных
конкретных указаний со стороны законодательства относительного данного вопроса
на данный момент нет, как и мер, способствующих защите пользователей от
подобного мошенничества. Если вне виртуального пространства продукты стараются
каким-то образом маркировать, либо предлагать соответствующую документацию,
сертификаты и другие пути защиты потребителей, то в сети «Интернет» крайне
сложно определить, на каком сайте продают реальный продукт (программу), а на
каком пытаются обмануть пользователя, предлагая перевести деньги и ничего не
предоставляя взамен –бывает сложно доказать, что деньги были переведены в
обмен на какой-то товар или услугу.
Ещё
одну сложность представляет внедрение средств защиты сети «Интернет» внутри
какого-то конкретного государства. Например, согласно ст. 10.1 ФЗ №
149-ФЗ, с 1 октября 2018 года Интернет-провайдер обязан хранить текстовые
сообщения, голосовую информацию, изображения, звуки, видео и другую информацию [5].
С одной стороны, подобная мера действительно в перспективе способна помочь
правоохранительным органам в раскрытии преступлений, обнаружении
правонарушений, противодействии терроризму. С другой стороны, его практическая
реализация слишком дорого обходится отдельному Интернет-провайдеру, что либо
снижает доступность сети «Интернет» для обычного пользователя в силу завышенных
затрат провайдера на покупку и обеспечение специального оборудования, либо, по
факту, игнорируется, делая данное нововведение не работающим. Из-за этого в
будущем было принято соответствующее Постановление Правительства Российской
Федерации от 28.03.2022 № 498 с целью снизить затраты операторов связи на
системы хранения трафика [6]. Подобное изменение было правильным в части
снижения нагрузки на операторов связи и доступности сети «Интернет», но изначально
сама по себе идея показательна с позиции необходимости согласования
соизмеримости результата и стоимости каких-либо решений. Поскольку сеть
«Интернет» – это не нечто абстрактное, а сложно устроенная всемирная
информационная компьютерная сеть, представляющая собой совокупность технически
сложных решений, без серьезных технических познаний и взаимодействия со
специалистами вносить какие-либо изменения, руководствуясь привычными для вне
виртуального пространства методами, невозможно. Объем информации, ежедневно
проходящий через сеть, невообразимо велик, из-за чего определенные решения по
его контролю могут не работать в текущих условиях и с текущими техническими
возможностями.
Резюмируя,
предполагается, что развитие механизма правового регулирования интернет-отношений
должно строиться с учетом специфики сети «Интернет», а также в направлении
грамотного соотношения следующих особенностей:
- Технические возможности правового регулирования (способность государства реализовать предложенные идеи с учетом технической сложности и стоимости тех или иных проектов).
- Степень ограничения конституционного права на информацию, закрепленного в ст. 29 Конституции Российской Федерации (при этом с учетом доступности сети «Интернет» для несовершеннолетних лиц и действующего российского законодательства).
- Проверка «подлинности» сайтов в сети «Интернет» (разработка методов и технических средств для подтверждения подлинности тех или иных сайтов, к которым имеет доступ среднестатистический пользователь сети «Интернет»).
- Верификация личности (для защиты пользователей сети «Интернет» и снижения уровня анонимности, что позволит снизить возможную противоправную деятельность из-за позиции «безнаказанности») и валидация данных (для защиты от фишинговых сайтов и тому подобных способов обмана пользователей).
- Доступность для пользователей нормативных правовых актов, регулирующих интернет-отношения (различные варианты: выделение специализированного «пласта» нормативных правовых актов, либо включение дополнительных статей в имеющиеся кодифицированные отраслевые акты по тем или иным вопросам).
Предполагается,
что в данный момент государство и право достаточно активно взаимодействует с
сетью «Интернет», однако со временем вмешательство государства и стремление к
правовому регулированию информационного пространства будут усиливаться, что, с
одной стороны, защищает граждан, а с другой – в определенной мере корректирует
«свободу» интернет-пространства, присущую сети «Интернет» в ранние годы его
существования. Массовость пользования сетью «Интернет» делает подобное
стремление государства вмешиваться в правовое регулирование необходимым,
поскольку в обратном случае есть риск серьезных нарушений в правах и свободах
человека из-за различного рода противоправных деяний.
Список литературы:
- Зацаринный А. А. Система обмена данными как образец системного подхода к созданию крупных информационных систем // Современные информационные технологии и ИТ-образование. – 2020. – № 4 (16). – С. 872-882.
- Анисимова А. С. Становление интернет-права: междисциплинарный подход // Государственно-правовые исследования. – 2020. – № 3. – С. 136-140.
- Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета, № 165, 29.07.2006.
- Малько А. В., Анисимова А. С. Механизм правового регулирования интернет-отношений: понятие и специфика // Правовая политика и правовая жизнь. – 2016. – № 2. – С. 8-13.
- Федеральный закон от 06.07.2016 № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» // Российская газета, № 149, 08.07.2016.
- Постановление Правительства РФ от 28.03.2022 № 498 «О внесении изменений в Правила хранения операторами связи текстовых сообщений пользователей услугами связи, голосовой информации, изображений, звуков, видео- и иных сообщений пользователей услугами связи, приостановлении действия отдельного положения указанных Правил и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2021 г. № 914» // Собрание законодательства РФ, 04.04.2022, № 14, ст. 2279.
Комментарии: