» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (68) 2022

Автор: Таткова Марина Юрьевна, Магистрант
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Пределы правомерного ограничения конституционного права на информацию

Статья просмотрена: 79 раз
Дата публикации: 18.10.2022

УДК 342.7

ПРЕДЕЛЫ ПРАВОМЕРНОГО ОГРАНИЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ИНФОРМАЦИЮ

Таткова Марина Юрьевна

магистрант

Ромашов Роман Анатольевич

доктор юридических наук, профессор

Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина

Российская Федерация, г. Санкт-Петербург

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются основные пределы правомерного ограничения конституционного права на информацию. Приводится перечень нормативных правовых актов, устанавливающих подобные ограничения. Обосновывается правомерность ограничения отдельных видов информации и его положительное влияние на защиту прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации без нарушения конституционного права на информацию. Производится оценка разумности введения в действие Информационного кодекса Российской Федерации. Делаются общие выводы о состоянии ограничения информации в Российской Федерации в настоящее время.

Ключевые слова: информация, право на информацию, конституционное право на информацию, свобода информации, свобода слова, информационное пространство, информационный кодекс, ограничение информации, ограничение свободы слова, противозаконная информация, закрытое судебное разбирательство, конфиденциальная информация, государственная тайна, коммерческая тайна.

 

Право на информацию – конституционное право каждого, закрепленное в ст. 29 Конституции Российской Федерации в числе фундаментальных прав [1]. Первые акты о свободе слова и информации появились ещё в XVII-XVIIIвеках – английский Билль о правах 1689 г. и первая поправка к Конституции США 1787 г. содержали в себе указание на свободу слова, после чего уже многие европейские страны, а также Российская империя гарантировали данную свободу в своих конституционных актах [2; С. 155]. Несмотря на это, можно утверждать, что право на информацию – это относительно новое явление для истории человеческой цивилизации. В основном право на информацию всегда значительно ограничивалось или вовсе не выделялось как существенное – информация могла раскрыть неудобную или неприятную для действующей власти правду, либо позволить обойти в развитии своих оппонентов враждующим или недружелюбным странам, что особо остро ощущалось в годы развития ядерного оружия и присутствует в отношении новейших военных разработок по сей день. Именно указанные обстоятельства стали причиной отсутствия на протяжении длительного времени права на информацию среди основных прав и свобод человека и гражданина.

Право на информацию, закрепленное в ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации, подобно другим конституционным правам, нельзя назвать абсолютным и ничем не ограниченным. Самые основные ограничения и пределы права на информацию содержит этот же документ – в ч. 3 ст. 17, которая устанавливает осуществление прав и свобод человека и гражданина исключительно без нарушений прав и свобод третьих лиц. Таким образом, право на информацию в первую очередь ограничивается тем, насколько оно может нарушить права и свободы третьих лиц – например, оценка того, насколько распространение той или иной информации может навредить другому человеку, является обоснованием при соответствующих правовых положениях для ограничения права на информацию. Право на информацию как фундаментальное право человека включает в себя три составляющие: 1) свобода мысли и слова (ч. 1 ст. 29); 2) свободное выражение взглядов и убеждений (ч. 3 ст. 29); 3) право на свободное получение и распространение информации (ч. 4, ч. 5 ст. 29) [3; С. 150].

Пределы правомерного ограничения конституционного права на информацию установлены в ряде актов.Прежде всего, ст. 24 Конституции Российской Федерации устанавливает, что о частной жизни лица сбор, хранение, использование и распространение информации недопустимы, если нет на то согласия. Вместе с тем, такая информация может быть доступна в ряде случаев в соответствии с Конституцией Российской Федерации: 1) ч. 3 ст. 41 (должностные лица не могут скрывать информацию – факты и обстоятельства – создающие угрозу жизни и здоровью людей); 2) ст. 42 (право каждого на информацию о состоянии окружающей среды); 3) ч. 1 ст. 123 (открытое разбирательство во всех судах).

Относительно ограничения права на информацию другими нормативными правовыми актами действуют следующие положения, связанные с понятиями «конфиденциальная информация», «государственная тайна» и «коммерческая тайна»:

1.               В ст. 41 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон РФ «О СМИ») установлено ещё одно ограничение доступа к информации – это касается конфиденциальной информации [4]. Перечень подобной информации был утвержден в Указе Президента Российской Федерации от 06.03.1997 № 188 [5].В ч. 5 ст. 29 Конституции Российской Федерации гарантируется свобода массовой информации и запрет цензуры, что дополнительно закрепляется в ст. 3 и ст. 58 Закона РФ «О СМИ». Вместе с тем, запрет цензуры не препятствует контролю за рынком СМИ – определенные вопросы, связанные с соотношением свободы СМИ и соблюдения принципа добросовестной конкуренции закреплены в Федеральном законе от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» [6].

2.               В ст. 2 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» ограничен доступ к информации, являющейся государственной тайной. За выдачу подобной информации устанавливается уголовная ответственность согласно ст. 283 Уголовного кодекса Российской Федерации[7].

3.               В ст. 3 Закона РФ «О коммерческой тайне» установлена возможность ограничения информации, связанной с возможностью получить какую-либо коммерческую выгоду [8], как бы отражая легендарный афоризм Натана Ротшильда: «Кто владеет информацией – тот владеет миром». По этой же причине в ряде случаев судом принимаются ходатайства о разбирательстве дела в закрытом судебном заседании в связи с сохранением коммерческой или иной охраняемой законом тайны, что не противоречит ст. 13 Конституции Российской Федерации.

Отметим, что в ряде случаев закрытое судебное разбирательство допустимо и по другим вопросам, не связанным с перечисленными понятиями «государственная тайна» и «коммерческая тайна» – например, в ст. 241 Уголовно-процессуального кодекса РФ и в ст. 10 Гражданского процессуального кодекса приведен перечень дел, по которым подобное возможно без нарушения конституционных положений [10, 11].

В последние годы особое внимание по части ограничения информации занимает пространство сети «Интернет». После 2012 года де-факто используется административный порядок принятия решения о блокировании определенных видов запрещенного контента, например, детской порнографии, распространения наркотических веществ и ряд других вопросов, связанных с противозаконной деятельностью [11; С. 75]. Несмотря на значительное ограничение права на информацию предполагается, что подобные решения направлены, прежде всего, на защиту прав и свобод человека и гражданина по ст. 17 Конституции Российской Федерации, что никоим образом не ограничивает и не отменяет действие ст. 29 и право доступа к информации.

Количество актов, связанных с ограничением информации и с доступом к информации в целом, приводит большинство исследователей к позиции, что со временем в Российской Федерации может быть разработан и представлен Информационный кодекс Российской Федерации. Предполагается, что разработка подобного документа может быть связана со многими проблемами, поскольку «информационное право» тесно связано практически со всеми действующими отраслями права, из-за чего его вынесение в отдельный кодифицированный акт может скорее усложнить правоприменение, нежели облегчить, однако определенные предпосылки для создания подобного нормативного правового акта присутствуют: 1) конкурирующая и развивающаяся информационная среда; 2) необходимость современного и своевременного юридического регулирования отдельных вопросов (в большинстве случаев связанных с деятельностью в сети «Интернет»); 3) необходимость выстраивания эффективного и быстрого доступа ко всем основным аспектам регулирования информационных взаимоотношений, особенно по части ограничения конституционного права на доступ к информации.

Подводя итоги, конституционное право на информацию играет важную роль в каждом государстве и праве, а для его регулирования в Российской Федерации принято множество нормативных правовых актов, раскрывающих положения Конституции Российской Федерации по данному вопросу. Предполагается, что ограничение конституционного права на информацию, сложившееся в России, является разумным и правомерным, позволяющим в должной мере обеспечивать государственную безопасность, защиту публичных прав и частных интересов. Вместе с тем, исследование вопроса доступности информации, права на информацию и ограничения права на информацию – актуальное и необходимое направление, поскольку ограничение доступа к информации, даже правомерное и ставящее целью защитить другие права и свободы, постепенно может слишком сильно повлиять на доступ к информации (либо ограничить её распространение), чрезмерно нарушая конституционное право человека и гражданина.



Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 10.10.2022).
  2. Эктумаев А. Б. О месте свободы слова в системе конституционных прав и свобод // Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. – № 5 (95). – С. 153-156.
  3. Растегари С. Право человека на информацию и пределы его правомерного ограничения // E-Scio. – 2020. – № 11 (50). – С. 148-155.
  4. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 14.07.2022) «О средствах массовой информации» // Российская газета, № 32, 08.02.1992.
  5. Указ Президента РФ от 06.03.1997 № 188 (ред. от 13.07.2015) «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» // Российская газета, № 51, 14.03.1997.
  6. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О рекламе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.10.2022) // Российская газета, № 51, 15.03.2006.
  7. Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 04.08.2022) «О государственной тайне» // Российская газета, № 182, 21.09.1993.
  8. Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О коммерческой тайне» // Российская газета, № 166, 05.08.2004.
  9. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 07.10.2022) // Российская газета, № 249, 22.12.2001.
  10. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 07.10.2022) // Российская газета, № 220, 20.11.2002.
  11. Хныкин И. Н. Право на информацию в Российской Федерации – ограничения конституционных прав граждан на информацию // Проблемы науки. – 2019. – № 11 (47). – С. 73-78.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: