» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (68) 2022

Автор: Половиткина Елена Витальевна, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Концепция патриотического воспитания дошкольников

Статья просмотрена: 66 раз
Дата публикации: 28.10.2022

УДК 37

КОНЦЕПЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Половиткина Елена Витальевна

Аксенова Светлана Николаевна

воспитатель

МБДОУ детский сад №129, г. Иркутск

 

Аннотация. В данной статье раскрыта проблема патриотического воспитание детей дошкольного возраста в настоящее время: какие использовать методы, чтобы воспитать настоящего патриота.

Ключевые слова: воспитание, патриотическое воспитание, нравственно-патриотическое воспитание.

 

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения не нова и имеет глубокие корни. Однако быстро меняющийся социальный мир раскрывает более сложные грани осуществления данного процесса в системе образования. Актуальность исследования обусловлена тем, что уровень развитости патриотизма у граждан любой страны имеет большое влияние на развитие всех сфер данного государства, что обуславливает необходимость воспитания указанного качества у подрастающего поколения. В настоящее время патриотическое воспитание является частью социально-нравственного воспитания. Социальный заказ общества на воспитание патриотизма [2].

  Придерживаясь принципа – от малого к великому, своевременное формирование у детей чувства патриотизма необходимо начинать в младшем дошкольном возрасте с воспитания любви и привязанности к малой Родине: к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, к тому месту, где ребёнок родился, где находится его дом, улица, детский сад. «Патриотизм начинается с колыбели, — отмечал В. А. Сухомлинский. — Не может быть настоящим сыном своего Отечества тот, кто не стал истинным сыном матери и отца».

Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.

Патриотическое воспитание – это система мероприятий, направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину.

Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [3].

 Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает знание таких фактов: символика края, региона, города и страны, основные символы страны, прописанные в конституции: флаг, герб и гимн должны быть известны каждому ребенку, который заканчивает ДОУ, действующее правительство. Каждый ребенок должен знать имя президента, уметь определить на фотографиях.

Работа по патриотическому воспитанию ведется поэтапно, что бы дети смогли усвоить и прожить весь путь становления патриота:

  • предварительный, базовый (формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств);
  • художественно-ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным искусством);
  • когнитивно-эмоциональный (развитие интереса к своей стране);
  • эмоционально-действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности).

- Воспитательная работа по становлению патриотизма должна носить комплексный характер, охватывать все виды деятельности дошкольника. Важно дать понять детям, что патриотизм — не просто абстрактное понятие, а повседневное проявление любви к своей стране, деятельности для ее блага. Педагогу стоит выстроить деятельность детей таким образом, чтобы она соответствовала принципам регионализации образования и требованиям ФГОС — через расширение используемых методических материалов, разработку новых форм работы с детьми, организацию проектной, исследовательской, творческой совместной активности.

- Развитие патриотических чувств невозможно без коллективной деятельности, позволяющей каждому индивиду осознавать нормы поведения, особенности гражданских и социальных взаимоотношений. Приобщение детей к празднованию памятных дат, участию в мероприятиях нравственно-патриотической направленности помогает выработать формы поведения, советующие образу будущего сознательного гражданина, достойного продолжателя славных традиций русского народа [1].

Таким образом, патриотическое воспитание в детском саду включает в себя следующие компоненты:

  • Содержательный компонент (овладение ребенком доступным объемом представлений и понятий об окружающем мире)
  • Эмоционально-побудительный компонент (сформированное положительное отношение к полученным знаниям об окружающем мире)
  • Деятельностный компонент (реализация прочувственных и осознанных знаний в деятельности и поступках)

Патриотизм в детском саду — не проблема одного воспитателя. Задействовать ребенка в гражданско-патриотической программе воспитания могут три категории людей:

- Члены семьи. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов). Необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

- Педагоги в детском саду. Сюда относится не только воспитатель группы, но и психологи, музыкальные руководители и учитель физического воспитания.

- Администрация учебного заведения, представители административной части района, города или страны [2].

Между тем в полной мере оградить ребенка от влияния окружающих его людей не получится, поэтому нужно максимально лояльно выстраивать планы занятий и экскурсий, предоставляя ребенку только общую информацию о темах, которые подлежат рассмотрению и изучению.

Неотъемлемой составляющей патриотического воспитания в детском саду является любовь к природе родного края, образы которой воспеты во многих произведениях народного искусства, более того — именно через отдельные образы (стихий, животных, растительности) порой открываются переживания доблестных защитников нашего Отечества. Развить в малышах стремление сохранять и приумножать богатства русской природы, остающейся неизменным символом родного края, — еще одна важная задача педагога, которую следует реализовывать, начиная с младшей группы, во время прогулок и национальных праздников, а также в комплексе патриотического воспитания.

Главная задача в педагогическом процессе – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни [3].

Таким образом, решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

  • «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
  • непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  • дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • деятельностный подход;
  • развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

 Следует помнить слова доктора Росса Капелла, что «каждый ребенок — это сосуд, который нужно наполнить любовью». Поэтому особенно важно наполнить душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить любовь и интерес к России.

 Родина начинается с любви к той земле, на которой родился и живешь. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т. е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Развитие патриотических чувств невозможно без коллективной деятельности, позволяющей каждому индивиду осознавать нормы поведения, особенности гражданских и социальных взаимоотношений. Приобщение детей к празднованию памятных дат, участию в мероприятиях нравственно-патриотической направленности помогает выработать формы поведения, советующие образу будущего сознательного гражданина, достойного продолжателя славных традиций русского народа.



Список литературы:

  1. Буйлова, Л.Н. Актуальные направления организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей [Текст] / Буйлова, Л.Н. // Внешкольник. – 2013. - № 6. – С. 39-48.
  2. Ермакова, Т.В. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников [Текст] // Ермакова, Т.В. // Методист. - № 3. – С. 66-68.
  3. Комратова, Н.Г. Патриотическое воспитание: метод. пособие для воспитателей ДОУ [Текст] / Комратова, Н.Г., Грибова, Л.Ф. – М.: Творческий центр, 2011. – 215 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: