» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (68) 2022

Автор: Бутова Нина Ивановна, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Конструирование как средство развития познавательных способностей детей в дошкольном возрасте

Статья просмотрена: 60 раз
Дата публикации: 08.11.2022

УДК 373.2

КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Бутова Нина Ивановна

Ястремская Татьяна Васильевна

воспитатели

МБДОУ детский сад № 129, г. Иркутск

 

Аннотация. В статье рассматриваются возможности и особенности развития познавательных способностей в дошкольном возрасте, дается характеристика видов конструктивной деятельности, обозначаются условия ее развития.

Ключевые слова:  конструирование, конструктивная деятельность, дети, познавательные способности, развитие.

 

Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, от  них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли!

     (В.А. Сухомлинский)

 

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Дошкольное детство - это период первоначального становления и развития личности.

В настоящее время, особое внимание уделяется детскому конструированию. В современных программах о дошкольном воспитании, эта деятельность рассматривается как одна из ведущих.

Конструирование как один из основных творческих и развивающих видов деятельности всегда находится в центре внимания педагогов и психологов, работающих с дошкольниками. Огромный вклад в изучение детского конструирования был внесен российскими учеными, наиболее известными из которых является Л. А. Парамонова.

Термин «конструирование» произошел от латинского слова construere, что означает — создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.      

В современной педагогике детское конструирование рассматривается как средство всестороннего развития ребенка. Конструирование – прежде всего важное средство умственного воспитания детей.

Вводить ребенка в мир художественного конструирования можно с 2 – 3 лет. Это предполагает одновременное развитие познавательных, творческих, художественных и технических способностей с помощью сенсорных модельных и символических средств.  Конструировать дети начинают еще раннем детстве, играя в такие игры как цветные пирамидки и кубики. Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта.

Под детским конструированием принято подразумевать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала.
Конструктивная деятельность — это, в первую очередь, самое мощное средство умственного развития ребенка. В процессе конструирования моделируются отношения между структурными, функциональными и пространственными характеристиками конструированного объекта, с его видимыми и скрытыми свойствами.

Конструктивная деятельность дошкольников носит характер ролевой игры: в процессе создания постройки или конструкции дети вступают в игровые отношения – не просто определяют обязанности каждого, а выполняют те или иные роли. Эта деятельность дошкольников больше, чем другие виды деятельности, подготавливает необходимую основу для развития познавательных, творческих, сенсорных способностей детей.

Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определённого продукта. Конструируя, дошкольник учится не только различать внешние качества предмета, образца, у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребёнок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель.

Выделяют два вида конструирования - техническое (из строительного материала, деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления, крупногабаритных модульных блоков) и художественное (из бумаги и природного материала).

В техническом конструировании дети в основном отображают реальные объекты, придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, мультфильмов. Конструирование тесно связано с игровой деятельностью. Дети сооружают постройки, неоднократно перестраивают их во время игры.

В художественном конструировании дети, создавая образы, отображают их структуру, выражают своё отношение к ним, передают характер, пользуясь цветом, фактурой, формой для создания художественного образа.

Конструктивная деятельность способствует развитию познавательных способностей. Проявляется в умении выделять характерные свойства, различия, разбираться в сложных ситуациях, задавать вопросы, наблюдать. Познавательные способности обеспечивают успех любой познавательной деятельности.

В процессе конструктивной деятельности дети знакомятся с различными материалами, осваивают сенсорные эталоны, закрепляют конструктивные навыки, учатся ориентироваться в пространстве,  развивается мелкая моторика, совершенствуется координация движений пальцев и кистей.

Конструирование также развивает психические процессы – память, мышление, воображение, внимание и восприятие. Нельзя пропустить и воспитательные моменты. Занятия конструированием сближает детей, дисциплинирует, появляются общие интересы.

Создание композиций из различных материалов – увлекательное занятие для детей дошкольного возраста, имеющее большое значение в развитии их художественного вкуса, творческого воображения, конструктивного мышления.

Конструирование стимулирует развитие восприятия. Для того чтобы правильно выполнить постройку или поделку, нужно тщательно рассмотреть предложенный образец, понять из какого материала он выполнен, сделать соответствующие выводы. Наряду с развитием восприятия идет процесс совершенствования внимания. При изготовлении постройки, поделки необходимо очень внимательно следить за объяснением воспитателя, а потом, также внимательно выполнять действия, чтобы получилась хорошая работа. Во время изготовления поделок у ребят закрепляется представление об сенсорных эталонах. Огромное значение имеет развитие конструктивных навыков, для некоторых детей это сложный процесс. Прежде чем, получится постройка или поделка ее нужно собрать, причем выполнить это правильно, подогнать все детали, склеить или сложить их ровно, точно.

В процессе конструирования развивается речь детей, обогащается новыми терминами, понятиями. Благодаря конструированию у детей пополняется словарный запас, развивается воображение, а так же художественно-творческие способности.

Совместная конструктивная деятельность детей играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе. Игровые занятия художественно-конструктивной деятельностью создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми. Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение и пр.), у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель. При конструировании у детей формируются обобщенные способы действия и обобщенные представления о конструируемых объектах, навык аналитической деятельности, умение анализировать образцы, активность и самостоятельность мышления. Конструктивная деятельность расширяет содержание знаний о предметах, так как о некоторых их свойствах ребенок узнает только на занятиях конструированием.

На занятиях конструктивной деятельностью у детей формируются обобщенные представления о предметах, которые их окружают. Они учатся обобщать группы однородных предметов по их признакам и в то же время находить различия в них в зависимости от практического использования.

Конструирование на занятиях и в играх является средством не только умственного воспитания, но и формирования моральных качеств личности ребенка. Обучение дошкольников сооружению построек, изготовлению различных игрушек из бумаги и других материалов воспитывает у детей определенную направленность нравственных чувств,  таких как забота о людях, птицах, животных. В играх эти умения углубляются и закрепляются.

На занятиях конструктивной деятельностью у дошкольника формируются важные качества, такие как умение слушать воспитателя, принимать умственную задачу и находить способ ее решения. Переключение сознания детей на способы решения конструктивной задачи формирует умение контролировать свою деятельность с учетом поставленной задачи, т. е. появляется самоконтроль.

Целенаправленное и систематическое обучение детей конструированию способствует формированию у ребят умения учиться. Ребёнок придумывает, создаёт свои конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Результаты психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что конструирование играет важнейшую роль в становлении полноценной личности ребёнка, развитии его способностей, а также системы интересов, потребностей, установок и мотивов поведения.

Следует сказать, конструирование как деятельность охватывает большой круг разнообразных образовательных, развивающих и воспитательных задач. От развития у детей моторики и накопления сенсорного опыта до формирования достаточно сложных мыслительных действий и речевого развития, творческого воображения, художественного развития и механизмов управления поведением ребенка. Благодаря конструированию у детей пополняется словарный запас, развивается речь, воображение, а так же художественно-творческие способности.  В ребенке с рождения заложены конструирование и изобретательские нотки. Эти, природой заложенные задатки, реализуются и совершенствуются в конструировании. Ребенок придумывает, создает свои конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. У детей увлекающихся конструированием, хорошо развита фантазия, воображение, логическое и математическое мышление.



Список литературы:

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Aкадемия, 2002. - 352 с.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1976. - 182 с.
  3. Давидчук А.Н.Развитие у дошкольников конструктивного творчества - М., 1976. - 287 с.
  4. Давыдов В.В. Требования современного начального обучения к умственному развитию детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание, 2008, № 4. С. 25-26.
  5. Дьяченко О.М. «Творчество детей в работе с различными материалами».М.: Педобщество России. 1998. - 399 с.
  6. Куцакова, Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду / Л. В. Куцакова. — М: Творческий центр, 2006.
  7. Парамонова, Л. А. Конструирование как средство развития мышления и творческого воображения у дошкольников/ Л. А. Парамонова.- М., 1994.
  8. Сафонова, О. А. Конструирование из бумаги / О. А. Сафонова. — Н.Новгород, 1994. 6. Стругаева В. В. Особенности конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(40).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: