» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Ноябрь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (68) 2022
Автор: Орешина Ирина Леонидовна , воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Алгоритмы как средство формирования предпосылок к учебной деятельности
Дата публикации: 08.11.2022
УДК 37
АЛГОРИТМЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРЕДПОСЫЛОК К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Орешина Ирина Леонидовна
воспитатель
МБДОУ
детский сад №129, г. Иркутск
Аннотация. В данной статье раскрывается
вопрос использование алгоритмов в работе с дошкольниками. Как умение
использовать алгоритмы действий влияют на готовность детей к самостоятельной
деятельности и подготовки к школе.
Ключевые слова: мышление, логика, порядок
действий, алгоритм, готовность к школе
Взрослые люди все свои ежедневные привычные дела
выполняют легко, «автоматически», почти не задумываясь. Но умение выстраивать
последовательность действий, задач, событий нужно развивать с раннего возраста,
так как правильные привычки вырабатываются подсознательно, на основе
приобретённых навыков. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное
мышление и запоминание носит непроизвольный характер именно поэтому для легкого
усвоения материала или формирования какого-либо навыка в своей работе, я часто использую
алгоритмы.
Алгоритм – это и есть последовательность шагов,
способ принятия и удержания цели предстоящей деятельности, это возможность
перенести метод решения данной задачи на похожие задачи. С самого раннего возраста дети овладевают алгоритмами,знакомятся с последовательностью действий
при выполнении гигиенических процедур: умывание, чистка зубов, пользование
платком, одевание. Алгоритм — точное предписание о том, какие действии и в какой
последовательности надо выполнить, чтобы достичь результата в любой из задач
определенною вида; Это задание, состоящее из команд, всегда нацелен на исполнителя.
Если правильно продумать команды и выполнить их одну за другой без ошибок, то
можно решить поставленную задачу[1].
Дети, которые легко выполняют действия в нужном
порядке, быстрее добиваются правильного результата, поэтому эффективным средством развития предпосылок к учебной деятельности у
детей в процессе обучения в ДОУ являются алгоритмы и формирование у
дошкольников алгоритмических умений. Ведь алгоритм – это и есть способ принятия
и удержания цели своей предстоящей деятельности, это последовательность шагов
(операций) для осуществления решения практических и учебных задач.
Эффективным средством развития предпосылок
к учебной деятельности у детей в процессе обучения в ДОУ являются алгоритмы и
формирование у дошкольников алгоритмических умений. Ведь алгоритм – это и есть
способ принятия и удержания цели своей предстоящей деятельности, это
последовательность шагов (операций) для осуществления решения практических и
учебных задач. Овладение алгоритмом обеспечивает возможность переноса метода
решения данной задачи на похожие задачи. Действия контроля, самоконтроля и
коррекции также свойственно при алгоритмической деятельности людей [3].
Так что же такое алгоритм? Под алгоритмом
обычно понимают точное общепринятое предписание о выполнении в определённой
последовательности элементов операций для решения любой из задач, или
выполнение по правилам, по плану.
Различают три вида алгоритмов. Линейный, когда последовательность действий
выполняется в строго определенном порядке, однократно. Разветвляющийся алгоритм характеризуется тем, что существует
условие, которое необходимо проверить, и если оно выполняется, то исполняется
одна последовательность шагов, если нет, то другая. Циклический алгоритм содержит часть действий, которые необходимо
повторить несколько раз, пока не будет реализовано некоторое условие [1].
Алгоритмическое мышление – это искусство
рассуждать об алгоритмических процессах окружающей действительности,
способность планировать свои действия, умение предвидеть различные сценарии и
поступать соответственно им [4].
Такой тип мышления очень сильно помогает
освоению многих знаний и навыков, в том числе и школьных предметов. Способность
мыслить точно, формально, если это нужно, становится одним из важных признаков
Именно алгоритмы помогают ребёнку
объяснить сложные явления в доступной форме, воспроизводить необходимую
информацию (перекодировать информацию – преобразовать её из абстрактных
символов в образы); развивают такие психические процессы как память, внимание,
образное мышление.
Навыки алгоритмического мышления
способствуют формированию особого стиля культуры человека, составляющими
которого являются:
·
целеустремлённость
и сосредоточенность;
·
объективность
и точность;
·
логичность и
последовательность в планировании и выполнении своих действий;
·
умение чётко
и лаконично выражать свои мысли;
·
правильно
ставить задачу и находить окончательные пути её решения;
·
быстро
ориентироваться в стремительном потоке информации [2].
Таким образом, в заключении хочу заметить,
что на выходе из детского сада, мы хотим получить личность, готовую к школьному
обучению. Развитое алгоритмическое мышление помогает обеспечить преемственность
со школьным образованием и помогает более легкому прохождению адаптации к
школьному обучению.
Алгоритмическое мышление - умение точно следовать инструкции,
предписанию, правилу, составление последовательности действий. Умение разбить
задачу на последовательные шаги ее выполнения, определить стратегию
деятельности [4].
Для алгоритмического мышления характерны следующие черты: умение
находить последовательность действий, необходимых для решения поставленной
задачи и выделение в общей задаче ряда более простых подзадач, решение которых
приведет к решению исходной задачи. Наличие логического мышления не обязательно
(хотя и достаточно часто) предполагает наличие мышления алгоритмического. В
основе развитого алгоритмического мышления, безусловно, лежит сформированное и
развитое логическое мышление.
К концу дошкольного возраста, для успешной адаптации к школьной
системе обучения дети должны освоить алгоритмы и легко применять данные навыки.
Мышление правильными, образцовыми и точными алгоритмами помогает делать всё
более быстро и качественно. Правильные привычки – ключи к успеху. Ежедневные
привычные дела взрослые люди выполняют легко, делают «автоматически» или почти
не задумываются над своими действиями. У детей алгоритмы поведения также
вырабатываются подсознательно, на основе их приобретенных навыков. Но над тем
чтобы сформировались правильные хорошие привычки, нужно ежедневно работать над
этим.
Список литературы:
- Звонкин, А.К. Алгоритмика: 5-7. [Текст]: учебник и задачник для общеобразовательных учебных заведений / А.К. Звонкин, А.Г. Кулаков, С.К Ландо, А.Л. Семенов, А.Г. Шень. - М.: Дрофа, 2000.
- https://cyberleninka.ru/article/v/usloviya-formirovaniya-algoritmicheskih-umeniy-u-detey-doshkolnogo-vozrasta(дата обращения 26.10.2022)
- http://docplayer.ru/34693236-Razvitie-logicheskogo-i-algoritmicheskogo-myshleniya-u-doshkolnikov-i-mladshih-shkolnikov.html(дата обращения 1.11.2022)
- https://piktomir.ru/ (дата обращения 1.11.2022)
Комментарии: