» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (68) 2022

Автор: Орешина Ирина Леонидовна , воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Алгоритмы как средство формирования предпосылок к учебной деятельности

Статья просмотрена: 73 раз
Дата публикации: 08.11.2022

УДК 37

АЛГОРИТМЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРЕДПОСЫЛОК К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Орешина Ирина Леонидовна

воспитатель

МБДОУ детский сад №129, г. Иркутск

 

Аннотация. В данной статье раскрывается вопрос использование алгоритмов в работе с дошкольниками. Как умение использовать алгоритмы действий влияют на готовность детей к самостоятельной деятельности и подготовки к школе.

Ключевые слова: мышление, логика, порядок действий, алгоритм, готовность к школе

 

Взрослые люди все свои ежедневные привычные дела выполняют легко, «автоматически», почти не задумываясь. Но умение выстраивать последовательность действий, задач, событий нужно развивать с раннего возраста, так как правильные привычки вырабатываются подсознательно, на основе приобретённых навыков. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление и запоминание носит непроизвольный характер именно поэтому для легкого усвоения материала или формирования какого-либо навыка в своей работе, я часто использую алгоритмы. 

Алгоритм – это и есть последовательность шагов, способ принятия и удержания цели предстоящей деятельности, это возможность перенести метод решения данной задачи на похожие задачи. С самого раннего возраста дети овладевают алгоритмами,знакомятся с последовательностью действий при выполнении гигиенических процедур: умывание, чистка зубов, пользование платком, одевание. Алгоритм — точное предписание о том, какие действии и в какой последовательности надо выполнить, чтобы достичь результата в любой из задач определенною вида; Это задание, состоящее из команд, всегда нацелен на исполнителя. Если правильно продумать команды и выполнить их одну за другой без ошибок, то можно решить поставленную задачу[1].

Дети, которые легко выполняют действия в нужном порядке, быстрее добиваются правильного результата, поэтому эффективным средством развития предпосылок к учебной деятельности у детей в процессе обучения в ДОУ являются алгоритмы и формирование у дошкольников алгоритмических умений. Ведь алгоритм – это и есть способ принятия и удержания цели своей предстоящей деятельности, это последовательность шагов (операций) для осуществления решения практических и учебных задач.

Эффективным средством развития предпосылок к учебной деятельности у детей в процессе обучения в ДОУ являются алгоритмы и формирование у дошкольников алгоритмических умений. Ведь алгоритм – это и есть способ принятия и удержания цели своей предстоящей деятельности, это последовательность шагов (операций) для осуществления решения практических и учебных задач. Овладение алгоритмом обеспечивает возможность переноса метода решения данной задачи на похожие задачи. Действия контроля, самоконтроля и коррекции также свойственно при алгоритмической деятельности людей [3].

Так что же такое алгоритм? Под алгоритмом обычно понимают точное общепринятое предписание о выполнении в определённой последовательности элементов операций для решения любой из задач, или выполнение по правилам, по плану.

Различают три вида алгоритмов. Линейный, когда последовательность действий выполняется в строго определенном порядке, однократно. Разветвляющийся алгоритм характеризуется тем, что существует условие, которое необходимо проверить, и если оно выполняется, то исполняется одна последовательность шагов, если нет, то другая. Циклический алгоритм содержит часть действий, которые необходимо повторить несколько раз, пока не будет реализовано некоторое условие [1].

Алгоритмическое мышление – это искусство рассуждать об алгоритмических процессах окружающей действительности, способность планировать свои действия, умение предвидеть различные сценарии и поступать соответственно им [4].

Такой тип мышления очень сильно помогает освоению многих знаний и навыков, в том числе и школьных предметов. Способность мыслить точно, формально, если это нужно, становится одним из важных признаков

Именно алгоритмы помогают ребёнку объяснить сложные явления в доступной форме, воспроизводить необходимую информацию (перекодировать информацию – преобразовать её из абстрактных символов в образы); развивают такие психические процессы как память, внимание, образное мышление.

Навыки алгоритмического мышления способствуют формированию особого стиля культуры человека, составляющими которого являются:

·                 целеустремлённость и сосредоточенность;

·                 объективность и точность;

·                 логичность и последовательность в планировании и выполнении своих действий;

·                 умение чётко и лаконично выражать свои мысли;

·                 правильно ставить задачу и находить окончательные пути её решения;

·                 быстро ориентироваться в стремительном потоке информации [2].

Таким образом, в заключении хочу заметить, что на выходе из детского сада, мы хотим получить личность, готовую к школьному обучению. Развитое алгоритмическое мышление помогает обеспечить преемственность со школьным образованием и помогает более легкому прохождению адаптации к школьному обучению.

Алгоритмическое мышление - умение точно следовать инструкции, предписанию, правилу, составление последовательности действий. Умение разбить задачу на последовательные шаги ее выполнения, определить стратегию деятельности [4].

Для алгоритмического мышления характерны следующие черты: умение находить последовательность действий, необходимых для решения поставленной задачи и выделение в общей задаче ряда более простых подзадач, решение которых приведет к решению исходной задачи. Наличие логического мышления не обязательно (хотя и достаточно часто) предполагает наличие мышления алгоритмического. В основе развитого алгоритмического мышления, безусловно, лежит сформированное и развитое логическое мышление.

К концу дошкольного возраста, для успешной адаптации к школьной системе обучения дети должны освоить алгоритмы и легко применять данные навыки. Мышление правильными, образцовыми и точными алгоритмами помогает делать всё более быстро и качественно. Правильные привычки – ключи к успеху. Ежедневные привычные дела взрослые люди выполняют легко, делают «автоматически» или почти не задумываются над своими действиями. У детей алгоритмы поведения также вырабатываются подсознательно, на основе их приобретенных навыков. Но над тем чтобы сформировались правильные хорошие привычки, нужно ежедневно работать над этим.



Список литературы:

  1. Звонкин, А.К. Алгоритмика: 5-7. [Текст]: учебник и задачник для общеобразовательных учебных заведений / А.К. Звонкин, А.Г. Кулаков, С.К Ландо, А.Л. Семенов, А.Г. Шень. - М.: Дрофа, 2000.
  2. https://cyberleninka.ru/article/v/usloviya-formirovaniya-algoritmicheskih-umeniy-u-detey-doshkolnogo-vozrasta(дата обращения 26.10.2022)
  3. http://docplayer.ru/34693236-Razvitie-logicheskogo-i-algoritmicheskogo-myshleniya-u-doshkolnikov-i-mladshih-shkolnikov.html(дата обращения 1.11.2022)
  4. https://piktomir.ru/ (дата обращения 1.11.2022)


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: