» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (69) 2022

Автор: Томбулова Елизавета Николаевна, магистрант
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Нормы конституционного права в системе регулирования Российской Федерации

Статья просмотрена: 107 раз
Дата публикации: 19.11.2022

НОРМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Томбулова Елизавета Николаевна

магистрант   

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград

 

Аннотация. Правовая норма является уникальным, сложным и общественно необходимым феноменом, что на протяжении всего времени его существования интерес к нему не угасал. Вопросы правопонимания принадлежат к числу вечных уже потому, что человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности социума. Особый интерес вызывает конституционное право как особый этап формирования государственного права, а, следовательно, и нормы конституционного права требуют особого подхода в изучении, так как они обладают такими специфическими признаками как: системность, особая правовая природа, взаимосвязанный характер и персонифицированный процесс осуществления.

Ключевые слова: право, норма, нормы конституционного права, конституционное право, отрасль право, правовое государство, правовое регулирование.

 

Право - представляет собой сложное явление, так как оно прошло длительный период развития и было отличным у каждого народа. Но при этом оно имело единую функцию по урегулированию общественных отношений.  Ее изучение является необходимым и начинается с основ. Норма права - это исходящее от государства и им охраняемое общеобязательное, формально-определенное предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного установления и являющееся государственным регулятором общественных отношений.[1]

Норма права представляет собой первичный элемент, из которого складывается все «здание» права как нормативного регулятора. Будучи элементом системы права в целом, норма права сама обладает системностью, имея определенную внутреннюю структурунорма права выступает в качестве юридического феномена, является основой для построения логики общей теории права.[2] От того, какая позиция будет выбрала за конструкцию построения правовой нормы, от того и будет зависеть сущность правовой нормы, а также связанные с ней важные правовые категории как юридическая ответственность. Норма права, как самостоятельный и важный элемент построения права, обладает своей системностью, следовательно, и обладает индивидуальной внутренней структурой.

Общеизвестно, что Россия является представительницей романо-германской правовой семьи, тем самым она унаследовала определенные традиции в видении сущности права и понимании нормы права как общеобязательного правила поведения, направленное на неограниченный круг лиц и имеющие внешнюю форму выражения в виде писанного законодательства. Что касается ее структуры, то данная проблема уже достаточно давно присутствует в теории права (в дореволюционный период предпринимались попытки прийти к единому мнению).

Большую популярность получила позиция С.А.Голубинского и М.С.Строговича, которые придерживаются трехчленному строению правовой нормы права.  Тем самым она представлена гипотезой, диспозицией и санкцией. Они приводят ряд аргументом, имеющих доказательственное значение. Назовем их.

1.         гипотиза отражает само правило поведения;

2.         диспозиция устанавливает условия действия правовой нормы;

3.         санкция предполагает правовые последствия для нарушителя.

В.С. Нерсесянц отмечает, что такое построение правовой нормы всецело отражает специфику права, позволяющих отграничить его от других социальных регуляторов - как мораль, обычаи.

В общем виде правовая норма имеет следующую конструкцию:" Если...(гипотеза), то... (диспозиция), иначе...(санкция)".

Представляется оправданным придерживаться позиции, согласно которойправовая норма имеет трехзвенную структуру, так как она имеет важное значение как в правотворческой, так и в правоприменительной деятельности, а также в теории права, позволяя тем самым отграничить право от других существующих социальных регуляторов. Норма, состоящая с диспозиции, гипотезы и санкции создает четкое правило поведение, условия ее действия (недействия) и при этом предполагает обеспечение ее исполнения при помощи использования правового предписания.[3] Если какой-либо элемент выпадает, то становится невозможным четко утверждать, что именно это правовая норма, тем самым происходит нарушения нормального функционирования общественных отношений. Каждый из элементов несет в себе важную смысловую нагрузку: так гипотеза предполагает некую инструкцию должного поведения; диспозиция отражает само правило (смысл нормы); санкция - обеспечивается принуждением со стороны властного субъекта - государства.

Как показывает практика изучения конституционно-правовых норм, они не всегда имеют место в конституционной норме. Это в первую очередь обусловлено природой конституционного права, которые регламентируют в первую очередь права и обязанности. К тому же, конституционные нормы находят свое воплощение и в иных отраслях права, где непосредственно содержатся санкции, в случае уклонения и нарушения. Как отмечено в юридической литературе, конституционно-правовые санкции имеют особую правовую направленность, а именно, предупреждение отклонений от диспозиции конституционно-правовой нормы, а также восстановление нарушенного конституционного порядка.[4]

Конституция - основной закон государства, закрепляющий основы общественного и экономического строя, форму правления и государственного устройства, правовое положение личности, порядок организации и компетенцию органов власти и управления, организацию и основные принципы правосудия, избирательной системы. Конституция играет немаловажную роль для правового обеспечения жизни людей. Она обладает юридической силой, и является основой всего законодательства.

Е.И. Козлова рассматривала особенности конституционно-правовых норм и при этом она отмечает, что данной норме не присуща трехчленная структура, так как санкция в большинстве случаев отсутствует. К примеру, в ст.27 Конституции РФ закреплено: "Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства".[5] В данной норме отсутствует указание на санкцию, но отчетливо прослеживается диспозиция и гипотеза. Именно отсутствие санкции лишает данную правовой нормы обеспечительной силы, тем самым за нарушение не следует какого-либо наказания.

Хотя не стоит утверждать, что если в данной норме отсутствует санкции, то это не совсем так, так как содержание нормы и ее легальное отражение не всегда совпадают. Так санкция может закрепляться в другой статье этого акта, или же в ином формальном источнике и должна выводиться логическим путем. Так, учитывая норму, названная мною в ст.27 Конституции, ее санкцию можно вести на примере статьи 9 закона РФ от 25.06.1993 №5254-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ", где указано, что действия или бездействие государственных и иных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и иных юридических и физических лиц, нарушающие право граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ, могут быть обжалованы гражданами в вышестоящий в порядке подчиненности орган, вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу или непосредственно в суд.[6] Тем самым логически, мы можем составить трехчленную структуру данной правовой нормы.

Существующие конституционно-правовые институты включает в себя взаимосвязь правовых норм, в силу однородности регулируемых родовых ими отношений, тем самым указывая на единство правовых норм как имеющих юридическую силу, так и тех, которые имеют различную юридическую силу.

По мнению С.Я. Фатхуллина, Р.З. Ярмухаметова, Г.З. Баскакова, конституционно-правовые нормы обладают теми же специфическими чертами, как и нормы других отраслей права:

  • общеобязательность;
  • установленные или санкционированные государством;
  • обеспечение их реализации с помощью государственных гарантий защита от нарушений принудительными средствами и т.д.

Но при этом они обладают и специфическими чертами:

  • собственные регулируемые общественные отношения;
  • источники выражения права;
  • имеют первичный обязательный характер для норм других отраслей;
  • специфический субъективный состав, на которые направлены правовые нормы;
  • особенности конструкции построения правовой нормы;
  • большое разнообразие правовых норм.

Нормы права представляют собой нормативно-правовую базу для создания и действия общественных организаций, которые, в свою очередь, правомочны создавать корпоративные нормы.

Д.М. Демичев в свою очередь выделяет следующие характерные черты присущие конституционно-правовым нормам.[8]

 Во-первых, конституционно-правовые нормы отличаются особым юридическим содержанием и включают особую сферу регулирования, связанную, прежде всего, с предметом конституционного права, закрепляющим и регулирующим главные устои государства и общества.

Во-вторых, нормы конституционного права содержатся в Конституции - основном источнике не только конституционного, но и других отраслей права.

В-третьих, нормам конституционного права присущ учредительный характер: они определяют основы конституционного строя; устанавливают основные права и свободы человека и гражданина и их гарантии; устанавливают полномочия Главы государства, органов законодательной, исполнительной и судебной власти, контрольно-надзорных органов, органов местного управления и самоуправления, финансово-кредитную систему.

В-четвертых, нормы конституционного права регулируют общественные отношения в меньшей степени путем прямого воздействия и в большей степени - через иные отрасли права.

 В-пятых, нормы конституционного права являются общеобязательными не только для субъектов конституционно-правовых отношений, но и для участников гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых, уголовно-правовых и иных видов правоотношений.

В-шестых, для конституционно-правовых отношений характерны специфические субъекты: народ, государство, гражданин, человек, личность, Глава государства, Парламент, Правительство, суды, депутат, местные органы управления и самоуправления, общественные объединения, политические партии, иностранцы, лица без гражданства, беженцы и др.

Учитывая позиции ученых, стоит сделать вполне оправданный вывод о том, что конституционно-правовой институт воплощает в себе нормы самых различных видов: от норм действующего законодательства (обладающие различной юридической силой), до норм, содержащихся непосредственно в Конституции РФ, т.е. имеющих высшую юридическую силу.  К тому же, нормы могут отличаться и по территории действия, и по степени определенности правового предписания. Наиболее ярким примером является норма о гражданстве, которая закреплена не только в Конституции, но и в конституциях субъектов. В ст. 21 Конституции Республики Татарстан закреплено, что Республика имеет свое гражданство – является гражданином Республики Татарстан, а также одновременно является гражданином Российской Федерации.[9]

Необходимо также уделить внимание различным классификациям конституционно-правовых норм. Наиболее распространенной классификацией в юридической литературе деление по назначение в механизме правового регулирования: материальные нормы и нормы процессуальные.

Ярким примером материальной нормы является ч.1 ст. 108 Конституции РФ, которая регламентирует порядок принятия федеральных конституционных законов. Примером же процессуальной нормы, которая устанавливает порядок и формы, в рамках которых материальная норма будет реализована, является ч. 2  ст. 108 Конституции РФ.

Выделяют также конституционные нормы по характеру содержащихся предписаний: управомочивающие, обязывающие и запрещающие.[10] Примером управомочивающей нормы является ст. 20 Конституции РФ: «Каждый имеет право на жизнь».  Обязывающая норма закреплена в ст. 58 Конституции РФ: «Каждый обязан сохранять природу и отгружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». Примером запрещающей нормы является ч.2 ст. 13 Конституции РФ: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

Данные классификации не являются единственными.

Стоит отметить, что конституционно-правовые нормы – являются разновидностями социальных норм, в связи с чем им свойственны как общение признаки, так и специфические. Данные нормы, регламентируют как основы формирования связей между властью и гражданами, определяют правовое положение личности в обществе, но и процесс реализации народного власти, в том числе и через представителей власти.



Список литературы:

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [электронный ресурс]. Справ. сист. Консультант Плюс
  2. Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25.06.1993 N 5242-1 (последняя редакция) [электронный ресурс]. Справ. сист. Консультант Плюс
  3. Конституция Республики Татарстан (в редакции законов Республики Татарстан от 19 апреля 2002 года № 1380, от 15 сентября 2003 года № 34-ЗРТ, от 12 марта 2004 года № 10-ЗРТ, от 14 марта 2005 года № 55-ЗРТ, от 30 марта 2010 года № 10-ЗРТ, от 22 ноября 2010 года № 79-ЗРТ, от 22 июня 2012 года № 40-ЗРТ) [электронный ресурс]. Офиц. сайт Минюста Татарстана
  4. Безруков А.В., Савоськин А.В. Рассмотрение обращений граждан как элемент конституционно-правового механизма реализации конституционного права // Государственное власть и местное самоуправление. 2020. №1. С.3-8.
  5. Демичев Д. М. Классификация конституционно-правовых норм: теория и практика // Вестник ИКИАТ. 2013. №2 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-konstitutsionno-pravovyh-norm-teoriya-i-praktika (дата обращения: 24.10.2022).
  6. Ежова Е.Р. Нормы конституционного права в системе правового регулирования // Форум молодёжной науки. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/normy-konstitutsionnogo-prava-v-sisteme-pravovogo-regulirovaniya (дата обращения: 22.10.2022).
  7. Ирошников Д.В., Гайдук С.Л. Конституционно-правовые санкции в теории позитивной ответственности // Юридическая наука. 2016. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionno-pravovye-sanktsii-v-teorii-pozitivnoy-otvetstvennosti (дата обращения: 22.10.2022).
  8. Парамонов А.В. Практическое значение конституционных принципов права // Актуальные проблемы государства и права. 2020. №16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prakticheskoe-znachenie-konstitutsionnyh-printsipov-prava (дата обращения: 22.10.2022).
  9. Саликов М.С., Нечкин А.В. Конституционные ценности современного российского государства // EuropeanandAsianLawReview. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionnye-tsennosti-sovremennogo-rossiyskogo-gosudarstva (дата обращения: 22.10.2022).
  10. Фатхуллина С.Я., Ярмухаметов Р.З., Баскакова Г.З. Конституционно-правовые нормы и институты // Законность и правопорядок в современном обществе. 2015. №24. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionno-pravovye-normy-i-instituty (дата обращения: 24.10.2022).


[1]Ежова Е.Р. Нормы конституционного права в системе правового регулирования // Форум молодёжной науки. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/normy-konstitutsionnogo-prava-v-sisteme-pravovogo-regulirovaniya (дата обращения: 22.10.2022).

[2]Саликов М.С.,Нечкин А.В. Конституционные ценности современного российского государства // EuropeanandAsianLawReview. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionnye-tsennosti-sovremennogo-rossiyskogo-gosudarstva (дата обращения: 22.10.2022).

[3]Парамонов А.В.Практическое значение конституционных принципов права // Актуальные проблемы государства и права. 2020. №16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prakticheskoe-znachenie-konstitutsionnyh-printsipov-prava (дата обращения: 22.10.2022).

[4]Ирошников Д.В., Гайдук С.Л. Конституционно-правовые санкции в теории позитивной ответственности // Юридическая наука. 2016. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionno-pravovye-sanktsii-v-teorii-pozitivnoy-otvetstvennosti (дата обращения: 22.10.2022).

[5]"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)[электронный ресурс]. Справ. сист. Консультант Плюс

[6]Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25.06.1993 N 5242-1 (последняя редакция)[электронный ресурс]. Справ. сист. Консультант Плюс

[7]Фатхуллина С.Я., Ярмухаметов Р.З., Баскакова Г.З. Конституционно-правовые нормы и институты // Законность и правопорядок в современном обществе. 2015. №24. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionno-pravovye-normy-i-instituty (дата обращения: 24.10.2022).

[8]Демичев Д. М. Классификация конституционно-правовых норм: теория и практика // Вестник ИКИАТ. 2013. №2 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-konstitutsionno-pravovyh-norm-teoriya-i-praktika (дата обращения: 24.10.2022).

[9]Конституция Республики Татарстан (в редакции законов Республики Татарстан от 19 апреля 2002 года № 1380, от 15 сентября 2003 года № 34-ЗРТ, от 12 марта 2004 года № 10-ЗРТ, от 14 марта 2005 года № 55-ЗРТ, от 30 марта 2010 года № 10-ЗРТ, от 22 ноября 2010 года № 79-ЗРТ, от 22 июня 2012 года № 40-ЗРТ) [электронный ресурс]. Офиц. сайт Минюста Татарстана

[10]Безруков А.В., Савоськин А.В. Рассмотрение обращений граждан как элемент конституционно-правового механизма реализации конституционного права // Государственное власть и местное самоуправление. 2020. №1. С.3-8.

 



Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: