» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Декабрь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (69) 2022
Автор: Томбулова Елизавета Николаевна, магистрант
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Нормы конституционного права в системе регулирования Российской Федерации
Дата публикации: 19.11.2022
НОРМЫ
КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Томбулова
Елизавета Николаевна
магистрант
Волгоградский государственный университет,
г. Волгоград
Аннотация. Правовая
норма является уникальным, сложным и общественно необходимым феноменом, что на
протяжении всего времени его существования интерес к нему не угасал. Вопросы
правопонимания принадлежат к числу вечных уже потому, что человек на каждом из
витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые
качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами
жизнедеятельности социума. Особый интерес вызывает конституционное право как
особый этап формирования государственного права, а, следовательно, и нормы
конституционного права требуют особого подхода в изучении, так как они обладают
такими специфическими признаками как: системность, особая правовая природа,
взаимосвязанный характер и персонифицированный процесс осуществления.
Ключевые слова: право,
норма, нормы конституционного права, конституционное право, отрасль право,
правовое государство, правовое регулирование.
Право -
представляет собой сложное явление, так как оно прошло длительный период
развития и было отличным у каждого народа. Но при этом оно имело единую функцию
по урегулированию общественных отношений.
Ее изучение является необходимым и начинается с основ. Норма права - это
исходящее от государства и им охраняемое общеобязательное,
формально-определенное предписание, выраженное в виде правила поведения или
отправного установления и являющееся государственным регулятором общественных
отношений.[1]
Норма
права представляет собой первичный элемент, из которого складывается все
«здание» права как нормативного регулятора. Будучи элементом системы права в
целом, норма права сама обладает системностью, имея определенную внутреннюю
структурунорма права выступает в качестве юридического феномена, является
основой для построения логики общей теории права.[2] От того, какая позиция
будет выбрала за конструкцию построения правовой нормы, от того и будет
зависеть сущность правовой нормы, а также связанные с ней важные правовые
категории как юридическая ответственность. Норма права, как самостоятельный и
важный элемент построения права, обладает своей системностью, следовательно, и
обладает индивидуальной внутренней структурой.
Общеизвестно,
что Россия является представительницей романо-германской правовой семьи, тем
самым она унаследовала определенные традиции в видении сущности права и
понимании нормы права как общеобязательного правила поведения, направленное на
неограниченный круг лиц и имеющие внешнюю форму выражения в виде писанного
законодательства. Что касается ее структуры, то данная проблема уже достаточно
давно присутствует в теории права (в дореволюционный период предпринимались
попытки прийти к единому мнению).
Большую
популярность получила позиция С.А.Голубинского и М.С.Строговича, которые
придерживаются трехчленному строению правовой нормы права. Тем самым она представлена гипотезой,
диспозицией и санкцией. Они приводят ряд аргументом, имеющих доказательственное
значение. Назовем их.
1. гипотиза
отражает само правило поведения;
2. диспозиция
устанавливает условия действия правовой нормы;
3. санкция
предполагает правовые последствия для нарушителя.
В.С.
Нерсесянц отмечает, что такое построение правовой нормы всецело отражает
специфику права, позволяющих отграничить его от других социальных регуляторов -
как мораль, обычаи.
В общем
виде правовая норма имеет следующую конструкцию:" Если...(гипотеза), то...
(диспозиция), иначе...(санкция)".
Представляется
оправданным придерживаться позиции, согласно которойправовая норма имеет
трехзвенную структуру, так как она имеет важное значение как в правотворческой,
так и в правоприменительной деятельности, а также в теории права, позволяя тем
самым отграничить право от других существующих социальных регуляторов. Норма,
состоящая с диспозиции, гипотезы и санкции создает четкое правило поведение,
условия ее действия (недействия) и при этом предполагает обеспечение ее
исполнения при помощи использования правового предписания.[3] Если какой-либо элемент
выпадает, то становится невозможным четко утверждать, что именно это правовая
норма, тем самым происходит нарушения нормального функционирования общественных
отношений. Каждый из элементов несет в себе важную смысловую нагрузку: так
гипотеза предполагает некую инструкцию должного поведения; диспозиция отражает
само правило (смысл нормы); санкция - обеспечивается принуждением со стороны
властного субъекта - государства.
Как
показывает практика изучения конституционно-правовых норм, они не всегда имеют место в конституционной норме. Это в первую
очередь обусловлено природой конституционного права, которые регламентируют в
первую очередь права и обязанности. К тому же, конституционные нормы находят
свое воплощение и в иных отраслях права, где непосредственно содержатся
санкции, в случае уклонения и нарушения. Как отмечено в юридической литературе,
конституционно-правовые санкции имеют особую правовую направленность, а именно,
предупреждение отклонений от диспозиции конституционно-правовой нормы, а также
восстановление нарушенного конституционного порядка.[4]
Конституция
- основной закон государства, закрепляющий основы общественного и
экономического строя, форму правления и государственного устройства, правовое
положение личности, порядок организации и компетенцию органов власти и
управления, организацию и основные принципы правосудия, избирательной системы.
Конституция играет немаловажную роль для правового обеспечения жизни людей. Она
обладает юридической силой, и является основой всего законодательства.
Е.И. Козлова
рассматривала особенности конституционно-правовых норм и при этом она отмечает,
что данной норме не присуща трехчленная структура, так как санкция в
большинстве случаев отсутствует. К примеру, в ст.27 Конституции РФ закреплено:
"Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться,
выбирать место пребывания и жительства".[5] В данной норме отсутствует
указание на санкцию, но отчетливо прослеживается диспозиция и гипотеза. Именно
отсутствие санкции лишает данную правовой нормы обеспечительной силы, тем самым
за нарушение не следует какого-либо наказания.
Хотя не
стоит утверждать, что если в данной норме отсутствует санкции, то это не совсем
так, так как содержание нормы и ее легальное отражение не всегда совпадают. Так
санкция может закрепляться в другой статье этого акта, или же в ином формальном
источнике и должна выводиться логическим путем. Так, учитывая норму, названная
мною в ст.27 Конституции, ее санкцию можно вести на примере статьи 9 закона РФ
от 25.06.1993 №5254-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор
места пребывания и жительства в пределах РФ", где указано, что действия
или бездействие государственных и иных органов, предприятий, учреждений,
организаций, должностных лиц и иных юридических и физических лиц, нарушающие
право граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в
пределах РФ, могут быть обжалованы гражданами в вышестоящий в порядке
подчиненности орган, вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу или
непосредственно в суд.[6] Тем самым логически, мы
можем составить трехчленную структуру данной правовой нормы.
Существующие
конституционно-правовые институты включает в себя взаимосвязь правовых норм, в
силу однородности регулируемых родовых ими отношений, тем самым указывая на
единство правовых норм как имеющих юридическую силу, так и тех, которые имеют
различную юридическую силу.
По
мнению С.Я. Фатхуллина, Р.З. Ярмухаметова, Г.З. Баскакова, конституционно-правовые
нормы обладают теми же специфическими чертами, как и нормы других отраслей
права:
- общеобязательность;
- установленные или санкционированные государством;
- обеспечение их реализации с помощью государственных гарантий защита от нарушений принудительными средствами и т.д.
Но при этом они обладают и специфическими
чертами:
- собственные регулируемые общественные отношения;
- источники выражения права;
- имеют первичный обязательный характер для норм других отраслей;
- специфический субъективный состав, на которые направлены правовые нормы;
- особенности конструкции построения правовой нормы;
- большое разнообразие правовых норм.
Нормы
права представляют собой нормативно-правовую базу для создания и действия
общественных организаций, которые, в свою очередь, правомочны создавать
корпоративные нормы.
Д.М.
Демичев в свою очередь выделяет следующие характерные черты присущие
конституционно-правовым нормам.[8]
Во-первых, конституционно-правовые нормы
отличаются особым юридическим содержанием и включают особую сферу
регулирования, связанную, прежде всего, с предметом конституционного права,
закрепляющим и регулирующим главные устои государства и общества.
Во-вторых,
нормы конституционного права содержатся в Конституции - основном источнике не
только конституционного, но и других отраслей права.
В-третьих,
нормам конституционного права присущ учредительный характер: они определяют
основы конституционного строя; устанавливают основные права и свободы человека
и гражданина и их гарантии; устанавливают полномочия Главы государства, органов
законодательной, исполнительной и судебной власти, контрольно-надзорных
органов, органов местного управления и самоуправления, финансово-кредитную
систему.
В-четвертых,
нормы конституционного права регулируют общественные отношения в меньшей
степени путем прямого воздействия и в большей степени - через иные отрасли
права.
В-пятых, нормы конституционного права являются
общеобязательными не только для субъектов конституционно-правовых отношений, но
и для участников гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых,
уголовно-правовых и иных видов правоотношений.
В-шестых,
для конституционно-правовых отношений характерны специфические субъекты: народ,
государство, гражданин, человек, личность, Глава государства, Парламент,
Правительство, суды, депутат, местные органы управления и самоуправления,
общественные объединения, политические партии, иностранцы, лица без
гражданства, беженцы и др.
Учитывая
позиции ученых, стоит сделать вполне оправданный вывод о том, что
конституционно-правовой институт воплощает в себе нормы самых различных видов:
от норм действующего законодательства (обладающие различной юридической силой),
до норм, содержащихся непосредственно в Конституции РФ, т.е. имеющих высшую
юридическую силу. К тому же, нормы могут
отличаться и по территории действия, и по степени определенности правового
предписания. Наиболее ярким примером является норма о гражданстве, которая
закреплена не только в Конституции, но и в конституциях субъектов. В ст. 21
Конституции Республики Татарстан закреплено, что Республика имеет свое
гражданство – является гражданином Республики Татарстан, а также одновременно
является гражданином Российской Федерации.[9]
Необходимо
также уделить внимание различным классификациям конституционно-правовых норм.
Наиболее распространенной классификацией в юридической литературе деление по
назначение в механизме правового регулирования: материальные нормы и нормы
процессуальные.
Ярким
примером материальной нормы является ч.1 ст. 108 Конституции РФ, которая
регламентирует порядок принятия федеральных конституционных законов. Примером
же процессуальной нормы, которая устанавливает порядок и формы, в рамках
которых материальная норма будет реализована, является ч. 2 ст. 108 Конституции РФ.
Выделяют
также конституционные нормы по характеру содержащихся предписаний:
управомочивающие, обязывающие и запрещающие.[10] Примером управомочивающей
нормы является ст. 20 Конституции РФ: «Каждый имеет право на жизнь». Обязывающая норма закреплена в ст. 58
Конституции РФ: «Каждый обязан сохранять природу и отгружающую среду, бережно
относиться к природным богатствам». Примером запрещающей нормы является ч.2 ст.
13 Конституции РФ: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве
государственной или обязательной».
Данные
классификации не являются единственными.
Стоит
отметить, что конституционно-правовые нормы – являются разновидностями
социальных норм, в связи с чем им свойственны как общение признаки, так и
специфические. Данные нормы, регламентируют как основы формирования связей
между властью и гражданами, определяют правовое положение личности в обществе,
но и процесс реализации народного власти, в том числе и через представителей
власти.
Список литературы:
- "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [электронный ресурс]. Справ. сист. Консультант Плюс
- Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25.06.1993 N 5242-1 (последняя редакция) [электронный ресурс]. Справ. сист. Консультант Плюс
- Конституция Республики Татарстан (в редакции законов Республики Татарстан от 19 апреля 2002 года № 1380, от 15 сентября 2003 года № 34-ЗРТ, от 12 марта 2004 года № 10-ЗРТ, от 14 марта 2005 года № 55-ЗРТ, от 30 марта 2010 года № 10-ЗРТ, от 22 ноября 2010 года № 79-ЗРТ, от 22 июня 2012 года № 40-ЗРТ) [электронный ресурс]. Офиц. сайт Минюста Татарстана
- Безруков А.В., Савоськин А.В. Рассмотрение обращений граждан как элемент конституционно-правового механизма реализации конституционного права // Государственное власть и местное самоуправление. 2020. №1. С.3-8.
- Демичев Д. М. Классификация конституционно-правовых норм: теория и практика // Вестник ИКИАТ. 2013. №2 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-konstitutsionno-pravovyh-norm-teoriya-i-praktika (дата обращения: 24.10.2022).
- Ежова Е.Р. Нормы конституционного права в системе правового регулирования // Форум молодёжной науки. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/normy-konstitutsionnogo-prava-v-sisteme-pravovogo-regulirovaniya (дата обращения: 22.10.2022).
- Ирошников Д.В., Гайдук С.Л. Конституционно-правовые санкции в теории позитивной ответственности // Юридическая наука. 2016. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionno-pravovye-sanktsii-v-teorii-pozitivnoy-otvetstvennosti (дата обращения: 22.10.2022).
- Парамонов А.В. Практическое значение конституционных принципов права // Актуальные проблемы государства и права. 2020. №16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prakticheskoe-znachenie-konstitutsionnyh-printsipov-prava (дата обращения: 22.10.2022).
- Саликов М.С., Нечкин А.В. Конституционные ценности современного российского государства // EuropeanandAsianLawReview. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionnye-tsennosti-sovremennogo-rossiyskogo-gosudarstva (дата обращения: 22.10.2022).
- Фатхуллина С.Я., Ярмухаметов Р.З., Баскакова Г.З. Конституционно-правовые нормы и институты // Законность и правопорядок в современном обществе. 2015. №24. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionno-pravovye-normy-i-instituty (дата обращения: 24.10.2022).
[1]Ежова Е.Р. Нормы конституционного права в системе правового регулирования // Форум молодёжной науки. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/normy-konstitutsionnogo-prava-v-sisteme-pravovogo-regulirovaniya (дата обращения: 22.10.2022).
[2]Саликов М.С.,Нечкин А.В. Конституционные ценности современного российского государства // EuropeanandAsianLawReview. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionnye-tsennosti-sovremennogo-rossiyskogo-gosudarstva (дата обращения: 22.10.2022).
[3]Парамонов А.В.Практическое значение конституционных принципов права // Актуальные проблемы государства и права. 2020. №16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prakticheskoe-znachenie-konstitutsionnyh-printsipov-prava (дата обращения: 22.10.2022).
[4]Ирошников Д.В., Гайдук С.Л. Конституционно-правовые санкции в теории позитивной ответственности // Юридическая наука. 2016. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionno-pravovye-sanktsii-v-teorii-pozitivnoy-otvetstvennosti (дата обращения: 22.10.2022).
[5]"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)[электронный ресурс]. Справ. сист. Консультант Плюс
[6]Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25.06.1993 N 5242-1 (последняя редакция)[электронный ресурс]. Справ. сист. Консультант Плюс
[7]Фатхуллина С.Я., Ярмухаметов Р.З., Баскакова Г.З. Конституционно-правовые нормы и институты // Законность и правопорядок в современном обществе. 2015. №24. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionno-pravovye-normy-i-instituty (дата обращения: 24.10.2022).
[8]Демичев Д. М. Классификация конституционно-правовых норм: теория и практика // Вестник ИКИАТ. 2013. №2 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-konstitutsionno-pravovyh-norm-teoriya-i-praktika (дата обращения: 24.10.2022).
[9]Конституция Республики Татарстан (в редакции законов Республики Татарстан от 19 апреля 2002 года № 1380, от 15 сентября 2003 года № 34-ЗРТ, от 12 марта 2004 года № 10-ЗРТ, от 14 марта 2005 года № 55-ЗРТ, от 30 марта 2010 года № 10-ЗРТ, от 22 ноября 2010 года № 79-ЗРТ, от 22 июня 2012 года № 40-ЗРТ) [электронный ресурс]. Офиц. сайт Минюста Татарстана
[10]Безруков А.В., Савоськин А.В. Рассмотрение обращений граждан как элемент конституционно-правового механизма реализации конституционного права // Государственное власть и местное самоуправление. 2020. №1. С.3-8.
Комментарии: