» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (68) 2022

Автор: Рокош Любовь Илларионовна, музыкальный руководитель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Использование интерактивных технологий на музыкальном занятии в ДОО

Статья просмотрена: 88 раз
Дата публикации: 08.11.2022

УДК 37

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИХ В ДОО

Рокош Любовь Илларионовна

Музыкальный руководитель

МБДОУ детский сад №129, г. Иркутск

 

Аннотация. В статье рассматривается опыт использования интерактивных технологий на музыкальных занятиях. Так же отметили, что современный педагог должен владеть цифровыми образовательными технологиями для успешного обучения дошкольников.

Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, интерактивные технологии, музыкальное занятие.

 

Современное общество неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

Поэтому, стремясь идти в ногу со временем, мы сочли необходимым изучить возможности использования и внедрения ИКТ в развитии музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста при организации развивающей предметно-пространственной среды в ходе реализации ФГОС ДО. Так как, я считаю, что информационно-коммуникативные технологии позволяют модернизировать воспитательно-образовательный процесс в ДОУ, повышают его эффективность, мотивируют детей на поисковую деятельность, а также способствуют всестороннему развитию дошкольника[2].

В настоящее время расширение информационного пространства – основная тенденция общественного развития, которая соответствует социальному заказу. Современный ребенок, живёт и воспитывается в обществе, которое характеризуется постоянным обновлением информации, динамичностью и изменчивостью. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать, выстраивать социальные связи и быстро включаться во временные коллективы, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом. Сделать обучение дошкольников интересным, ненавязчивым, эффективным, развивающим¸ не утомительным призваны новые педагогические технологии.

Я считаю, что современный музыкальный руководитель должен владеть компьютерной грамотностью, уметь находить необходимую информацию в Интернете, составлять презентации, слайд-шоу, разрабатывать интерактивные игры, способствующие музыкальному развитию дошкольников. Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыке перед музыкальным руководителем стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным. Материал, используемый в работе с дошкольниками, должен содержать в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного, вызывать познавательный интерес и способствовать созданию положительной эмоциональной обстановки, а также развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс понимания!

Использование интерактивных и мультимедийных средств на музыкальных занятиях и досугах помогают педагогу решить ряд задач:

 Появляется возможность при подаче музыкального материала задействовать, как аудиальный процесс восприятия информации детьми (музыка), так и визуальный процесс восприятия (цветовая палитра, анимационные эффекты). Такая новейшая технология, как интерактивный пол позволяет к аудиальному и визуальному процессу добавить кинестетический, т.е. при восприятии музыки задействуются несколько анализаторов[1].

Использование презентационных форм, интерактивной доски значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, понятийного ряда музыкальных тем, помогает сделать процесс знакомства детей с музыкальным искусством ярким и красочным, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов и т.д.

Занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждают детей к поисковой и познавательной деятельности, позволяют усилить мотивацию, становятся базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом.

Для решения поставленных задач в своей работе использую интерактивные и мультимедийные технологии в разных видах музыкальной деятельности:

Компьютерные техники, помогают мне создать разные образовательные ситуации для детей: виртуально попасть в концертный зал, изучать творчество композиторов, знакомиться с разными музыкальными жанрами. Интересно и ярко можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими как театр, балет, опера, познакомить с устройством и звучанием музыкальных инструментов, продемонстрировав не только иллюстрации, но и видеоролики. При знакомстве с новым произведением использую мультимедиа презентации, которые позволяют обогатить процесс эмоционально-образного восприятия музыки, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение, зрительное восприятие изучаемых объектов даёт возможность быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал, разнообразит впечатления детей [3]. Мной разработаны презентации: «Детский альбом» Чайковского, «Театр оперы и балета», «Музыкальные инструменты симф. оркестра», «Народные инструменты», «Три кита в музыке» и др.

При знакомстве с новой песней использую видеоряд. Видео к песням создаю сама (в любом видеоредакторе), либо использую готовые (YouTube видео). Видеоряд, помогает детям знакомиться с содержанием песни, лучше запомнить текст, а также эмоционально воспринимать музыкальный образ песни. На праздниках видеоряд сопровождает выступление детей, это смотрится ярко и красочно. При работе над качеством исполнения песен, звукоизвлечением, разучивании попевок, упражнений для развития голоса использую мнемотаблицы, графические изображения. Для примера выразительного исполнения показываю концертные видеозаписи выступлений других детей.

При разучивании музыкально-ритмических движений также использую красочные презентации, видеоклипы для знакомства с танцами, особенностями их исполнения, а также мнемотаблицы, с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев.

В этом виде деятельности я активно применяю мини-видеофильмы "Ритмические игры", которые создаю по методике Ирины Бариновой (в программе "PowerPoint" в виде презентаций на основе фотоальбома с наложением музыки, и затем записываю, как видеофильм). В этих мини-фильмах дети наглядно видят ритмический рисунок, который им нужно исполнять и музыкальный инструмент, на котором играть (например, капельки маленькие и большие - длительности короткие и длинные). Ритмический рисунок подбирается в соответствии с музыкой. Музыкально-дидактические игры также организовываю с применением красочных озвученных презентаций, таких, как "Угадай звучание музыкального инструмента", "Кто к нам в гости пришел?", "Музыкальный домик", "Угадай мелодию" и др. Принцип построения таких презентаций: первый слайд - задание, следующий - проверка правильности выполнения предложенного задания [4].

На досуговых мероприятиях использую презентации, видеофильмы, как иллюстративный, анимационный фон мероприятий, презентации с различными заданиями, презентации-викторины. На праздниках показываем слайд-шоу из фотографий детей, видео-интервью детей (например, видеоинтервью "Расскажи о маме").

 Таким образом, использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности музыкального образования не только для самого ребёнка, но и для музыкального руководителя. Анализируя опыт использования ИКТ в детском саду можно сказать, что использование мультимедиа превращает занятия в живое действие, вызывающее у детей неподдельный интерес, увлеченность изучаемым материалом. Ребенок не только видит, воспринимает, действует, он переживает эмоции. Ведь, как известно, только то, что заинтересовало дошкольника и вызвало какой-то эмоциональный отклик, станет его собственным знанием, послужит стимулом к дальнейшим открытиям.



Список литературы:

  1. Бакланова Т.И., Новикова Г.П. «Музыкальный мир», программа, методические рекомендации, содержание занятий с детьми 5-7 лет (Тропинки), издательство «Вентана – Граф», Москва 2008.
  2. Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования [Текст] // Школьные технологии. 2013.
  3. Образование и 21 век. Информационные и коммуникационные технологии [Текст]. - М., 2014.
  4. Культурологическое образование детей дошкольного возраста: Методическое пособие. Вып.6: Мир игры: Игровые технологии формирования основ детских культур. Ульяновск, 2010.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: