» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Ноябрь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (68) 2022
Автор: Клоков Игорь Михайлович , учитель физической культуры
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Сохранение и укрепление здоровья старших школьников на уроке физической культуры
Дата публикации: 11.11.2022
УДК 796
СОХРАНЕНИЕ
И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Клоков
Игорь Михайлович
учитель физической культуры,
МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №19, г. Иркутск
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема здоровья детей старшего школьного возраста, основные составляющие здорового образа жизни и способы сохранения и укрепления здоровья на уроке физической культуры
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, физическое развитие, образовательная деятельность.
Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.
В соответствии с Законом РФ “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В современных условиях школа призвана выполнять не только образовательную функцию, но и заботиться о сохранении и укреплении здоровья детей, так как через школу проходит каждый и проблему сохранения и укрепления здоровья нужно решать именно здесь.
Однако, динамическое наблюдение за состоянием здоровья детского населения, особенно школьников, выявляет стойкую тенденцию ухудшения показателей здоровья; уменьшается удельный вес здоровых школьников с одновременным увеличением хронических форм заболеваний при переходе из класса в класс в процессе обучения, снижается индекс здоровья.
Одной из
важнейших составляющих здорового образа и стиля жизни, особенно в школьный
период, является сформированная полноценная физкультурно-оздоровительная
деятельность. Исследования психологов показали, что основной причиной
неуспеваемости в общеобразовательных школах у 85% учащихся является слабое здоровье.
Поэтому, на сегодняшний день проблема формирования здорового образа жизни
школьников является актуальной и
социально значимой.
Здоровье - состояние
полного физического, душевного и социального благополучия, а не только
отсутствие болезней и физических дефектов[1].
Здоровый образ жизни - образ
жизни человека, направленный на сохранение здоровья, профилактику болезней и
укрепление человеческого организма в целом [2].
Здоровый образ жизни создает
наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических
процессов, что снижает вероятность различных заболеваний и увеличивает
продолжительность жизни человека.
Подростковый возраст - это
время больших возможностей для формирования здорового образа жизни, но это
время большого риска для здоровья. Физические и половые изменения в организме
подростков опережают их психоэмоциональное и
социальное развитие, поэтому в данном периоде жизни легко создаются
отрицательные модели поведения.
Во многом здоровье молодых
людей определяется той же совокупностью фактов, что и здоровье детей и
взрослых: правильным питанием, надлежащей личной гигиеной, соответствующими
социальными связями, благоприятным окружением, доступностью основных услуг
здравоохранения. Очень важно в подростковом возрасте первоначально сформировать
потребность быть здоровым и на этой основе прививать соответствующие стереотипы
поведения, навыки здорового образа жизни. На сегодняшний день у подростков, как
и у населения в целом, преобладает пренебрежительное, безответственное
отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Проблема формирования здорового
образа жизни детей, подростков и молодежи, является наиболее актуальной на
сегодняшний день. Данная тема определяет не только состояние и проблемы
здоровья наших детей, но и здоровье, благополучие будущих поколений.
В связи с этим возрастает роль общеобразовательной школы, призванной обеспечить
формирование физически и духовно здоровой личности, способной не только
адаптироваться к сложным социально-экономическим условиям жизни общества, но и
способной к творческому саморазвитию и творческому преобразованию окружающего
мира, к формированию своего образа жизни. Поэтому, необходимо сформировать у подростков
ценностное отношение к здоровью. Так как сегодняшние подростки - это будущее
взрослое население нашей страны, а здоровое население - это залог успеха и
процветания нации, поэтому здоровью подростков необходимо уделить пристальное
внимание [1].
Всем известно, что здоровье
человека зависит от ряда факторов- это и баланс между
активной фазой дня и время отдыха, это двигательная активность, правильное
питание, закаливание, личная гигиена и конечно же отсутствие вредных привычек.
А старший дошкольный возраст –это как раз тот период,
когда дети хотят нарушать все правила и не задумываются о последствиях.
Поэтому, я считаю, что особое внимание здоровью нужно отвести как раз в период
с 6- 11 классы, ведь воспитав правильные привычки в подростковом возрасте, дети
возьмут их во взрослую жизнь.
В программе по физическому
развитию школьников отмечено, что целью физического воспитания в школе является
содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической
культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое
здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных
способностей....[3].
Достижение цели физического
воспитания обеспечивается решением следующих основных задач, направленных на:
1. укрепление
здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
2. обучение жизненно важным двигательным
умениям и навыкам;
3. развитие
двигательных (кондиционных и координационных) способностей…» [3]
Основными средствами
формирования ЗОЖ являются ׃
утренняя зарядка, физические упражнения, двигательная активность, любительский
спорт, закаливание организма, личная гигиена.
Утренняя зарядка - это комплекс
упражнений физических упражнений, проделываемых после сна. Она состоит из
комплекса физических упражнений умеренной нагрузки, охватывающих основную
скелетную мускулатуру. Её целью является повышение общего жизненного тонуса и
основных процессов жизнедеятельности, тем самым она обеспечивает постепенный
переход организма от состояния покоя во время сна к его повседневному рабочему
состоянию.
Физические упражнения –
элементарные движения, составленные из них двигательные действия и их
комплексы, систематизированные в целях физического развития.
Двигательная активность - это
вид деятельности человека, при котором активация обменных процессов в скелетных
мышцах обеспечивает их сокращение и перемещение человеческого тела или его
частей в пространстве, то есть двигательная активность – суммарная величина
разнообразных движений за определенный промежуток времени [2].
Любительский спорт -
многогранное массовое спортивное движение как органическая часть системы
физического воспитания граждан и выявления перспективных и талантливых
спортсменов в различных видах спорта.
Закаливание – это система
профилактических мероприятий, направленных на сопротивляемость организма
неблагоприятным факторам окружающей среды.
Оздоровительное закаливание помогает организму повысить адаптацию к
условиям внешней среды [2].
Личная гигиена (индивидуальная)
- совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранение
и укрепление здоровья человека
[2]. Личная гигиена подразумевает режим дня, регулярные приемы полноценной
пищи, правильное чередование умственного и физического труда, гигиенические
требования содержания в чистоте тела, белья, одежды, жилища. Правильный образ
жизни человека связан с постоянным использованием элементов личной гигиены. Это
помогает рационально организовать жизнь и сохранить здоровье.
Соблюдение, казалось бы,
элементарных составляющих здорового образа жизни, может способствовать крепкому
здоровью на долгие годы.
Я считаю, что деятельность учителя физической культуры по
формированию здорового образа жизни у старшего школьного возраста будет более
эффективной, если он будет реализовывать целостную систему деятельности по
формированию здорового образа жизни у учащихся старшего школьного возраста,
повышать у старшеклассников мотивационно-ценностное отношение к своему
здоровью, основанному на осознанном принятии основ здорового образа жизни,
вести работу с родителями по формированию здорового образа жизни в семье, а также осуществлять данную работу в урочной
и внеурочной деятельности.
Я, как учитель физической
культуры, в процессе образовательной деятельности использую элементы
здоровьесберегающих технологий, что способствует воспитанию интереса подростка
к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное,
улучшает эмоциональное самочувствие и здоровье детей. Активно использую
проектную деятельность подростков. У учащихся при разработке собственного
проекта закладываются основы знаний и умений применения разнообразных методик
поддержания здоровья и физического совершенствования. И если мы научим детей с
самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если школа
станет «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья учащихся
приоритетной функцией образовательного учреждения, то будущие поколения будут
более здоровы и развиты личностно, интеллектуально, духовно и физически.
Список литературы:
- Гуменюк, Е. И. Будь здоров! Формирование основ здорового образа жизни у детей школьного возраста/ Е.И. Гуменюк, Н.А. Слисенко. - М.: Пресс, 2016. – 162 c.
- Куценко, Г. И. Книга о здоровом образе жизни / Г.И. Куценко, Ю.В. Новиков. - М.: Профиздат, 2015. - 256 c.
- Программа по физическому воспитанию учащихся V-XI классов. В. И. Лях, 2012 год
Комментарии: