» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (68) 2022

Автор: Евгения Александровна Сергеева, Магистрант
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Государственная поддержка индивидуального предпринимательства в России и Китае

Статья просмотрена: 109 раз
Дата публикации: 11.11.2022

УДК 34.05

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ И КИТАЕ

Сергеева Евгения Александровна

магистрант, 2 курс

Смоленский государственный университет, г. Смоленск

 

Аннотация. В данной статье анализируется и сопоставляется законодательная база РФ и КНР в области регулирования государственной поддержки субъектов индивидуального предпринимательства. Подчёркивается значение индивидуального предпринимательства как правового института и важного экономического сектора, положительно влияющего на благополучие граждан и страны. Сравниваются различные элементы поддержки сектора индивидуального предпринимательства в России и Китае (гранты, программы субсидирования, фонды поддержки и т.д.). Отдельное значение уделяется  деятельности специализированных организаций в данной сфере, в частности, организации «Китайский молодёжный бизнес» и Ассоциации молодых предпринимателей России. Выявлены и обозначены наиболее актуальные проблемы поддержки индивидуальных предпринимателей государством.  Предложен комплекс мер по их устранению, акцентируется внимание на необходимости заимствования определённого опыта Китая в данной области.

Ключевые слова: индивидуальный предприниматель, индивидуальное предпринимательство, предпринимательская деятельность, государственное регулирование, государственная поддержка.

 

Аспекты государственной поддержки института индивидуального предпринимательства представляют собой одну из самых актуальных тем в России. Это можно объяснить тем, что результаты деятельности субъектов индивидуального предпринимательства являются одной из важнейших частей экономики страны. Конституционно закрепленный принцип свободы экономической деятельности для всех граждан страны предоставляет внушительные возможности для использования своих способностей и имущества в целях осуществления предпринимательской деятельности, оказывающей положительное влияние не только на финансовое благополучие граждан, но и на экономику государства в целом. Законодательная основа, регулирующая предпринимательскую деятельность в России, основана как на федеральных нормативно-правовых актах, так и на региональных законах, которые учитывают территориальные особенности предпринимательской деятельности [3]. Государство заинтересовано в развитом и эффективном предпринимательском секторе. Таким образом, оно должно реализовывать комплекс специализированных мер и мероприятий для стимулирования развития предпринимательской деятельности и защиты предпринимателей. Это можно осуществить с помощью разработки эффективных правовых норм. В этом отношении особый интерес представляет законодательный и экономический опыт Китая, который на данный момент представляет собой одну из наиболее эффективных экономик мира. Изучение, сопоставление отечественной и зарубежной нормативно-правовой базы, а также заимствование элементов государственной поддержки сектора индивидуального предпринимательства Китая может поспособствовать улучшению законодательной основы Российской Федерации в данной области, а, следовательно, и повышению показателей эффективности деятельности субъектов индивидуального предпринимательства.

Всё вышесказанное определяет актуальность работы, а также объект, предмет исследования и постановку соответствующей цели и задач.

Так, объект исследования представлензаконодательным регулированиемопределённых элементов государственной поддержки, реализуемой в области индивидуального предпринимательства и осуществляемой в России и Китае.

Предметомданного исследования следует считатьсистему мер государственной поддержки, оказываемой субъектам сектора индивидуального предпринимательства в Российской Федерации и Китайской Народной республике.

Целью исследования следует считать формирование определённой система мер по решению наиболее актуальных проблем правового положения индивидуальных предпринимателей в России.

Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

  • исследование и анализ законодательства России и Китая в области индивидуального предпринимательства;
  • сравнение мер государственной поддержки субъектов индивидуального предпринимательства в РФ и КНР;
  • выделение и рассмотрение наиболее важных и актуальных проблем индивидуальных предпринимателей в России;
  • Формирование определённых мер, имеющих в качестве своей цели усовершенствование уже имеющейся нормативно-правовой основы в области государственной поддержки данной сферы.

Для решения указанных выше задач применялись следующие методы научного познания: обобщение, анализ, сравнительно-правовой и логико-юридический.

Нормативно-правовая база исследования представлена действующим законодательством Российской Федерации и Китайской Народной Республики, регламентирующим правовой статус индивидуальных предпринимателей.

В Российской Федерации согласно Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в качестве субъектов предпринимательства можно выделить:

  • хозяйственные общества, хозяйственные партнёрства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, внесённые в Единый государственный реестр юридических лиц;
  • индивидуальные предприниматели, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей [1].

В статье 2 Закона КНР от 29.06.2002 «О содействии малым и средним предприятиям» определено, что «под малыми и средними предприятиями понимаются предприятия различной организационно-правовой формы и различных форм собственности, созданные согласно закону на территории КНР и способствующие удовлетворению потребностей общества, увеличению количества рабочих мест, отвечающиетребованиям государственной отраслевой политики и относящиеся к малым и средним по масштабам хозяйственной деятельности»[2].

В Российской Федерации законодателем подразумевается, что под государственной политикой в области развития предпринимательства следует понимать часть государственной социально-экономической политики, которая представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом. Также, что касается поддержки индивидуального предпринимательства государством, то хотелось бы уделить особое внимание речи президента В.В. Путина на Экономическом Форуме, прошедшем в Санкт-Петербурге 17 июня 2022 г. Отдельно В.В. Путин выделил особенности правового статуса индивидуальных предпринимателей, посчитав нужным сделать заявление о том, что для субъектов предпринимательства необходимо отменить большинство плановых проверок для российского бизнеса, деятельность которого нельзя назвать связанной с рисками высокого причинения вреда. Конкретные аспекты данной реформы должно будет определить Правительство Российской Федерации в ближайшее время [6]. На основании вышесказанного можно сделать вывод, что законодателем подчёркивается необходимость и приоритетность развития института индивидуального предпринимательства не только посредством нормативно-правового закрепления принципов и политики государства, направленных на поддержку данного института. Глава государства также акцентирует роль сектора индивидуального предпринимательства.

Кроме того, имеет место быть определённый комплекс мер государственной поддержки. Так, финансовая поддержка подразумевает оказание государством помощи безвозмездной помощи от центра занятости населения. Помощь при этом носит безвозмездный характер. Поддержка такого рода должна поспособствовать предоставлению гражданам рабочих мест. Кроме того, предоставление безвозмездной помощи от центра занятости населения имеет в качестве своих конечных целей снижение показателей безработицы и повышение уровня конкуренции. Гранты представляют собой финансовые средства, которые предоставляются безвозмездно и безвозвратно для открытия дела на условиях грантодателей. Раздача грантов входит в компетенцию Департамента экономического развития, а также различных фондов и союзов предпринимателей. Также имеют место быть программы субсидирования, которые подразумевают выделение денежных средств из федерального бюджета. Они могут быть направлены на: платежи по лизингу и аренде, участие в специализированных выставках, осуществление выплат по процентам кредитов банка, профессиональное обучение работников и т.д. [5].

Отдельно следует выделить то, что преференции для индивидуальных предпринимателей при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд предоставляются в РФ в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Здесь важно отметить то, что в законодательстве КНР аналогичная мера поддержки субъектов индивидуального предпринимательства не предусмотрена.

В настоящее время в Китае современная система государственной поддержки малых и средних предприятий включает в себя следующие элементы и направления:

1. Создание специализированного государственного фонда поддержки малых и средних предприятий. Законом КНР «О стимулировании развития малых и средних предприятий» (ст. 12) определено, что «государство создаёт специальный фонд развития малых и средних предприятий. Этот фонд формируется за счет средств бюджета, целенаправленно выделяемых для поддержки малых предприятий, доходов фонда, пожертвований и дарений, прочих финансовых поступлений.

2. Осуществление государственной поддержки финансового и кредитного характера. В Китае финансовое обеспечение государственных программ, а также поддержка наиболее востребованных отраслей, в том числе субъектов предпринимательства, входит в компетенцию Китайского банка развития (China Development Bank). Этот банк был создан в 1994 г. В настоящее время он представляет собой самый крупный правительственный банк страны, все долговые обязательства которого полностью гарантированы Правительством КНР [7].

Также в качестве мер поддержки субъектов предпринимательства можно выделить деятельность специализированных учреждений. Здесь следует уделить особое внимание учреждённой в Китае специализированной организации - «Китайский молодежный бизнес» (Youth Business China). Для получения поддержки от «Китайского молодёжного бизнеса», начинающий предприниматель обязан соответствовать определённым параметрам: возраст от 18 до 35 лет; отсутствие постоянной работы; невозможность получения финансирования в банках.

Отдельный интерес вызывает система наставничества, которая практикуется в организации. Данная система подразумевает процедуру прикрепления к новым предприятиям руководителей-наставников. В их обязанности входит проведение встреч с руководством начинающего предприятия для оказания всевозможной помощи. Данные встречи должны проводиться в течение 3 лет и не менее 4 часов в месяц. Помощь руководителей-наставников имеет волонтёрский, безвозмездный характер. Но взамен предприятиям руководителей-наставников предоставляются налоговые льготы. Согласно последним данным, система наставничества включает в себя 12 000 руководителей, при этом из них 74% - это те руководители, которые сами начинали своё дело через Youth Business China [6]. В Российской Федерации в качестве примера своеобразного аналога «Китайского молодежного бизнеса» можно привести Ассоциацию молодых предпринимателей России. Но при этом данная организация осуществляет наиболее активную деятельность лишь в 18 субъектах Российской Федерации. Данную тенденцию, к сожалению, нельзя охарактеризовать как положительную [7].

Таким образом, сравнив различные аспекты государственной поддержки индивидуальных предпринимателей государством, можно сделать вывод о том, что и в России, и в Китае признаётся важность института индивидуального предпринимательства. Но, несмотря на это, можно утверждать, что индивидуальное предпринимательство в Китае имеет гораздо более эффективную поддержку со стороны государства. В этом отношении китайский опыт представляет несомненный интерес. Кроме того, имеет место быть ряд проблем, среди которых можно выделить следующие:

1. Низкий уровень информационной осведомлённости и поддержки. В России большинство людей не осведомлены о различного рода программах государственной поддержки. Необходимой информацией снабжаются лишь города федерального значения. Таким образом, необходимо сделать основательный упор на развитии ресурсов субъектов Российской Федерации в том числе.

2.         Проблема низкого уровня поддержки социальных инициатив. Чтобы решить данный вопрос, можно перенять опыт Китайской Народной Республики. Так, представляется возможным ввести институт наставничества, под которым следует понимать закрепление за новообразовавшимися предприятиями опытных руководителей, которым можно предложить, например, налоговые льготы в качестве меры поощрения за оказание поддержки. Данную меру поддержки можно будет оформить в виде отдельного федерального закона или в виде пакета поправок к Гражданскому Кодексу Российской Федерации. Институт наставничества, закреплённый на законодательном уровне, может оказать положительное влияние на субъектов индивидуального предпринимательства, помочь избежать банкротства на ранних этапах существования предприятий, поспособствовать повышению доходов. Таким образом, данная проблема может быть ликвидирована ещё на этапе её возникновения.



Список литературы:

  1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 02.07.2021). Собрание законодательства РФ. 2007. 30 июля. № 31. Ст. 4006.
  2. Закон КНР от 29.06.2002 «О стимулировании развития малого и среднего предпринимательства» (в ред. от 01.09.2017). [Электронный ресурс]URL: http:// www.westlawchina.com/index_en.html (дата обращения: 10.07.2022).
  3. Дудаева, Н. Э. Актуальные вопросы правового статуса индивидуальных предпринимателей / Н. Э. Дудаева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2 (240). — С. 126-128. — URL: https://moluch.ru/archive/240/55451/ (дата обращения: 29.06.2022).
  4. Стенограмма пленарного заседания Петербургского международного экономического форума [Электронный ресурс] // Сайт о Президенте России. URL: http://prezident.org/tekst/stenogramma-plenarnogo-zasedanija-peterburgskogo-mezhdunarodnogo-ekonomicheskogo-foruma-17-06-2022.html(дата обращения: 10.06.2022).
  5. Поддержка малого и среднего предпринимательства в Китае [Электронный ресурс] // Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. URL: http://www.fa.ru/faculty/ief/news/ Documents.(дата обращения: 09.07.2022).
  6. China Youth Business League.[Электронный ресурс]URL: http://www.chinaybl. com/ (датаобращения: 04.07.2022).
  7. Ассоциация молодых предпринимателей России.[Электронный ресурс] URL: http://ampr.ru/ (дата обращения: 09.06.2022).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: