» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (69) 2022

Автор: Волосникова Диана Дмитриевна, Магистрант
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Взаимосвязь психических состояний и уровня жизнестойкости личности

Статья просмотрена: 71 раз
Дата публикации: 30.11.2022

УДК 159.9.07

Взаимосвязь психических состояний и уровня жизнестойкости личности

Волосникова Диана Дмитриевна

студент магистратуры

3 курс, факультет «Психология»

Московский институт психоанализа, г. Москва

 

Аннотация. Статья посвящена изучению взаимосвязи психических состояний и уровня жизнестойкости личности. Было проведено эмпирическое исследование 60 респондентов молодого возраста. Показано и статистически подтверждено, что отдельные компоненты жизнестойкости личности коррелируют с психическими состояниями, отражающими психическое, физическое и эмоциональное функционирование. Сделан вывод о высокой значимости формирования жизнестойкости в контексте обеспечения психического благополучия личности.

Ключевые слова: жизнестойкость, психические состояния, самочувствие, совладание со стрессом, корреляционный анализ

 

На современном этапе развития психологической науки все большее внимание исследователей обращено к изучению способности личности противостоять негативному влиянию со стороны внешнего мира, поиску и раскрытию таких психологических феноменов, которые отражают внутренние ресурсы человека, способны нивелировать влияние внешних факторов и способствовать сохранению целостности личности.

Быстрые социальные, экономические и политические изменения в обществе, увеличение потока информации, а также скорость технологических и технологических изменений оказывают непосредственное влияние на психическое здоровье человека и способствуют формированию невротических нарушений, эмоциональных расстройств и дисфунционального поведения. Современное общество выдвигает значительное число требований к человеку, а ответственность за жизнь, за ее успех полностью ложится на самого человека. Чтобы адаптироваться, приспособиться к этому напряжению и успешно реализовать себя, ему необходимо развить навыки решения проблем и приобрести такие качества, черту личности, которая позволяет ему эффективно реализовывать себя. Способность человека успешно преодолевать неблагоприятные условия окружающей среды и проявлять высокую степень устойчивости к стрессовым факторам называется жизнестойкостью.

В начале 1980-х годов понятие «жизнестойкость» (Hardiness) было введено американскими психологами С. Кобейс и С. Мадди в качестве концептуального феномена. В отечественной психологии в 2000 г. Д. А. Леонтьев предложил обозначить это понятие на русском языке как жизнестойкость [1, с. 5].

До сих пор в психологической науке нет единого взгляда на сущность этого понятия, поскольку его значение имеет определенную схожесть с такими понятиями, как «жизнеспособность» (Б.Г. Ананьев), «мужество творить» (Р. Мэй), «укорененность в бытии» (М. Хайдеггер), «трансценденция» (С.Л. Рубинштейн), «зрелость» (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Г. Олпорт). В общем виде под жизнестойкостью мы будем понимать те убеждения человека, которые позволяют ему оставаться активным и предотвращать негативные последствия стресса [2, с. 212]. В самой структуре жизнестойкости выделяют три компонента: вовлеченность (убеждение человека в том, что участие в реальности дает ему возможность найти в ней интересные и важные вещи); контроль (убеждение человека в том, что на исход происходящего в реальности может повлиять только борьба, поскольку он сам выбирает стратегию своей деятельности в конкретной ситуации) и принятие риска (вера человека в то, что все, что с ним происходит, необходимо для его развития, потому что это дает ему положительный и отрицательный опыт) [3, с. 877].

В свою модель жизнестойкости C. Мадди включил не только структурные составляющие, но и пять основных механизмов, которые позволяют жизнестойкости противостоять стрессовому воздействию. В качестве таких механизмов были выделены жизнестойкие убеждения, представляющие собой оценку жизненных изменений как менее стрессовых на основе вовлеченности, контроля и принятия риска; создание мотивации к трансформационному совладанию, которое подразумевает открытость всему новому, готовность человека активно действовать в стрессовой ситуации (использование человеком жизнестойких копинг-стратегий); усиление иммунной реакции через психическую и физическую мобилизацию; усиление ответственности и заботы о собственном здоровье (жизнестойкие практики здоровья); поиск эффективной социальной поддержки, которая будет способствовать трансформационному совладанию, через развитие навыков общения [4, с. 82].

Исходя из вышесказанного можно отметить, что теоретическая модель жизнестойкости предполагает осуществление совладания посредством изменения психических состояний, характеризующих психическую деятельность человека за определенный период времени, имеющих начало и конец, изменяющихся с течением времени, но обладающих целостностью, относительным постоянством и устойчивостью [4]. В современной науке заметно расширяется круг исследований проблемы личностных ресурсов противодействия стрессовым ситуациям, жизненным трудностям (К.А. Абульханова, Н.Л. Захарова, Л.А. Китаев-Смык, А.Б. Леонова, Д.А. Леонтьев, В.И. Моросанова, А.О. Прохоров, С.К. Нартова-Бочавер, В.Г. Никифоров, М.А. Одинцова и др.). Проблема жизнестойкости рассматривается в контексте преодоления дезадаптации личности, снижения эмоционального выгорания, профилактики деформаций личности профессионала, психологической безопасности субъекта деятельности и т.п.

Несмотря на активность и всесторонний характер изучения данного феномена, взаимосвязь психических состояний и уровня жизнестойкости личности остается нераскрытой, несмотря на высокую практическую значимость раскрытия данного вопроса, что и обуславливает актуальность нашего исследования.

Цель исследования заключается в изучении взаимосвязи психических состояний и уровня жизнестойкости личности. Мы предположили, что повышение жизнестойкости сопутствует усилению проявления благоприятных психических состояний и снижению напряженности негативных.

Для достижения поставленной цели был использован комплекс следующих методик:

  1. Тест жизнестойкости С. Мадди (в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой) для оценки степени выраженности феномена жизнестойкости.
  2. Методика «Рельеф психического состояния» (А. О. Прохоров) для оценки основных сторон психического состояния – психических процессов, физиологических реакций, переживаний и поведения.
  3. Опросник «Самооценка психических состояний личности» (Г. Айзенк) для определения уровней таких психических состояний, как тревожность, фрустрация, агрессивность и ригидность.
  4. Методика «Самочувствие. Активность. Настроение» (В. А. Доскин и др.) для оценки психоэмоционального состояния.

Статистическая обработка полученных данных осуществлялась при помощи пакета программ SPSS Statistics 23.0. Предварительно была проведена оценка нормальности распределения показателей посредством расчетов критерия согласия Колмогорова-Смирнова. В результате было выявлено несоответствие данных критериям нормальности, в связи с чем, в дальнейшем была использована непараметрическая статистика для проведения дальнейшего анализа. Различия между группами были оценены с помощью критерия Манна-Уитни; корреляционный анализ был проведён с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

Сбор данных осуществлялся путем анонимного заполнения батареи тестовых методик. Каждый респондент дал согласие на участие в исследовании и использование полученных данных. Общая выборка исследования составила 60 респондентов в возрасте от 18 до 35 лет, средний возраст 26,35±5,65 лет. В выборке в равном степени представлены мужчины (28 чел., 47%) и женщины (32 чел., 53%)

В ходе проведенного сравнительного анализа были выявлены достоверные различия между группами со средним и высоким уровнем жизнестойкости по показателю шкалы переживаний (p≤0,01), эмоциональному фону напряженности переживаний (p≤0,05), значения которых выше в группе с высоким уровнем жизнестойкости. Выявлены достоверные различия по показателю тревожности, фрустрации и ригидности (p≤0,01), значения которых выше в группе со средним уровнем жизнестойкости. Отмечены достоверные различия по показателям самочувствия, настроения и активности (p≤0,01), значения которых выше в группе с высоким уровнем жизнестойкости (табл. 1).

 

Таблица 1. Сравнительный анализ психологических состояний людей с средней и высокой жизнестойкостью

Показатели

Средний уровень

Высокий уровень

U

p

М±σ

М±σ

«Рельеф психического состояния»

Психические процессы

6,08±1,03

5,76±0,73

259,5

0,085

Физиологические реакции

5,84±0,93

5,75±0,97

330

0,599

Шкала переживаний

5,96±1,04

6,78±0,90

185

0,003**

Эмоциональный фон

6,14±1,73

7,35±1,53

219

0,016*

Активность переживаний

5,95±2,09

6,18±1,45

350

0,852

Направленность переживаний

6,18±3,50

6,79±2,64

332,5

0,627

Напряженность переживаний

5,56±1,96

6,79±1,67

228

0,024*

Поведение

6,07±1,09

6,26±1,09

309,5

0,383

«Самооценка психических состояний»

Тревожность

8,89±3,03

6,74±2,33

183,5

0,003**

Фрустрация

8,92±4,33

5,68±3,42

197,5

0,005**

Агрессивность

10,24±4,76

9,26±4,52

316

0,445

Ригидность

11,45±3,06

9±3,14

209

0,010**

«Самочувствие. Активность. Настроение»

Индекс самочувствия

4,76±1,01

5,59±0,83

173,5

0,001**

Индекс настроения

4,38±0,67

5,58±0,97

57,5

0,000**

Индекс активности

4,83±1,25

5,82±0,74

193

0,004**

Примечание: * p≤0,05 ** p≤0,01

 

Результаты сравнительного анализа указывают на то, что у лиц с высоким уровнем жизнестойкости, по сравнению с лицами со средним уровнем жизнестойкости, отмечается большая веселость, оптимистичность, задорность переживаний; их переживания отличаются большей раскрепощенностью, легкостью и раскованностью. У лиц с высоким уровнем жизнестойкости, по сравнению с лицами со средним уровнем жизнестойкости, отмечается менее выраженное переживание эмоционального дискомфорта, вызванного озабоченностью и беспокойством; менее выраженное состояние разочарования, раздражение, вызванное неудачей в достижении цели или удовлетворении потребности, а также менее выраженный консерватизм установок, большая гибкость и пластичность собственного поведения.

Для лиц с высоким уровнем жизнестойкости характерна большая комфортность психофизиологического состояния, более выраженная активность, направленность и целеустремленность поведения, а также в большей степени позитивный фон настроения, ощущение приподнятости и преобладание стенических эмоций.

В таблице 2 представлены результаты корреляционного анализа показателей жизнестойкости и показателей психических состояний с использованием критерия ранговой корреляции Спирмена.

Таблица 2. Взаимосвязь компонентов жизнестойкости и психических состояний

Показатели

Жизнестойкость

Вовлеченность

Контроль

Принятие риска

«Рельеф психического состояния»

Психические процессы

-0,082

-0,131

-0,066

-0,037

Физиологические реакции

-0,041

-0,068

-0,041

0,029

Шкала переживаний

,672**

,598**

,611**

,506**

Эмоциональный фон

,419**

,387**

,290*

,435**

Активность переживаний

0,199

,257*

0,137

0,107

Направленность переживаний

0,233

0,185

0,244

0,131

Напряженность переживаний

,488**

,371**

,508**

,439**

Поведение

,267*

,318*

0,165

0,183

«Самооценка психических состояний»

Тревожность

-,476**

-,403**

-,436**

-,525**

Фрустрация

-,445**

-,354**

-,455**

-,499**

Агрессивность

-,306*

-,323*

-0,206

-0,193

Ригидность

-,403**

-,374**

-,368**

-,287*

«Самочувствие. Активность. Настроение»

Индекс самочувствия

,721**

,645**

,586**

,544**

Индекс активности

,655**

,613**

,559**

,590**

Индекс настроения

,661**

,619**

,530**

,480**

Примечание: * p≤0,05 ** p≤0,01

 

Результаты корреляционного анализа указывают на то, что показатель вовлеченности имеет значимые положительные средние взаимосвязи с показателем шкалы переживаний, умеренные взаимосвязи с показателем радости, расслабления переживания и поведения (p≤0,01), слабую взаимосвязь с показателем активности переживаний (p≤0,05). Выявлены значимые отрицательные умеренные взаимосвязи с показателем тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности (p≤0,01). Отмечены значимые положительные средние взаимосвязи с показателем самочувствия, активности и настроения (p≤0,01). Данные взаимосвязи отражают то, что при выраженной вовлеченности в происходящее отмечается состояние веселости, расслабленность переживаний, их активность, бодрость, живость, а поведение отличается большей целенаправленностью, управляемостью и активностью. Характерно ощущение положительного психического и физического самочувствия, высокая активность и положительный фон настроения. Проявляются низкая выраженность эмоционального дискомфорта, связанного с ожиданием неблагополучия или предчувствием опасности, низкая выраженность состояния фрустрированности, низкая склонность к враждебности и демонстрации превосходства над окружающими в сочетании с высокой пластичностью поведения и убеждений.

Показатель контроля имеет значимые положительные средние взаимосвязи с показателем шкалы переживаний и расслабления переживания (p≤0,01), слабую взаимосвязь с показателем радости (p≤0,05). Отмечены значимые отрицательные умеренные взаимосвязи с показателем тревожности, фрустрации и ригидности (p≤0,01). Выявлены значимые положительные средние взаимосвязи с показателем самочувствия, активности и настроения (p≤0,01). Так, при выраженном ощущении у человека способности оказывать влияние на собственную жизнедеятельность, отмечается ощущение расслабленности переживаний, состояние радости, эмоциональной активности, бодрости и живости. Проявляется положительное самочувствие, высокая активность и положительный фон настроения. Отмечается низкая выраженность состояния тревожности, фрустрированности в сочетании с высокой пластичностью поведения и убеждений.

Показатель принятия риска имеет значимые положительные средние взаимосвязи с показателем шкалы переживаний, умеренные взаимосвязи с показателем радости и расслабления переживания (p≤0,01).  Отмечена значимая отрицательная средняя взаимосвязь с показателем тревожности, умеренная взаимосвязь с показателем фрустрации и слабая взаимосвязь с показателем ригидности (p≤0,01). Выявлены положительные средние взаимосвязи с показателем самочувствия, активности и настроения (p≤0,01). Так, при выраженной убежденности человека в том, что любой опыт, в том числе и негативный, способствует его развитию, наблюдается ощущение расслабленности переживаний, состояние радости, эмоциональной активности, бодрости и живости, эмоциональная приподнятость. Проявляется ощущение высокой психофизиологической комфортности состояния, высокая активность и положительный фон настроения. Наблюдается низкая выраженность состояния тревожности, фрустрированности в сочетании с высокой пластичностью поведения и убеждений.

Показатель жизнестойкости имеет значимые положительные средние взаимосвязи с показателем шкалы переживаний, умеренные взаимосвязи с показателем радости, расслабления переживаний (p≤0,01) и слабую взаимосвязь с показателем поведения (p≤0,05). Отмечены значимые отрицательные умеренные взаимосвязи выраженности жизнестойкости и тревожности, фрустрации, ригидности (p≤0,01) и агрессивности (p≤0,05). Показаны значимые положительные средние взаимосвязи выраженности жизнестойкости и самочувствия, активности и настроения (p≤0,01).

Данные взаимосвязи отражают положительный фон настроения, эмоциональную активность, приподнятость, расслабленность, управляемость и последовательность поведения; низкую выраженность состояния тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности; ощущение высокой активности, положительного настроения и благоприятного состояния при высоко развитой способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя при этом внутреннюю сбалансированность и успешность деятельности.

Таким образом, показатель жизнестойкости в целом, а также его отдельные компоненты непосредственно взаимосвязаны с такими показателями психического состояния, как поведение, такими показателями переживаний, как эмоциональный фон и напряженность, такими показателями психического состояния, как тревожность, фрустрированность, агрессивность и ригидность, а также такими показателями психоэмоционального состояния, как самочувствие, активность и настроение. При этом, жизнестойкость не связана с изменение физиологического состояния и функционированием психических процессов. Можно предположить, что высоко развитая жизнестойкость проявляется, в первую очередь, в поведении и эмоциональном состоянии человека и не оказывает значимого воздействия на изменение физического самочувствия человека, не отражается на протекании его психических процессов. Несмотря на это, прямая взаимосвязь жизнестойкости и позитивных поведенческих и эмоциональных проявлений демонстрирует ее значимость в процессе адаптации к внешним и внутренним изменениям.

По всей видимости, высоко развитая жизнестойкость позволяет человеку проявлять пластичность и изменчивость собственного поведения, не боясь возможных опасностей и угроз, не боясь действовать в условиях неопределенности. Благодаря пониманию значимости любого опыта для собственного развития, человеку с развитой жизнестойкостью в меньшей степени присуще состояние разочарования, вызванного неуспехом или неудачей при достижении целей или удовлетворении своих потребностей. Можно предположить, что жизнестойкость позволяет человеку более терпимо относиться и к ошибкам и недостаткам окружающих, что проявляется и в низкой агрессивности человека с развитой жизнестойкостью.

Вероятно, та система убеждений о себе, мире и взаимоотношениях с этим миром, которая проявляется в открытости окружающему, ощущении значимости и вовлеченности в происходящее, ощущении собственного влияния на него позволяет человеку, вне зависимости от окружающих обстоятельств, сохранять оптимальное психологическое функционирование, что и было отражено в полученных взаимосвязях.

По результатам проведенного эмпирического исследования, можно сделать следующие выводы.

1. Сравнительный анализ психических состояний в зависимости от уровня жизнестойкости личности продемонстрировал более благоприятное состояние сферы переживаний, в том числе меньшую напряженность и более позитивную насыщенность переживаний среди лиц с высоким уровнем жизнестойкости. Показано также, что для данной группы характерна менее выраженная тревожность, фрустрированность и ригидность. Все показатели психоэмоционального состояния, в том числе самочувствие, настроение и активность являются более благоприятными среди лиц с высоким уровнем жизнестойкости.

2. Корреляционный анализ взаимосвязи психических состояний и жизнестойкости личности показал, что развитая жизнестойкость, а также ее отдельные компоненты (вовлеченность, принятие риска, контроль) соответствует благоприятному состоянию переживаний, их позитивной направленности, меньшей напряженности. При высоко развитой жизнестойкости и ее компонентов отмечены низкая тревожность, фрустрация и ригидность, а также благоприятное психофизиологическое состояние, высокая активность и позитивный фон настроения. Сформированная жизнестойкость и вовлеченность соответствуют большей целенаправленности поведенческих реакций, меньшей агрессивности, а при высокой вовлеченности отмечено также и повышение активности эмоциональных реакций.

3. Гипотеза о том, что повышение жизнестойкости сопутствует усилению проявления благоприятных психических состояний и снижению напряженности негативных, была подтверждена.



Список литературы:

  1. Леонтьев Д.А. Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. – М.: Смысл, 2006. – 63 с.
  2. Наливайко Т.В. К вопросу осмысления концепции жизнестойкости / Т.В. Наливайко // Вестник интегративной психологии: журнал для психологов. – Ярославль, 2006. – №4. – С. 211–216.
  3. Иванова М.А. Жизненные сценарии и жизнестойкость подростков / М.А. Иванова // Фундаментальные исследования. – 2013. – №10. – С. 875-878.
  4. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии / Л. А. Александрова // Сибирская психология сегодня. – 2004. – №2. – С. 82-90.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: