» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Декабрь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (69) 2022
Автор: Волосникова Диана Дмитриевна, Магистрант
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Взаимосвязь психических состояний и уровня жизнестойкости личности
Дата публикации: 30.11.2022
УДК 159.9.07
Взаимосвязь психических
состояний и уровня жизнестойкости личности
Волосникова Диана Дмитриевна
студент магистратуры
3 курс, факультет «Психология»
Московский институт психоанализа, г. Москва
Аннотация. Статья посвящена
изучению взаимосвязи психических состояний и уровня жизнестойкости личности.
Было проведено эмпирическое исследование 60 респондентов молодого возраста.
Показано и статистически подтверждено, что отдельные компоненты жизнестойкости
личности коррелируют с психическими состояниями,
отражающими психическое, физическое и эмоциональное функционирование. Сделан
вывод о высокой значимости формирования жизнестойкости в контексте обеспечения
психического благополучия личности.
Ключевые слова: жизнестойкость,
психические состояния, самочувствие, совладание со
стрессом, корреляционный анализ
На современном
этапе развития психологической науки все большее внимание исследователей
обращено к изучению способности личности противостоять
негативному влиянию со стороны внешнего мира, поиску и раскрытию таких
психологических феноменов, которые отражают внутренние ресурсы человека,
способны нивелировать влияние внешних факторов и способствовать сохранению
целостности личности.
Быстрые
социальные, экономические и политические изменения в обществе, увеличение
потока информации, а также скорость технологических и технологических изменений
оказывают непосредственное влияние на психическое здоровье человека и
способствуют формированию невротических нарушений, эмоциональных расстройств и дисфунционального поведения. Современное общество выдвигает
значительное число требований к человеку, а ответственность за жизнь, за ее
успех полностью ложится на самого человека. Чтобы адаптироваться,
приспособиться к этому напряжению и успешно реализовать себя, ему необходимо
развить навыки решения проблем и приобрести такие качества, черту личности,
которая позволяет ему эффективно реализовывать себя. Способность человека
успешно преодолевать неблагоприятные условия окружающей среды и проявлять
высокую степень устойчивости к стрессовым факторам называется жизнестойкостью.
В начале 1980-х
годов понятие «жизнестойкость» (Hardiness) было
введено американскими психологами С. Кобейс и С. Мадди в качестве концептуального феномена. В отечественной
психологии в 2000 г. Д. А. Леонтьев предложил обозначить это понятие на русском
языке как жизнестойкость [1, с. 5].
До сих пор в
психологической науке нет единого взгляда на сущность этого понятия, поскольку
его значение имеет определенную схожесть с такими понятиями, как «жизнеспособность»
(Б.Г. Ананьев), «мужество творить» (Р. Мэй), «укорененность в бытии» (М. Хайдеггер), «трансценденция»
(С.Л. Рубинштейн), «зрелость» (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Г. Олпорт). В общем виде под жизнестойкостью мы будем понимать
те убеждения человека, которые позволяют ему оставаться активным и
предотвращать негативные последствия стресса [2, с. 212]. В самой структуре
жизнестойкости выделяют три компонента: вовлеченность (убеждение человека в
том, что участие в реальности дает ему возможность найти в ней интересные и
важные вещи); контроль (убеждение человека в том, что на
исход происходящего в реальности может повлиять только борьба, поскольку он сам
выбирает стратегию своей деятельности в конкретной ситуации) и принятие риска
(вера человека в то, что все, что с ним происходит, необходимо для его
развития, потому что это дает ему положительный и отрицательный опыт) [3, с.
877].
В свою модель
жизнестойкости C. Мадди включил не только структурные
составляющие, но и пять основных механизмов, которые позволяют жизнестойкости
противостоять стрессовому воздействию. В качестве таких
механизмов были выделены жизнестойкие убеждения, представляющие собой оценку
жизненных изменений как менее стрессовых на основе вовлеченности, контроля и
принятия риска; создание мотивации к трансформационному совладанию,
которое подразумевает открытость всему новому, готовность человека активно
действовать в стрессовой ситуации (использование человеком жизнестойких копинг-стратегий); усиление иммунной реакции через
психическую и физическую мобилизацию; усиление ответственности и заботы
о собственном здоровье (жизнестойкие практики здоровья); поиск эффективной
социальной поддержки, которая будет способствовать трансформационному
совладанию, через развитие навыков общения [4, с.
82].
Исходя из вышесказанного можно отметить, что теоретическая модель жизнестойкости предполагает
осуществление совладания посредством изменения
психических состояний, характеризующих психическую деятельность человека за
определенный период времени, имеющих начало и конец, изменяющихся с течением
времени, но обладающих целостностью, относительным постоянством и устойчивостью
[4]. В современной науке заметно расширяется круг исследований проблемы
личностных ресурсов противодействия стрессовым ситуациям, жизненным трудностям
(К.А. Абульханова, Н.Л. Захарова, Л.А. Китаев-Смык,
А.Б. Леонова, Д.А. Леонтьев, В.И. Моросанова, А.О.
Прохоров, С.К. Нартова-Бочавер, В.Г. Никифоров, М.А.
Одинцова и др.). Проблема жизнестойкости рассматривается в контексте
преодоления дезадаптации личности, снижения
эмоционального выгорания, профилактики деформаций личности профессионала,
психологической безопасности субъекта деятельности и т.п.
Несмотря на активность и всесторонний характер изучения данного феномена,
взаимосвязь психических состояний и уровня жизнестойкости личности остается
нераскрытой, несмотря на высокую практическую значимость раскрытия данного
вопроса, что и обуславливает актуальность нашего исследования.
Цель исследования заключается в изучении
взаимосвязи психических состояний и уровня жизнестойкости личности. Мы
предположили, что повышение жизнестойкости сопутствует усилению проявления
благоприятных психических состояний и снижению напряженности негативных.
Для достижения поставленной цели был использован
комплекс следующих методик:
- Тест жизнестойкости С. Мадди (в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой) для оценки степени выраженности феномена жизнестойкости.
- Методика «Рельеф психического состояния» (А. О. Прохоров) для оценки основных сторон психического состояния – психических процессов, физиологических реакций, переживаний и поведения.
- Опросник «Самооценка психических состояний личности» (Г. Айзенк) для определения уровней таких психических состояний, как тревожность, фрустрация, агрессивность и ригидность.
- Методика «Самочувствие. Активность. Настроение» (В. А. Доскин и др.) для оценки психоэмоционального состояния.
Статистическая обработка полученных данных
осуществлялась при помощи пакета программ SPSS Statistics
23.0. Предварительно была проведена оценка нормальности распределения
показателей посредством расчетов критерия согласия Колмогорова-Смирнова. В
результате было выявлено несоответствие данных критериям нормальности, в связи
с чем, в дальнейшем была использована непараметрическая статистика для
проведения дальнейшего анализа. Различия между группами были оценены с помощью
критерия Манна-Уитни; корреляционный анализ был проведён с помощью коэффициента
ранговой корреляции Спирмена.
Сбор данных осуществлялся путем анонимного
заполнения батареи тестовых методик. Каждый респондент дал согласие на участие
в исследовании и использование полученных данных. Общая выборка исследования
составила 60 респондентов в возрасте от 18 до 35 лет, средний возраст
26,35±5,65 лет. В выборке в равном степени представлены
мужчины (28 чел., 47%) и женщины (32 чел., 53%)
В ходе проведенного сравнительного анализа были
выявлены достоверные различия между группами со средним и высоким уровнем
жизнестойкости по показателю шкалы переживаний (p≤0,01),
эмоциональному фону напряженности переживаний (p≤0,05), значения
которых выше в группе с высоким уровнем жизнестойкости. Выявлены достоверные
различия по показателю тревожности, фрустрации и ригидности (p≤0,01),
значения которых выше в группе со средним уровнем жизнестойкости. Отмечены
достоверные различия по показателям самочувствия, настроения и активности (p≤0,01),
значения которых выше в группе с высоким уровнем жизнестойкости (табл. 1).
Таблица 1. Сравнительный анализ психологических состояний людей
с средней и высокой жизнестойкостью
Показатели |
Средний уровень |
Высокий уровень |
U |
p |
М±σ |
М±σ |
|||
«Рельеф
психического состояния» |
||||
Психические процессы |
6,08±1,03 |
5,76±0,73 |
259,5 |
0,085 |
Физиологические реакции |
5,84±0,93 |
5,75±0,97 |
330 |
0,599 |
Шкала переживаний |
5,96±1,04 |
6,78±0,90 |
185 |
0,003** |
Эмоциональный фон |
6,14±1,73 |
7,35±1,53 |
219 |
0,016* |
Активность переживаний |
5,95±2,09 |
6,18±1,45 |
350 |
0,852 |
Направленность переживаний |
6,18±3,50 |
6,79±2,64 |
332,5 |
0,627 |
Напряженность переживаний |
5,56±1,96 |
6,79±1,67 |
228 |
0,024* |
Поведение |
6,07±1,09 |
6,26±1,09 |
309,5 |
0,383 |
«Самооценка
психических состояний» |
||||
Тревожность |
8,89±3,03 |
6,74±2,33 |
183,5 |
0,003** |
Фрустрация |
8,92±4,33 |
5,68±3,42 |
197,5 |
0,005** |
Агрессивность |
10,24±4,76 |
9,26±4,52 |
316 |
0,445 |
Ригидность |
11,45±3,06 |
9±3,14 |
209 |
0,010** |
«Самочувствие.
Активность. Настроение» |
||||
Индекс самочувствия |
4,76±1,01 |
5,59±0,83 |
173,5 |
0,001** |
Индекс настроения |
4,38±0,67 |
5,58±0,97 |
57,5 |
0,000** |
Индекс активности |
4,83±1,25 |
5,82±0,74 |
193 |
0,004** |
Примечание: * p≤0,05 **
p≤0,01
Результаты сравнительного анализа указывают на
то, что у лиц с высоким уровнем жизнестойкости, по сравнению с лицами со
средним уровнем жизнестойкости, отмечается большая веселость, оптимистичность,
задорность переживаний; их переживания отличаются большей раскрепощенностью,
легкостью и раскованностью. У лиц с высоким уровнем жизнестойкости, по
сравнению с лицами со средним уровнем жизнестойкости, отмечается менее
выраженное переживание эмоционального дискомфорта, вызванного озабоченностью и
беспокойством; менее выраженное состояние разочарования, раздражение, вызванное
неудачей в достижении цели или удовлетворении потребности, а также менее
выраженный консерватизм установок, большая гибкость и пластичность собственного
поведения.
Для лиц с высоким уровнем жизнестойкости
характерна большая комфортность психофизиологического состояния, более
выраженная активность, направленность и целеустремленность поведения, а также в
большей степени позитивный фон настроения, ощущение приподнятости и преобладание
стенических эмоций.
В таблице 2 представлены результаты
корреляционного анализа показателей жизнестойкости и показателей психических
состояний с использованием критерия ранговой корреляции Спирмена.
Таблица 2.
Взаимосвязь компонентов жизнестойкости и психических состояний
Показатели |
Жизнестойкость |
Вовлеченность |
Контроль |
Принятие риска |
«Рельеф психического
состояния» |
||||
Психические процессы |
-0,082 |
-0,131 |
-0,066 |
-0,037 |
Физиологические
реакции |
-0,041 |
-0,068 |
-0,041 |
0,029 |
Шкала переживаний |
,672** |
,598** |
,611** |
,506** |
Эмоциональный фон |
,419** |
,387** |
,290* |
,435** |
Активность переживаний |
0,199 |
,257* |
0,137 |
0,107 |
Направленность переживаний |
0,233 |
0,185 |
0,244 |
0,131 |
Напряженность переживаний |
,488** |
,371** |
,508** |
,439** |
Поведение |
,267* |
,318* |
0,165 |
0,183 |
«Самооценка
психических состояний» |
||||
Тревожность |
-,476** |
-,403** |
-,436** |
-,525** |
Фрустрация |
-,445** |
-,354** |
-,455** |
-,499** |
Агрессивность |
-,306* |
-,323* |
-0,206 |
-0,193 |
Ригидность |
-,403** |
-,374** |
-,368** |
-,287* |
«Самочувствие.
Активность. Настроение» |
||||
Индекс самочувствия |
,721** |
,645** |
,586** |
,544** |
Индекс активности |
,655** |
,613** |
,559** |
,590** |
Индекс настроения |
,661** |
,619** |
,530** |
,480** |
Примечание: * p≤0,05 **
p≤0,01
Результаты корреляционного анализа указывают на
то, что показатель вовлеченности имеет значимые положительные средние
взаимосвязи с показателем шкалы переживаний, умеренные взаимосвязи с
показателем радости, расслабления переживания и поведения (p≤0,01),
слабую взаимосвязь с показателем активности переживаний (p≤0,05).
Выявлены значимые отрицательные умеренные взаимосвязи с показателем
тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности (p≤0,01). Отмечены
значимые положительные средние взаимосвязи с показателем самочувствия,
активности и настроения (p≤0,01). Данные
взаимосвязи отражают то, что при выраженной вовлеченности в происходящее
отмечается состояние веселости, расслабленность переживаний, их активность,
бодрость, живость, а поведение отличается большей целенаправленностью,
управляемостью и активностью. Характерно ощущение положительного психического и
физического самочувствия, высокая активность и положительный фон настроения.
Проявляются низкая выраженность эмоционального дискомфорта, связанного с
ожиданием неблагополучия или предчувствием опасности, низкая выраженность
состояния фрустрированности, низкая склонность к
враждебности и демонстрации превосходства над окружающими в сочетании с высокой
пластичностью поведения и убеждений.
Показатель контроля имеет значимые положительные
средние взаимосвязи с показателем шкалы переживаний и расслабления переживания
(p≤0,01), слабую взаимосвязь с показателем радости (p≤0,05).
Отмечены значимые отрицательные умеренные взаимосвязи с показателем
тревожности, фрустрации и ригидности (p≤0,01). Выявлены
значимые положительные средние взаимосвязи с показателем самочувствия,
активности и настроения (p≤0,01). Так, при
выраженном ощущении у человека способности оказывать влияние на собственную
жизнедеятельность, отмечается ощущение расслабленности переживаний, состояние
радости, эмоциональной активности, бодрости и живости. Проявляется
положительное самочувствие, высокая активность и положительный фон настроения.
Отмечается низкая выраженность состояния тревожности, фрустрированности
в сочетании с высокой пластичностью поведения и убеждений.
Показатель принятия риска имеет значимые
положительные средние взаимосвязи с показателем шкалы переживаний, умеренные
взаимосвязи с показателем радости и расслабления переживания (p≤0,01). Отмечена значимая отрицательная средняя
взаимосвязь с показателем тревожности, умеренная взаимосвязь с показателем
фрустрации и слабая взаимосвязь с показателем ригидности (p≤0,01).
Выявлены положительные средние взаимосвязи с показателем самочувствия,
активности и настроения (p≤0,01). Так, при
выраженной убежденности человека в том, что любой опыт, в том числе и
негативный, способствует его развитию, наблюдается ощущение расслабленности
переживаний, состояние радости, эмоциональной активности, бодрости и живости,
эмоциональная приподнятость. Проявляется ощущение высокой психофизиологической
комфортности состояния, высокая активность и положительный фон настроения.
Наблюдается низкая выраженность состояния тревожности, фрустрированности
в сочетании с высокой пластичностью поведения и убеждений.
Показатель жизнестойкости имеет значимые
положительные средние взаимосвязи с показателем шкалы переживаний, умеренные
взаимосвязи с показателем радости, расслабления переживаний (p≤0,01)
и слабую взаимосвязь с показателем поведения (p≤0,05). Отмечены
значимые отрицательные умеренные взаимосвязи выраженности жизнестойкости и
тревожности, фрустрации, ригидности (p≤0,01) и
агрессивности (p≤0,05). Показаны значимые положительные
средние взаимосвязи выраженности жизнестойкости и самочувствия, активности и
настроения (p≤0,01).
Данные взаимосвязи отражают положительный фон
настроения, эмоциональную активность, приподнятость, расслабленность,
управляемость и последовательность поведения; низкую выраженность состояния
тревожности, фрустрированности, агрессивности и
ригидности; ощущение высокой активности, положительного настроения и
благоприятного состояния при высоко развитой способности личности выдерживать
стрессовую ситуацию, сохраняя при этом внутреннюю сбалансированность и
успешность деятельности.
Таким образом, показатель
жизнестойкости в целом, а также его отдельные компоненты непосредственно
взаимосвязаны с такими показателями психического состояния, как поведение,
такими показателями переживаний, как эмоциональный фон и напряженность, такими
показателями психического состояния, как тревожность, фрустрированность,
агрессивность и ригидность, а также такими показателями психоэмоционального
состояния, как самочувствие, активность и настроение. При этом, жизнестойкость не связана с изменение физиологического
состояния и функционированием психических процессов. Можно предположить, что
высоко развитая жизнестойкость проявляется, в первую очередь, в поведении и
эмоциональном состоянии человека и не оказывает значимого воздействия на
изменение физического самочувствия человека, не отражается на протекании его
психических процессов. Несмотря на это, прямая взаимосвязь жизнестойкости и
позитивных поведенческих и эмоциональных проявлений демонстрирует ее значимость
в процессе адаптации к внешним и внутренним изменениям.
По всей видимости, высоко развитая жизнестойкость
позволяет человеку проявлять пластичность и изменчивость собственного
поведения, не боясь возможных опасностей и угроз, не боясь действовать в
условиях неопределенности. Благодаря пониманию значимости любого опыта для
собственного развития, человеку с развитой жизнестойкостью в меньшей степени
присуще состояние разочарования, вызванного неуспехом или неудачей при
достижении целей или удовлетворении своих потребностей. Можно предположить, что
жизнестойкость позволяет человеку более терпимо относиться и к ошибкам и
недостаткам окружающих, что проявляется и в низкой агрессивности человека с
развитой жизнестойкостью.
Вероятно, та система убеждений о себе, мире и
взаимоотношениях с этим миром, которая проявляется в открытости окружающему,
ощущении значимости и вовлеченности в происходящее, ощущении собственного
влияния на него позволяет человеку, вне зависимости от окружающих
обстоятельств, сохранять оптимальное психологическое функционирование, что и
было отражено в полученных взаимосвязях.
По результатам проведенного эмпирического
исследования, можно сделать следующие выводы.
1. Сравнительный анализ психических состояний в
зависимости от уровня жизнестойкости личности продемонстрировал более
благоприятное состояние сферы переживаний, в том числе меньшую напряженность и
более позитивную насыщенность переживаний среди лиц с высоким уровнем
жизнестойкости. Показано также, что для данной группы характерна менее
выраженная тревожность, фрустрированность и
ригидность. Все показатели психоэмоционального состояния,
в том числе самочувствие, настроение и активность являются более благоприятными
среди лиц с высоким уровнем жизнестойкости.
2. Корреляционный анализ взаимосвязи психических
состояний и жизнестойкости личности показал, что развитая жизнестойкость, а также
ее отдельные компоненты (вовлеченность, принятие риска, контроль) соответствует
благоприятному состоянию переживаний, их позитивной направленности, меньшей
напряженности. При высоко развитой жизнестойкости и ее компонентов отмечены
низкая тревожность, фрустрация и ригидность, а также благоприятное
психофизиологическое состояние, высокая активность и позитивный фон настроения.
Сформированная жизнестойкость и вовлеченность соответствуют большей
целенаправленности поведенческих реакций, меньшей агрессивности, а при высокой
вовлеченности отмечено также и повышение активности эмоциональных реакций.
3. Гипотеза о том, что повышение жизнестойкости
сопутствует усилению проявления благоприятных психических состояний и снижению
напряженности негативных, была подтверждена.
Список литературы:
- Леонтьев Д.А. Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. – М.: Смысл, 2006. – 63 с.
- Наливайко Т.В. К вопросу осмысления концепции жизнестойкости / Т.В. Наливайко // Вестник интегративной психологии: журнал для психологов. – Ярославль, 2006. – №4. – С. 211–216.
- Иванова М.А. Жизненные сценарии и жизнестойкость подростков / М.А. Иванова // Фундаментальные исследования. – 2013. – №10. – С. 875-878.
- Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии / Л. А. Александрова // Сибирская психология сегодня. – 2004. – №2. – С. 82-90.
Комментарии: