» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (69) 2022
Автор: Какоурова Наталья Станиславовна, Сусенкова Анна Владимировна, воспитатель, логопед
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Организация образовательного процесса в группе детей с тяжелым нарушением речи
Дата публикации: 4.12.2022
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГРУППЕ ДЕТЕЙ С
ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Какоурова Наталья Станиславовна
воспитатель
Сусенкова Анна Владимировна
логопед
МБДОУ Детский сад № 129, г.
Иркутск
Аннотация. В данной статье представлен опыт организации
учебно-воспитательного процесса в группе детей с тяжелым нарушением речи,
представлен опыт взаимодействия воспитателя и логопеда для того, чтобы добиться
положительного прогресса в коррекции и профилактике нарушений речи у
дошкольников.
Ключевые слова: речь,
коррекционная работа, речевые нарушения, взаимодействие.
Отличительной особенностью воспитательного процесса с детьми,
имеющими речевые нарушения, является то, что кроме обучающих,
развивающих, воспитательных, перед педагогом стоят и коррекционные задачи.
Воспитатель активно участвует в устранении речевого дефекта у дошкольников.
Поэтому выбор методов и средств взаимодействия с
воспитанниками этой категории имеет важное значение в их обучении и воспитании.
Формирование правильной речи имеет большое значение для развития полноценной
личности ребенка. Последовательное освоение дошкольником всех компонентов речи
без ускорения этого процесса станет в дальнейшем залогом его успешного обучения
в школе. При этом эффективность работы по развитию речи детей напрямую зависит
от умения учителя-логопеда и воспитателя грамотно ее планировать. С учетом
этого особого внимания заслуживает создание системы взаимодействия специалистов
ДОУ. Процесс взаимодействия в условиях современного ДОУ должен быть отлажен как
по форме (наличие партнерского отношения, понимания интересов и
профессиональных задач сторон), так и по содержанию (создание совместных
программ для оптимизации развития детей) [3].
Успешное
преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития в дошкольных
учреждениях возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе
всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям.
Особую роль в логопедической работе приобретает сотрудничество учителя-логопеда
и воспитателя ДОУ.
Положительный результат коррекционно-воспитательной
работы в группе для детей с нарушениями речи будет виден при продуманной
системой работе, которая пронизывает весь учебно-воспитательный процесса.
Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими
речевые нарушения, привели к необходимости планирования и организации четкой,
скоординированной работы между логопедом и воспитателем, в
результате которой выделяются следующие основные направления:
·
коррекционно-воспитательное;
·
общеобразовательное.
Воспитатель совместно с логопедом участвует в
исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых
психических процессов. Кроме того, он должен не только знать характер этих нарушений,
но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления
некоторых из них.
У большинства детей, имеющих проблемы с развитием
речи, существует и ряд других затруднений, дети испытывают лексические
затруднения, имеют характерные грамматические и фонетические ошибки, что
отражается в связной речи и сказывается на ее качестве. Для многих детей
характерна недостаточная сформированность внимания, памяти,
словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики. Коррекционная
работа не должна ограничиваться только упражнениями в плановой речи. Поэтому
основными задачами в работе логопеда и воспитателя в преодолении речевых
нарушений можно назвать всестороннюю коррекцию не только речи, но и тесно
связанных с нею неречевых процессов и формирование личности ребенка. И
исключить прямое дублирование воспитателем занятий логопеда. Совместная
коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач:
- логопед формирует первичные речевые навыки у детей;
- воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки[1].
В соответствии с этими задачами следует разделить
функции логопеда и воспитателя:
- Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-личностных особенностей детей, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребенком;
- Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи;
- Коррекция звукопроизношения;
- Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза;
- Устранение недостатков слоговой структуры слова;
- Формирование послогового чтения;
- Отработка новых лексико-грамматических категорий;
- Обучение связной речи;
- Предупреждение нарушений письма и чтения;
- Развитие психических функций.
- Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели;
- Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов;
- Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов;
- Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей;
- Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составление всех видов рассказывания);
- Закрепление навыков чтения и письма;
- Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда;
- Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале[2];
В задачу воспитателя логопедической группы также
входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в
каждом периоде коррекционного процесса, контроль за
правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков,
усвоенных грамматических форм и т.п.
Особое внимание воспитателя должно быть обращено на
детей с поздним началом речевой деятельности, имеющих отягченный анамнез,
отличающихся психофизиологической незрелостью.
Мы считаем, что воспитателю не следует фиксировать
внимание детей на возникновении возможных ошибок или запинок в речи, повторений
первых слогов и слов. О таких проявлениях необходимо сообщить логопеду, а я как
специалист буду решать данные проблемы. В обязанности воспитателя входит также
хорошее знание индивидуальных особенностей детей с общим недоразвитием речи,
по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на
изменения условий общения.
Важное значение имеет речь воспитателя в повседневном общении с детьми. Она должна служить
образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной,
хорошо интонированной, образно-выразительной и грамматически правильной.
Следует избегать сложных конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих
понимание речи.
Специфика работы воспитателя при взаимодействии с
логопедом заключается в том, что воспитатель организует и проводит занятия по
заданию учителя-логопеда. Индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми
воспитатель планирует во второй половине. На вечерние логопедические занятия
приглашается 5-7 детей.
В процессе
коррекционной работы воспитателем уделяется большое внимание развитию мелкой
моторики. Так, в свободное время можно предложить детям складывать мозаику, пазлы, фигуры из счетных палочек, тренироваться в
развязывании и завязывании шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или мелкие
предметы, карандаши разного размера [1].
Работа в логопедической группе требует от воспитателя сосредоточенного, вдумчивого и скрупулезного исполнения частей плана, разработанного совместно с логопедом и психологом, а также систематического применения полученных знаний для коррекции произношения и общего развития своих воспитанников.
Обобщая
вышесказанное и опираясь на личный опыт, мы можем сделать выводы о
взаимодействии педагога и логопеда:
- Совместно
с логопедом воспитатель планирует занятия по развитию речи, ознакомлению с
окружающим миром, подготовке к грамоте и подготовке руки к письму.
Преемственность в работе логопеда и воспитателя предполагает не только
совместное планирование, но и обмен информацией, обсуждение достижений детей,
как в речи, так и на других занятиях.
- Воспитатель в специализированных детских садах
выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционных задач, суть которых
состоит в устранении недостатков в сенсорной, аффективно-волевой,
интеллектуальной сферах, обусловленных недостатками речевого дефекта. Особое внимание воспитатель должен уделять развитию
восприятия, наглядно-образного и словесно-логического мышления, развитию
интереса к познанию.
- Педагогически
оправданное взаимодействие воспитателя и логопеда, объединяющее их усилия в
интересах коррекции речи у детей, в своей основе имеет создание
доброжелательной обстановки в специализированной группе детского сада.
Психологическая атмосфера в детском коллективе укрепляет веру детей в
собственные возможности, позволяет сглаживать отрицательные переживания,
связанные с речевой неполноценностью.
- Работа
воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим
занятиям, готовит детей к восприятию материала на будущих логопедических
занятиях, обеспечивая этим самым базу для формирования речевых знаний и умений.
В других случаях воспитатель сосредотачивает свое внимание на закреплении
результатов, достигнутых детьми на логопедических занятиях.
- В
задачу воспитателя входит повседневное наблюдение за состоянием речевой
деятельности детей. Важное значение имеет речь
воспитателя в повседневном общении с детьми. Она должна служить образцом для
детей с речевыми нарушениями.
- Взаимодействие
логопеда и воспитателя необходимо потому, что устранение дефектов речи требует
комплексного подхода, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин
как биологического, так и психологического характера.
Мы
можем утверждать, что тесная взаимосвязь в работе учителя-логопеда и
воспитателей
позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.
Список литературы:
- Н.С. Жукова, Е. М.Мастюкова, Т. Б. Филичева М. «Логопедия» 2018 г.
- Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина «Логопедическая работа с дошкольниками» 2013 г.
- Журнал «Коррекционная педагогика» 2021г. №2.
Комментарии: