» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (69) 2022

Автор: Половиткина Елена Витальевна, Аксенова Светлана Николаевна, Орешина Ирина Леонидовна, воспитатель, воспитатель, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Статья просмотрена: 75 раз
Дата публикации: 4.12.2022

УДК 37

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Половиткина Елена Витальевна

воспитатель

Орешина Ирина Леонидовна

воспитатель

Аксенова Светлана Николаевна

воспитатель

МБДОУ Детский сад № 129 г. Иркутск

 

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос эмоционального развития детей дошкольного возраста, представлен опыт использования различных форм, приемов и методов развития эмоциональной сферы дошкольников.

Ключевые слова: эмоциональное развитие, психическое развитие, игровой метод, взаимоотношения.

 

Дошкольный период в жизни ребенка играет важную роль на становление его как личности, его интеллектуального и эмоционального развитияесь образовательный процесс в детском саду направлен на воспитание и развитие. Под развитием детей чаще всего имеют в виду интеллектуальное развитие, именно развитию эмоциональной сферы детей уделяется мало внимания. С каждым годом ситуация в детских садах усугубляется, дети приходят с нарушениями в развитии, особое место занимают нарушения в эмоционально-волевой сфере. Такие дети редко сопереживают, удивляются и восхищаются, их интересы ограничены, а игры однообразны. Благополучное эмоциональное развитие гарантирует успешное развитие всех сфер жизни ребенка. Известно, что в дошкольном детстве эмоциональная сфера является ведущей сферой психического развития. Под её влиянием формируются высшие психические функции поведения, личности в целом[5].

Современная педагогика направлена на формирование эмоционально образованного, творческого человека, адекватно реагирующего на изменения в структуре и отвечающего современным требованиям жизни. Психологи и педагоги определяют тесную связь интеллекта, мышления и эмоциональных процессов. Уровень эмоционального развития непосредственно влияет как на формирование личности, так и на её социальное и интеллектуальное развитие. Проблема эмоционального развития личности ребенка занимает важное место в психолого-педагогической области. Данная проблема связана с неоднозначностью понимания сущности и содержания процесса эмоционального развития, а также его условий и механизмов.

Мы считаем, что развитие эмоциональной сферы ребенка играет важную роль. И.Г. Ерофеева и М.В. Ермолаева считают: «Эмоциональные процессы являются той сферой психологического бытия ребенка, которая заряжает и регулирует все остальные его функции (восприятие, мышление, память, внимание, воображение и др.) Эмоциональный контроль и эмоциональные образы являются целью и продуктом воспитания» [3].

В ходе образовательно-воспитательного процесса дошкольники знакомятся с фундаментальными эмоциями. Дети знакомятся с опытом сверстников, вербализируют свои переживания, а также знакомятся с живописью, музыкой, литературой. В ходе таких занятий у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, чаще возникает эмпатия по отношению к сверстникам и взрослым. А.В. Запорожец утверждал, что игра в дошкольном возрасте – это деятельность эмоционально насыщенная, требующая от ребенка определенного настроя и воодушевления [4].

Мы согласны, что игра как ведущий вид деятельности дошкольника наиболее эффективный метод развитие эмоций. Игра ребенка насыщена различными эмоциями (страхом, грустью, удивлением, радостью и др.). Это означает, что игра способствует развитию всех высших чувств – интеллектуальных, нравственных, эстетических. А.К. Бондаренко отмечала, что «игра выступает как средство всестороннего воспитания личности ребенка» [1].

Действительно, ребенок в игре проявляет свои личностные качества, привычки и способы реагирования, мы можем с помощью игры обогатить эмоциональный и социальный опыт ребенка. В игре развиваются дружеские взаимоотношения, гуманные чувства, дети учатся уступать друг другу, договариваться, переживать, помогать, учитывать желания. Принимая на себя роль, выполняя игровые и ролевые действия, развивая и придумывая сюжет, ребенок может глубоко и осмысленно понимать причины своих поступков, так как все, что происходит в игре, ребенок пропускает через себя.

Л.В. Артемова отмечает, что «всестороннее влияние игр на личность ребенка позволяет использовать их, как сильное эффективное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя свободно, раскованно и непринужденно» [2].

Успешность развития эмоциональной сферы дошкольников обеспечивается формами, методами и приемами.

Форма – это полная, устойчивая организация педагогического процесса в единстве всех его составляющих.

 Основные формы развития эмоциональной сферы детей – это игровые занятия, совместная деятельность детей и взрослых на праздниках, фотовыставках, спектаклях, спортивных мероприятиях и т.д., самостоятельная музыкальная, изобразительная деятельность детей [6].

 Методика – это система способов воздействия на поведенческую сферу человека, которая направлена на реализацию учебно-воспитательных задач. Существует ряд методов:

  • метод эмоционально-образного воздействия, который направлен на мотивацию детей к передаче эмоциональных переживаний посредством «погружения» в ситуации свободных представлениями;
  • словарный метод, он реализуется в эстетических беседах с детьми, в развитии словаря эмоций ребенка;
  • метод мотивации к эмпатии: воспитатель пробуждает у детей эмоциональные реакции через понимание и эмпатию эмоциональных состояний другого человека, превращая в помощь;
  • игровой метод – один из основных в формировании эмоциональной сферы у детей.

Игра, как ведущий вид деятельности, способна осуществлять позитивные изменения в эмоциональной сфере, формировать новые способы действий и формы поведения. Игра создает благоприятную ситуацию для творческой самореализации дошкольников. В процессе игры ребенок непроизвольно обогащается способами выражения эмоций.

Прием – практический механизм применения учебно-воспитательной техники и технологий в процессе формирования всесторонне развитой, сознательной личностью.

 Приемы эмоционального развития дошкольников:

  • цвет-настроение: данный прием дает возможность детям выразить настроение стихотворения, музыки, настроение героя, через цвет, выбирая цветную карточку;
  • эмоциональный массаж: прием основан на парности контрастных настроений, он регулирует эмоциональные состояния детей (ребенок осознает, что свое настроение и настроение других можно менять, регулировать);
  • синтез искусств: обогащение эстетических эмоций детей, расширение чувствования ребенком художественного настроения, а также способствование расшифровке содержания эстетических эмоций;
  • создание эмоционально-насыщенного фона: передача эмоций с помощью визуальных и звуковых средств, доверительный контакт воспитателя с детьми, цветовое оформление в группе, уголок уединения, настроения и др.

На своих занятиях, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями используются следующие методы:

  • Коммуникативные игры, которые направлены на формирование умения видеть в другом человеке его достоинства, а также вербальные и невербальные «поглаживания»; игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения; игры, обучающие умению сотрудничать.
  • Ролевые игры (ролевая гимнастика). Ролевые игры основываются на понимании социальной роли человека в обществе.
  • Релаксационные методы предполагают использование упражнений, которые основаны активной нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона, дыхательные техники, визуально-кинестетические техники.
  • Игры, направленные на развитие воображения («мысленные картинки», «Придумай конец», вербальные и невербальные игры).
  • Задания и игры, направленные на развитие произвольности. В ходе игр дети осознают такие понятия как «сила воли», «хозяин своих чувств».
  • Психогимнастические игры. В этих играх формируются принятие своего имени, принятие своих качеств характера, принятие своего прошлого и настоящего [2].

Хороший результат мы получаем в ходе приемов и методов в основе которых есть эмоциональный опыт ребенка, который выражается в распознавании, понимании и выражении эмоций в соответствии с ситуацией, первоначальная оценка и регулирование эмоциональных состояний людей.

В ходе образовательно-воспитательного процесса дошкольники знакомятся с фундаментальными эмоциями. Дети знакомятся с опытом сверстников, вербализируют свои переживания, а также знакомятся с живописью, музыкой, литературой. В ходе таких занятий у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, чаще возникает эмпатия по отношению к сверстникам и взрослым.

В дошкольном возрасте происходит процесс активного становления личности. В течение первых семи лет жизни, ребенок начинает осознавать свое «Я», активно познает и оценивает себя и свою деятельность. Эмоциональный мир ребенка выходит на новый уровень: он начинает испытывать, новые, ранее не знакомые ему эмоции. На все это влияет изменения мотивов, измененная детская среда, возникновение новых интересов. Следовательно, эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – это целенаправленный педагогический процесс, который тесно связан с личностным развитием детей, с усвоением ими культурных ценностей, с процессом социализации и творческой самореализации.

Таким образом, если начать развивать эмоциональную сферу в дошкольном возрасте, тренировать и развивать способности предвидеть, руководить своими действиями и брать на себя ответственность, то в зрелом возрасте можно достичь большего согласия и совершенства в управлении самим собой. Таким образом, важна модель, которая станет для ребенка основным источником информации о различных видах эмоций человека. Возможность реализации увиденных моделей в ситуации общения не менее важна во время игры. Также важную роль играет окружение ребенка, которое становится инициатором ситуаций, ведущих к возникновению различных эмоций.

Обобщая свой педагогический опыт о данной теме, мы пришли к выводу, что:

  • эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как любое взаимодействие, общение не будет эффективным, если его участники не способны распознавать эмоциональные состояния другого, а также управлять своими эмоциями и понимать их;
  • эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации;
  • эмоции ребенка — это «послание» окружающим его взрослым о своем состоянии.

Эмоции ребенка проявляются в его деятельности и зависят от структуры и содержания этой деятельности.



Список литературы:

  1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре [Текст] / В. В. Абраменкова. – М. : Воронеж, 2000. – 256 с.
  2. Алексеева, Е. Е. психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? [Текст] / Е. Е. Алексеева. – М. : Сфера, 2008. -198 с.
  3. Анисимов, В. П. Эмоциональная саморегуляция детей: механизмы и условия развития [Текст] / В. П. Анисимов // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 3. – С. 13-17.
  4. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – М. : Просвещение, 2000. – 218 с.
  5. Бреслав, Г. М. Психология эмоций [Текст] / Г. М. Бреслав. – М. : Академия, 2007.–238 с.
  6. Валеев, А. Б. Идея саморегуляции: ее реализация в контексте свободного воспитания [Текст] / А. Б. Валеев // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 12. – С. 17-20.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: