» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (69) 2022

Автор: Жилкина Людмила Викторовна , воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Условия экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Статья просмотрена: 67 раз
Дата публикации: 4.12.2022

УДК 37

УСЛОВИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Жилкина Людмила Викторовна

воспитатель

МБДОУ Детский сад № 171 г. Иркутск

 

Аннотация. В статье раскрыт опыт работы по созданию и реализации основных условий формирования экологической культуры старших дошкольников, а именно была показана работа по созданию и внедрению в работу разнообразной предметно-развивающей среды, а также мы продемонстрировали включение ребенка в природоохранную деятельность, через различные формы и методы взаимодействия воспитателя и детей.

Ключевые слова: экологическое воспитание, старший дошкольный возраст, предметно-развивающая среда, наблюдение, игра, трудовая деятельность.

 

Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Человек познает мир на протяжении всей своей жизни. В созидании целостности личности, культуры окружающего мира огромную роль играет образование. Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира, отношение человека к природе и к миру в целом. Экологическое воспитание дошкольников обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачей знаний, где важное место имеет детский сад, являющийся начальной ступенью в формировании ответственного отношения детей к окружающей среде и здоровью человека [5].

Формирование ответственного отношения к природе требует включения в различные виды деятельности и межличностного общения, предполагает обеспечение такого воспитательного воздействия, который адекватно соответствует символической структуре экологической ответственности.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития основ экологической культуры, становления её экологического мировоззрения и сознания, нравственно-этических норм поведения.

Старший дошкольный возраст – это самоценный этап в процессе формирования основ экологической культуры. В данном возрасте происходит качественный скачок, в значительной мере определяющий процесс формирования экологической культуры ребенка. Данный скачок проявляется в осознанном отношении к окружающему его миру. В том, что он начинает выделять себя из окружающей среды, преодолевает в своём мироощущении расстояние от «Я – природа» до «Я и природа». Акцент смещается на формирование отношений к самому себе и к его ближайшему социальному окружению – сверстникам и взрослым.

В старшем дошкольном возрасте более отчётливо проявляются элементы экологической культуры ребёнка: интерес к природе, к определённым видам деятельности, эмоциональный отклик, более осознанные оценки поведения людей в природе, формируется также и способность к мотивационной оценке поведения в природе.

В настоящее время одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном образовательном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметно пространственной среды. О необходимости ее организации Е.И Тихеева говорила, что «каждый детский сад должен иметь в своем распоряжении садик или хотя бы двор, чтобы можно было организовать совместно с детьми выращивание цветов и овощей»[2].

Развивающая предметно пространственная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития [2]. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста возможно при условии включения детей в природоохранную деятельность, то есть виды деятельности, предполагающие взаимодействие с природой через организацию различных форм и методов формирования экологической культуры дошкольников.

При формировании экологической культуры дошкольников используется большое разнообразие форм и методов экологического воспитания. Следует отметить, что комплекс форм и методов будет более эффективным, если его использовать в неразрывной связи с развивающей экологической средой, которая в свою очередь является «базой» для их рационального использования.

С целью формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста мною используются различные методы в течении всего дня пребывания дошкольника в детском саду.

Для положительного результата экологического воспитания я определила следующие педагогические условия:

  • создание предметно-развивающей среды;
  • включение ребенка в природоохранную деятельность, через различные формы и методы формирования экологической культуры дошкольников.

При реализации первого условия, мною была создана предметно-развивающей среда. В нее вошло:

  • создание лаборатории с различными приборами и оборудованием, необходимым для проведения опытов и экспериментов. А также создание приборов-помощников и приборов, изготовленных из природных и бросовых материалов;
  • создание экологической тропы на территории детского сада;
  • создание «Огорода на подоконнике»;
  • создание электронного и настенного календаря наблюдений за погодой и природными явлениями;
  • создание картотеки экологических игр;
  • создание картотеки народных примет для каждого времени года и для каждого месяца; создана коллекция семян овощных культур, коллекция насекомых, гербарий и т.д.

Для реализации второго условия - включение ребенка в природоохранную деятельность, я использовала различные формы и методы взаимодействия воспитателя и детей.

Наблюдение – основной метод экологического воспитания. Дети наблюдают везде: на прогулке, в уголке природы, в игровой деятельности и так далее. В своей работе мы использовали различные виды наблюдений. Так, например, в процессе кратковременных наблюдений, организуемых для формирования знаний о свойствах и качествах предмета и явления, дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении с животными — характер движения, издаваемые звуки и так далее [4].

Экологические занятия, как одна из основных форм организации обучения детей, строились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Были проведены циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

В своей работе мы использовали моделирование: был создан макет метеостанции, с которым дети постоянно играли маленькими куклами и человечками из конструктора LEGO, собирали данные о погоде, меняли одежду кукол в зависимости от погоды.

Также в совместной деятельности воспитателя и детей была создана модель Календаря наблюдений за погодными условиями и природными явлениями.

Большое значение я уделяю экспериментально-исследовательской деятельности детей - проведению опытов, наблюдений. Например, опыты с водой, магнитами, воздухом, песком и так далее. В процессе совместной деятельности с детьми обращалось внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение.

Экологические знания дети получают не только вовремя специально организованных занятий, но и во время прогулок, экскурсий, трудовой и игровой деятельности.

Важным моментом я считаю общение детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми. Поэтому мы постоянно организовывали для детей прогулки и экскурсии. Содержанием проводимых экскурсий являлось обследование ближайшей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений.

В воспитании экологической культуры старших дошкольников большое значение имеет трудовая деятельность экологического содержания. К трудовой деятельности относятся работы в уголке природы, на участке детского сада (посильный труд, взрыхление почвы, полив и прополка растений и другое), изготовление кормушек из различных материалов, посильная работа на «Огороде на подоконнике» и «Лаборатории» (прорастание семян) и т.д.

Большое значение придавалось ведущей форме деятельности дошкольников - игре (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, интерактивные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания). Развивать положительные эмоции по отношению к природе помогали игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы.

В свободной деятельности я предлагаю детям различные экологические и дидактические игры, способствующие обогащению знаний, формированию отношений, развитию умений.

Наряду с традиционными занятиями по экологическому воспитанию нами были разработаны и организованы такие формы работы с детьми, как природоохранные акции «Береги природу!», «Поможем зимующим птицам» и т.д.; тематические недели, посвященные определенному сезону, праздники и развлечения. Их главная роль - это воздействие на эмоциональную сферу каждого ребенка.

Таким образом, для экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста необходимо создание предметно пространственной среды и многообразие форм и методов взаимодействия в процессе образовательной и свободной деятельности детей.



Список литературы:

  1. Кондратьева Н.Н. Программа «Мы» экологического образования детей. СПб., 2000.
  2. Л.П. Молодцова «Игровые экологические занятия с детьми» Минск «АСАР» 2018.
  3. Петрова Н.А. Живая душа природы. - Мозырь: Издательский Дом «Белый Ветер», 2020.
  4. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду. М.: 2017.
  5. Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленников, А.А Филиппенко.-Волгоград: Учитель, 2011.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: