» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Декабрь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (69) 2022
Автор: Жилкина Людмила Викторовна , воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Условия экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Дата публикации: 4.12.2022
УДК 37
УСЛОВИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Жилкина Людмила
Викторовна
воспитатель
МБДОУ Детский сад № 171 г. Иркутск
Аннотация. В статье раскрыт опыт работы по созданию и реализации основных условий формирования экологической культуры старших дошкольников, а именно была показана работа по созданию и внедрению в работу разнообразной предметно-развивающей среды, а также мы продемонстрировали включение ребенка в природоохранную деятельность, через различные формы и методы взаимодействия воспитателя и детей.
Ключевые слова: экологическое воспитание, старший
дошкольный возраст, предметно-развивающая среда, наблюдение, игра, трудовая
деятельность.
Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Человек познает мир на протяжении всей своей жизни. В созидании целостности личности, культуры окружающего мира огромную роль играет образование. Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира, отношение человека к природе и к миру в целом. Экологическое воспитание дошкольников обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачей знаний, где важное место имеет детский сад, являющийся начальной ступенью в формировании ответственного отношения детей к окружающей среде и здоровью человека [5].
Формирование ответственного отношения к природе требует включения в различные виды деятельности и межличностного общения, предполагает обеспечение такого воспитательного воздействия, который адекватно соответствует символической структуре экологической ответственности.
Дошкольный возраст наиболее
благоприятен для развития основ экологической культуры, становления её экологического мировоззрения и сознания,
нравственно-этических норм поведения.
Старший дошкольный возраст –
это самоценный этап в процессе формирования основ экологической культуры. В
данном возрасте происходит качественный скачок, в значительной мере
определяющий процесс формирования экологической культуры ребенка. Данный скачок
проявляется в осознанном отношении к окружающему его миру. В том, что он
начинает выделять себя из окружающей среды, преодолевает в своём мироощущении
расстояние от «Я – природа» до «Я и природа». Акцент смещается на формирование
отношений к самому себе и к его ближайшему социальному окружению – сверстникам
и взрослым.
В старшем дошкольном возрасте
более отчётливо проявляются элементы экологической культуры ребёнка: интерес к
природе, к определённым видам деятельности, эмоциональный отклик, более
осознанные оценки поведения людей в природе, формируется также и способность к
мотивационной оценке поведения в природе.
В настоящее время одним из
важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном
образовательном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей
предметно пространственной среды. О необходимости ее организации Е.И
Тихеева говорила, что «каждый детский сад должен иметь в своем распоряжении
садик или хотя бы двор, чтобы можно было организовать совместно с детьми
выращивание цветов и овощей»[2].
Развивающая предметно
пространственная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка,
функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития [2].
Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств
обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Формирование экологической
культуры детей дошкольного возраста возможно при условии включения детей в природоохранную
деятельность, то есть виды деятельности, предполагающие взаимодействие с
природой через организацию различных форм и методов формирования экологической
культуры дошкольников.
При формировании экологической
культуры дошкольников используется большое разнообразие форм и методов
экологического воспитания. Следует отметить, что комплекс форм и методов будет
более эффективным, если его использовать в неразрывной связи с развивающей
экологической средой, которая в свою очередь является «базой» для их
рационального использования.
С целью формирования
экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста мною используются
различные методы в течении всего дня пребывания
дошкольника в детском саду.
Для положительного результата
экологического воспитания я определила следующие
педагогические условия:
- создание предметно-развивающей среды;
- включение ребенка в природоохранную деятельность, через различные формы и методы формирования экологической культуры дошкольников.
При реализации первого условия, мною была создана
предметно-развивающей среда. В нее вошло:
- создание лаборатории с различными приборами и оборудованием, необходимым для проведения опытов и экспериментов. А также создание приборов-помощников и приборов, изготовленных из природных и бросовых материалов;
- создание экологической тропы на территории детского сада;
- создание «Огорода на подоконнике»;
- создание электронного и настенного календаря наблюдений за погодой и природными явлениями;
- создание картотеки экологических игр;
- создание картотеки народных примет для каждого времени года и для каждого месяца; создана коллекция семян овощных культур, коллекция насекомых, гербарий и т.д.
Для реализации второго условия - включение ребенка
в природоохранную деятельность, я использовала различные формы и методы
взаимодействия воспитателя и детей.
Наблюдение
– основной метод экологического воспитания. Дети наблюдают везде: на прогулке,
в уголке природы, в игровой деятельности и так далее. В своей работе мы
использовали различные виды наблюдений. Так, например, в процессе
кратковременных наблюдений, организуемых для формирования знаний о свойствах и
качествах предмета и явления, дети учатся различать форму, цвет, величину,
пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении
с животными — характер движения, издаваемые звуки и так далее [4].
Экологические занятия, как одна
из основных форм организации обучения детей, строились с учетом
наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего
мира. Были проведены циклы занятий, направленных на формирование экологических
знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
В своей работе мы использовали
моделирование: был создан макет метеостанции, с которым дети постоянно играли
маленькими куклами и человечками из конструктора LEGO, собирали данные о
погоде, меняли одежду кукол в зависимости от погоды.
Также в совместной деятельности
воспитателя и детей была создана модель Календаря наблюдений за погодными
условиями и природными явлениями.
Большое значение я уделяю экспериментально-исследовательской деятельности
детей - проведению опытов, наблюдений. Например, опыты с водой, магнитами,
воздухом, песком и так далее. В процессе совместной деятельности с детьми
обращалось внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не
только слух и зрение.
Экологические знания дети
получают не только вовремя специально организованных занятий, но и во время
прогулок, экскурсий, трудовой и игровой деятельности.
Важным моментом я считаю
общение детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми. Поэтому мы
постоянно организовывали для детей прогулки и экскурсии. Содержанием проводимых
экскурсий являлось обследование ближайшей местности для формирования
представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях,
экологической обстановке, наличии животных и растений.
В воспитании экологической
культуры старших дошкольников большое значение имеет трудовая деятельность
экологического содержания. К трудовой деятельности относятся работы в уголке
природы, на участке детского сада (посильный труд, взрыхление почвы, полив и
прополка растений и другое), изготовление кормушек из различных материалов,
посильная работа на «Огороде на подоконнике» и «Лаборатории» (прорастание
семян) и т.д.
Большое значение придавалось
ведущей форме деятельности дошкольников - игре (сюжетно-ролевые, подвижные,
дидактические, интерактивные, самостоятельные игры экологического и
природоведческого содержания). Развивать положительные эмоции по отношению к
природе помогали игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы.
В свободной деятельности я
предлагаю детям различные экологические и дидактические игры, способствующие
обогащению знаний, формированию отношений, развитию умений.
Наряду с традиционными
занятиями по экологическому воспитанию нами были разработаны и организованы
такие формы работы с детьми, как природоохранные акции «Береги природу!»,
«Поможем зимующим птицам» и т.д.; тематические недели, посвященные
определенному сезону, праздники и развлечения. Их главная роль - это
воздействие на эмоциональную сферу каждого ребенка.
Таким образом, для
экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста необходимо
создание предметно пространственной среды и многообразие форм и методов
взаимодействия в процессе образовательной и свободной деятельности детей.
Список литературы:
- Кондратьева Н.Н. Программа «Мы» экологического образования детей. СПб., 2000.
- Л.П. Молодцова «Игровые экологические занятия с детьми» Минск «АСАР» 2018.
- Петрова Н.А. Живая душа природы. - Мозырь: Издательский Дом «Белый Ветер», 2020.
- Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду. М.: 2017.
- Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленников, А.А Филиппенко.-Волгоград: Учитель, 2011.
Комментарии: