» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (69) 2022

Автор: Бутова Нина Ивановна, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Развивающий диалог как инструмент развития познавательных способностей дошкольников 4-7 лет

Статья просмотрена: 75 раз
Дата публикации: 5.12.2022

УДК 373.2

РАЗВИВАЮЩИЙ ДИАЛОГ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ 4-7 ЛЕТ

Ястремская Татьяна Васильевна

Бутова Нина Ивановна

воспитатели

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 129, г. Иркутск

 

Аннотация. Статья посвящена новой технологии «Развивающий диалог». Раскрываются задачи, структура развивающего диалога. Описываются этапы обучения дошкольников развивающему диалогу.

Ключевые слова: развивающий диалог, общение, познавательные способности детей, совместная деятельность, проблемная ситуация.

 

В период пандемии ребёнок оказался предоставлен самому себе, ничем не занятый и отчуждённый от родителей. Он пребывал в состоянии стресса и подавленности. Жизнь в замкнутом пространстве привела ребёнка к потере интереса к окружающему миру. Но как вернуть «почемучек» к яркой, интересной и весёлой жизни, которая была до пандемии? Ведь дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом.
И тут на помощь воспитателям приходят нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. И одной из таких технологий является технология «Развивающий диалог».

В диалоге воспитатель не является тем, кто обучает. Развивающий диалог основан на свободном общении, дети предстают, как равноправные участники, как собеседники, сотрудники. Ребёнок и взрослый находятся в динамичной позиции («ищу, пробую, не удовлетворяюсь, продолжаю поиск»).

Таким образом, основная цель развивающего диалога — помочь развитию познавательных способностей детей.

Существуют несколько задач развивающего диалога:

  • Развивать умения понимать разнообразные инициативные обращения (сообщение, вопросы, побуждения);
  • Учить детей вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях; задавать вопросы; побуждать партнѐра по общению к совместной деятельности;
  • Формировать у детей умение пользоваться интонацией, мимикой, жестами;
  • Развивать умение следовать правилам ведения диалога.

Умение общаться – это когда дети умеют выстраивать отношения друг с другом, они могут видеть себя через проекцию друг друга, могут понимать другого через проекцию другого. Именно так важно развивать детское общение. И может это сделать взрослый в рамках образовательной программы или образовательного процесса. Получается, что диалог- это прекрасное средство, которое помогает развивать не только познавательные способности детей дошкольного возраста, но и так же выстраивать общение между ними. Почему же так происходит? Диалог – это ситуация, где люди вместе обсуждают интересную для всех участников проблему. Именно поэтому интересная для всех участников проблема или тема, она уже является тем полем, внутри которого можно выстраивать взаимоотношения и общаться. Для того, чтобы диалог состоялся, очень важно соблюдать структуру. А именно, это должен быть ВОПРОС – ОТВЕТ – АРГУМЕНТАЦИЯ – ВОЗРАЖЕНИЕ. То есть, чем отличается диалог от тех занятий, которые мы привыкли видеть в детском саду? Занятия построены таким образом, что воспитатель действует поэтапно с помощью трех шагов. Первый этап – это донесение какой- то новой информации до детей. Второй этап – закрепление этой информации с помощью различных упражнений или педагогических способов. Третий этап – воспитатель проводит диагностику для того, чтобы понять на сколько дети освоили или не освоили тот новый материал, который был первоначально им предложен. Так вот здесь, если мы говорим про диалог, здесь нет привнесения нового материала, а значит нет и таких вопросов, на которые нужен однозначный ответ, то есть вопрос должен быть более глубоким, более содержательным, вокруг которого можно развить несколько идей и аргументировать свои позиции.

Какие же существуют правила построения диалога, то есть без чего диалог не получится:

  • Это доверие и интерес к детям (не ждать от детей определенных ответов, возможно на некоторые вопросы ты сам не знаешь ответ).
  • Опора на конкретный чувственный опыт и текущие события в группе (разнообразие этого опыта, возможность получить его прямо сейчас).
  • Фиксация детских решений и предъявление их группе (структуризация дискуссии и важность каждой идеи).
  • Обращение детей к друг другу в ходе диалога (У кого есть вопрос? У кого ты хочешь спросить? Кто согласен с..? Кто не согласен с…? Кто готов возразить?).

Это та уникальная вещь, благодаря которой мы можем говорить, что эта технология хорошо развивает общение между сверстниками. Не только между взрослым и ребенком, но и между сверстниками, что является так же очень важным в развитии детей.

Обучение детей началам развивающего диалога включает в себя несколько этапов:

  1. создание проблемных ситуаций;
  2. постановка проблемных вопросов;
  3. работа с правилами;
  4. круги доверия (работа в парах, мини группах).

В ходе создания проблемных ситуаций главным является введение детей в проблемно-противоречивую ситуацию, которая симулирует дошкольников выдвигать свои версии и обосновывать их, искать новые доказательства.

Существует алгоритм ведения проблемных ситуаций:

  • Задаётся проблемный вопрос? ( Как вы думаете? Как вы считаете?)
  • Выдвигаются версии детей с обоснованием;
  • Педагог приводит контраргументы (противоположное мнение) для каждой версии.
  • Возвращаются к проблемному вопросу( ситуации) и обосновывают сосуществование двух версий.

В ходе этого этапа педагог фиксирует мнения детей (ЗА и ПРОТИВ) для наблюдения за мыслительными действиями дошкольников. Ведь каждый ребёнок со своим диалектическим мышлением.

Следующий этап — проблемные вопросы. Любознательным и общительным можно считать только того, кто хочет и может задавать вопросы. 

Существуют вопросы следующего характера:

  • Субъективный (Что вы думаете об этом?)
  • Уточняющий (Верно ли?)
  • Почемучкин (Объясните, почему?)
  • Оценочный (Что хорошего? Что плохого? В чём различие?)
  • Воображаемый (Что было бы если? Предположите, что будет, если)

Ещё одним из этапов развивающего диалога является работа с правилами. Ведение диалога не возможно без культурных норм, правил.

Правила возникают на основе разных ситуаций и обсуждаются с детьми. Дошкольники задают проблемные вопросы, высказывают свои мнения, и в ходе детских обсуждений рождается правило. Ребёнку предоставляется выбор в фиксации правил (пиктограмма, предметная картинка в цвете и т.д).

Созданное правило помещается на файерволл (стену) правил и вопросов.
Таким образом, на основе правил, дети учатся рассуждать, доказывать, развивается самостоятельность и саморегуляция. Ну и как ни сказать про круги доверия (утренний круг), которые направлены на взаимодействие детей друг с другом в процессе обмена информацией.
         Технологию «Развивающий диалог» мы начинаем использовать с 4 лет. В возрасте 4-5 лет задаём «тонкие» вопросы (Кто? Что? Как звать? Когда?) На этом этапе речь дошкольника становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. В возрасте 5-6 лет дети устанавливают и поддерживают контакты с окружающими детьми. В этом возрасте дошкольников называют «почемучками» и поэтому вопрос Почему? используется в их речи чаще всего. Этот вопрос они задают, как взрослым, так и своим друзьям. Поэтому систематически используем круги доверия, которые помогают ребёнку задавать «толстые» вопросы, побуждают их к рассуждению, анализу, находят новые пути решения проблемных ситуаций. Осуществляем работу с правилами, где дети придумывают и закрепляют нормы и правила поведения.

Ну и как ни сказать о ролевой игре. В сюжетно-ролевой игре дошкольники играют вместе, коллективно. Примеряют на себя разные социальные роли, придумывают сюжет, самостоятельно выбирают атрибутику, предметы-заменители и, конечно же, общаются. И это происходит в возрасте 6-7 лет.

Таким образом, благодаря развивающему диалогу на основе наблюдения у дошкольников сформированы следующие компетентности:

  • Сформирован навык выдвижения новых идей и их аргументированию;
  • Ребёнок легко вступает в контакт с другими людьми;
  • Развито творческое мышление;
  • Развита самостоятельность и саморегуляция;
  • Сформировано умение задавать проблемные вопросы;
  • Развита способность к рефлексии.

Существует  путь построения диалога (дискуссия вокруг альтернативы):

  1. Проблемная ситуация, в которой нужно выбрать альтернативу.
  2. Определение какая альтернатива ближе.
  3. Поиск аргументов за одну из альтернатив.

В диалоге рождается умение выдвигать идею, обосновывать своё суждение, возражать и принимать возражение. А именно это и есть мышление. В диалоге рождается умение думать.



Список литературы:

  1. Н.П. Гришаева «Технологии эффективной социализации В ДОО» // изд. «Линка Пресс» 2020г.
  2. Е.Е. Крашенинников «Развивающий диалог, как инструмент развития познавательных способностей» // изд. «Мозаика Синтез» 2020г.
  3. О.А. Шиян «Современный детский сад» //изд. «Мозаика Синтез» 2019г.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: