» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (69) 2022

Автор: Мехнина Марина Юрьевна, учитель русского языка и литературы
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Воспитание через призму времени

Статья просмотрена: 89 раз
Дата публикации: 7.12.2022

ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ВРЕМЕНИ

Мехнина Марина Юрьевна

учитель русского языка и литературы

Стеценко Галина Лазаревна

учитель истории и обществознания

ОГАНОУ «Академия спорта»

Россия, Белгородская область, г. Шебекино

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема воспитания волнующая род человеческий, разные подходы к воспитанию личности от античности до сегодняшних дней.Сделан акцент на два вида по направленности воспитательных усилий:- усилия из вне, со стороны социума и его представителей (воспитание на основе авторитета - традиционное воспитание);- внутренние усилия (со стороны самой личности), направленные на собственное развитие и самовоспитание.

 Ключевые слова: воспитание, личность, идеал, концепция, ценности, авторитет.

 

Если думаешь о завтрашнем дне - сей зерно,

если на 10 лет вперёд - сажай лес,

если же на 100 лет - воспитывай детей.

Народная мудрость

 

Проблема воспитания волнует представителей рода человеческого не одно тысячелетие, её пытались разрешить лучшие умы античности, средневековья, Возрождения, авторы священных книг разных конфессий, выдающиеся личности-Конфуций, Аристотель, Платон, Фома Аквинский и многие другие. В последние столетия эта проблема привлекла внимание известных философов, психологов, педагогов, литераторов, общественных деятелей.

Достаточно назвать лишь несколько имён, чтобы представить её актуальность: Гёте, И.Кант, Г.В.Ф.Гегель, Ф.Достоевский, Л.Толстой, З.Фрейд, В.Зеньковский. В 20 веке усилились практические аспекты воспитания, так как появились мощные средства воздействия на массовое сознание и отдельных людей: внушающие воздействия, техники манипулирования индивидуальным и общественным сознанием, поведением личностей, а также средства массовой информации и рекламы. Отличия в сознании людей можно наблюдать по продуктам мыслительной деятельностиих выдающихся представителей: если на протяжении 17-19 веков разрабатывались утопии, то 20 век изобилует их практическим разоблачением и созданием антиутопий.

Этические нормы и ценности - продукт развития человеческой культуры. Они существенно изменились со времён античности. В соответствии с различными представлениями об этих нормах и ценностях существуют разные подходы к воспитанию личности. Отражённые во множестве концепций, которые педагоги стремятся реализовать. Эти концепции можно условно разделить на два вида по направленности воспитательных усилий:

  • усилия из вне, со стороны социума и его представителей (воспитание на основе авторитета или так называемое традиционное воспитание;
  • внутренние усилия (со стороны самой личности), направленные на собственное развитие и самовоспитание (идеи новой, реформаторской педагогики, свободного воспитания и др.).

Представления о новизне или традиционности той или иной концепции достаточно условны, так как в недрах педагогической мысли на протяжении её многовековой истории периодически зарождались и исчезали абсолютно альтернативные по смыслу концепции. Менялись лишь форма их изложения, средства аргументации, но суть и их соотношение оставались неизменными: концепции первого типа всегда считались традиционными и отражали взгляды большинства населения, концепции второго типа признавались новациями и соответствовали идеям меньшей части общества.

Различие позиций отражает этимология «воспитание» в разных языках. К примеру русском и немецком«воспитание» имеет общий корень со словом «питание», т.е. буквально означает удовлетворение потребности в пище, восполнение энергетических затрат организма. Отсюда и часто придаваемый этому понятию смысл: «кормление» духовной пищей (произведениями культуры, знаниями). Поэтому цель подобного рода воспитания: передать культурно исторический опыт подрастающему поколению. Осуществить такой замысел можно только посредством авторитетов. Авторитеты, лидеры ведут за собой массы, указывают им «путь истинный». В английском языке слово «education» (воспитание, просвещение) происходит от латинского  «educere», буквально – вести вперед или делать явным нечто наличествующее потенциально. Отсюда и цель воспитания – помощь, содействие обучающимся в раскрытии ими своего личностного потенциала, реализации природных сил. Воспитатель уходит в тень, уступает дорогу ученику, но небросает его на попечение судьбы, а сопровождает ученика на трудном пути личностного становления, создаёт оптимальные условия для прохождения этого пути. Оценивать каждый из этих типоввоспитания как негативный или позитивный было бы некорректно. И то, и другое воспитание может давать положительный эффект, но в первом случае успех определяется силой и добродетельностью авторитета, а во втором - внешними условиями и личностными особенностями индивида. Искусственность противопоставления авторитарного и демократического подходов к проблеме воспитания отмечал Эрих Фромм". Он рассматривал две философские категории: бытия и обладания. Если родители, учителя осуществляют свою власть по принципу бытия, т.е. сами достаточно развитые, последовательные люди, действительно компетентные в своих социальных функциях, то дети реагируют на них с величайшей готовностью. В противном случае, когда учитель осуществляет свою власть по принципу обладания, т.е. имеет особые полномочия, определённые его социальной ролью, ребёнок восстаёт против давления со стороны людей, чьё собственное поведение далеко не всегда отвечает тем требованиям, которые они предъявляют к своим воспитанникам.

Наиболее ярко первый тип воспитания представлен в школе так называемым «авторитарным воспитанием». Внешний авторитет здесь учитель, который на основе собственных представлений о нормах морали и поведения, стиле общения, уровне знаний ставит ученикам определённые требования и контролирует их выполнение. Учитель руководит учебно-воспитательным процессом в классе; принуждает к деятельности всех учащихся, независимо от их желания и интересов; активно использует вербальные методыетоды поощрения и наказания, коллективные формы работы, соревнование; часто прибегает к оценке учащихся.

Все эти методы и формы работы на протяжении ХХ столетия подвергались критике представителями альтернативной точки зрения на организацию воспитания (идеи свободного воспитания, гуманистической педагогики и психологии). Между тем авторитарный тип воспитания характерен для многих элитных школ, гимназий, лицеев как прошлого, так и нынешнего столетий, и не помешал их выпускникам стать деятельными, образованными и прогрессивными членами общества. Однако авторитарная система способствовала и распространению серости, пассивности, конформизма, асоциального поведения среди учащихся, так как жесткие методы и формы воспитательного воздействия, не затрагивающие глубинных основ личности, могут давать эффект, противоположный ожидаемому.

В альтернативных школах (школы Френе, Монтессори и др.) акценты в организации учебно-воспитательной деятельности смещаются от учителя к ученику. Эти школы реализуют второй тип воспитания. Здесь не учитель задаёт программу действий учащимся, а они сами планируют свою работу.

Учитель перестаёт быть законодателем школьной жизни, он активный её участник наравне с учениками, но более опытный, знающий и берущий на себя большую долю ответственности. Задача учителя в такой школе — создать оптимальные условия для развития личности учащихся. На практике решение этой задачи сводится к организации образовательной среды, стимулирующей познавательные интересы школьников, их потребности в общении и достижении позитивных результатов. Если школы такого типа соответствуют идеям своих основателей, то их выпускникам обычно присуща здоровая мораль, они социально адаптированы, самостоятельны и ответственны. Но судьбу общества определяют не они, а выпускники школ, опирающихся на внешний авторитет. Объясняется это целым рядом причин: отсутствием в альтернативной школе установки на воспитание лидера, соревновательных форм организации деятельности, стимулирующих тщеславие и честолюбие; подавлением стремлений к власти, к риску, к преодолению, к агрессивности (так называемых «бойцовских качеств»); стартовый уровень для выпускника альтернативной школы обычно ниже, чем для выпускника престижной гимназии или лицея (в плане получения дальнейшего образования, места работы). Характерные черты каждого типа воспитания представлены в следующей схеме:

Итак, у современной школы два пути. Первый - традиционный, проторенный и ориентированный на Учителя, и второй - всё ещё новый (вот уж более тысячелетия), недостаточно известный, узкий и извилистый, возлагающий надежды на раскрывающего свои потенции Ученика.



Список литературы:

  1. Типы воспитания. /Электронный ресурс. – Режим доступа:http://patyayeva.narod.ru/types.html.
  2. Фромм Э. Иметь или быть? / Человек для себя. Иметь или быть? – Минск: Издательство В.П.Ильин,1997.
  3. Кант И. Избранное: в 3 т. – Калининград: Кн. Изд-во,1985 - т.1. О воспитании разума.
  4. Джеймс У. Беседы с учителями о психологии –М.: Изд-во «Совершенство»,1998.
  5. Батурина Г.И. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. / Г.И. Батурина, Т.Ф. Кузина.- М.: Школьная пресса, 2003.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: