» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Декабрь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (69) 2022
Автор: Елена Станиславовна Ковтун, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Баскетбол как фактор повышения эффективности учебной деятельности студентов
Дата публикации: 10.12.2022
БАСКЕТБОЛ
КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Костромина
Ольга Владимировна
доцент кафедры ФвиС
ст. преподаватель
Ковтун
ЕленаСтанославовна
студентка 3 курса
ФГБОУ ВО «СамГТУ», г. Самара
Аннотация.
В
статье рассмотрена взаимосвязь умственного и физического развития человека,
позитивное влияние игровой спортивной деятельности вообще и баскетбола в
частности на когнитивные функции студентов.
Ключевые
слова: баскетбол, студенты, физическая активность, учебная
деятельность, когнитивные функции, умственное развитие.
Физическое
воспитание студентов высших учебных заведений предполагает определенные
сложности. В частности, основная задача такого воспитания – достичь не
переутомления или излишней нагрузки, а гармоничного умственного и физического
развития личности.
Иными
словами, желательно, чтобы занятия по физической культуре проходили во
взаимоувязке к основному учебному профилю и способствовали повышению
эффективности учебной деятельности.
Отдельно
отметим, что обучение в ВУЗе всегда связано с повышением психической и интеллектуальной
нагрузки, и без компенсации в виде поддержания физической активности это может
приводить к ухудшению состояния здоровья.
Однако
и повышение физических нагрузок в ущерб интеллектуальным способно привести к
переутомлению, которое в итоге приведет к состоянию хронической усталости и
снижению успеваемости студентов.
Именно
поэтому, на наш взгляд, в студенческой среде целесообразна популяризация именно
спортивных игр – элемент игры снижает уровень психологичской напряженности и
позволяет вникнуть в спортивную деятельность достаточно легко.
Как
указывает ряд специалистов, «среди наиболее эффективных средств физической
культуры, способствующих повышению умственной работоспособности, могут быть
спортивные игры, в частности занятия баскетболом»[1].
Почему
мы отдельно выделяем именно баскетбол, хотя спортивных игр существует
множество? В баскетболе необходимы специальные интеллектуальные качества:
скорость и объем зрительного восприятия, скорость проверки информации, развитое
оперативное мышление, кратковременная память, стойкость внимания, стойкость к
сбивающим факторам и др.[2]
Таким
образом, мы можем быть уверены, что именно занятия по баскетболу будут
дополнять и компенсировать занятия студентов по основному учебному профилю,
ведь все указанные характеристики важны и в учебной деятельности.
Рассмотрим
некоторые из характеристикбаскетбола более подробно.
Итак,
баскетбол – это спортивная игра, предполагающая разнообразные движения, такие
как ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча,
осуществляемые в единоборстве с соперниками. Как пишет Киенко Г. В., «разнообразные
движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем
организма, способствуют развитию физических и психических способностей.
Баскетбол характеризует соревновательный характер, что влияет на воспитание у
занимающихся настойчивости, решительности и целеустремленности, творческой
инициативы»[3].
С точки
зрения взаимосвязи с учебным процессом нас волнуют те характеристики баскетбола
и те аспекты его влияния на организм, которые затрагивают влияние не на
организм в целом, не на физическую подготовленность и не на уровень здоровья, а
на мозговую активность.
И здесь
прежде всего выделим способность к аналитическому прогнозированию хода игры, к
предвидению действий команды соперника, изменения ситуации на игровой площадке,
траектории мяча и т.д. Игроку важно на протяжении игры угадывать возможные
передвижения игроков, определять время и место появления мяча или игрока даже в
том случае, если он видит лишь часть траектории их движений.
В
перспективе это благотворно влияет на организацию своей деятельности и
концентрацию внимания, в том числе во время учебной деятельности.
Большой
объем и высокая интенсивность тренировочных и соревновательных нагрузок,
необходимость быстрых и точных дифференцировок приводят к повышению силы и
подвижности нервных процессов. В перспективе это приводит к снижению стресса.
Отдельно
все-таки рассмотрим тренировку внимания и внимательности на занятиях
баскетболом.
Наибольшее
количество информации из окружающего мира человек воспринимает посредством
зрения. По зрительным каналам передается в высшие отделы мозга лишь самое
необходимое, самое значимое для человека в данный момент. Это очень облегчает
сбор информации и зрительное ориентирование в пространстве. По мере
приобретения опыта мозг может воспринимать не все детали окружающего мира, а
сразу цели, обобщенные образы, которые ускоряют обработку зрительных
впечатлений. Именно это качество тренируется во время занятий баскетболом и косвенно
также способствует росту концентрации внимания и совершенствованию умения
сосредоточиться.
Таким
образом, регулярные занятия баскетболом действительно могут благотворно
повлиять на эффективность учебной деятельности студента – прежде всего за счет
снижения стресса, повышения внимательности, совершенствования умения
концентрировать внимание, проявления творческой инициативы и способности к
прогнозированию на основе аналитических данных.
Однако
ранее мы также писали, что излишние нагрузки способны навредить, привести к
переутомлению. Иными словами, необходимо подобрать оптимальные нагрузку,
длительность занятий, их количество, плотность, интенсивность, необходимые
упражнения, учитывать половые особенности, чтобы в конечном итоге достичь
положительного эффекта[4].
Но в
настоящее время существует мало работ и действующих методик проведения занятий
баскетболом именно со студентами.
Иными
словами, важно понимать, что введение любых тренировок предполагает наличие
базового уровня физической подготовки (либо его развитие). В противном случае
повышается риск травм, и занятия приводят к прямо противополжному результату –
то есть вместо укрепления здоровья человек в связи с получением травмы надолго
выбывает из социальной и учебной жизни[5].
Таким образом, вопросы разработки специальных методик занятий баскетболом для
студентов с учетом специфики их основного профиля учебной деятельности требуют
дальнейшего развития.
В целом
же, еще раз подчеркнем, что активное и положительное отношение студентов к
занятиям физической культурой непосредственно влияет на повышение
работоспособности как умственной, так и физической. В частности, благотворное
влияние регулярные занятия баскетболом оказывают на такие показатели, как
сокращение восстановительного периода после стрессовых ситуаций, улучшение
эмоционально-психологического состояния, снижение стресса, повышение
внимательности, совершенствование умения концентрировать внимание, проявление
творческой инициативы. В конечном счете, при грамотной организации занятий
совокупность этих факторов способна повысить эффективность учебной деятельности
студентов.
Список литературы:
- Агаев Н.Ф. Педагогические условия повышения эмоциональной устойчивости личности студентов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2011. – 26 с.
- Киенко Г.В., Губкина А.Г. Влияние баскетбола на работоспособность и умственные нагрузки как показатель адаптации студентов к образовательному процессу в ВУЗе // Наука и образование сегодня, №6-1(53). – 2020. – С. 65-67
- Костромина О.В., Ковтун Е.С. Баскетбол как средство профилактики болезней и оздоровления организма у студентов // Научный аспект, №5. – 2022 – Том 5. – С. 583 - 587
- Макеева В.С. Баскетбол как средство профессионально-прикладной подготовки будущихучителей начальной военной подготовки //Формы и методы активизации учебного процесса по физическому воспитанию студентов высших и средних специальных учебных заведений. Республиканская научно-практическая конференция Ашхабад. -Ч. IV. 1989. - С. 78-80.
[1]Агаев Н.Ф. Педагогические условия повышения эмоциональной устойчивости личности студентов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2011. С. 11.
[2]Макеева В.С. Баскетбол как средство профессионально-прикладной подготовки будущихучителей начальной военной подготовки - 1989. - С. 79
[3]Киенко Г.В., Губкина А.Г. Влияние баскетбола на работоспособность и умственные нагрузки как показатель адаптации студентов к образовательному процессу в ВУЗе // Наука и образование сегодня, №6-1(53). С. 65
[4]Киенко Г.В. Указ.соч. С. 66
[5]Костромина О.В., Ковтун Е.С. Баскетбол как средство профилактики болезней и оздоровления организма у студентов // Научный аспект, №5. 2022. Том 5. С. 586
Комментарии: