» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (69) 2022
Автор: Ожогина Яна Дмитриевна , студентка
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Влияние прослушивания классической музыки на тревожность у студентов-психологов
Дата публикации: 9.12.2022
УДК
001
ВЛИЯНИЕ ПРОСЛУШИВАНИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ
НА ТРЕВОЖНОСТЬ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
Ожогина Яна Дмитриевна
студентка
факультета психологии и педагогики
Новокузнецкий
институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования
Е.В. Дворцова
доцент
кафедры ПиОП КГПИ КемГУ,
канд. психол. наук, доцент, г. Новокузнецк
«Кемеровский
государственный университет», г. Новокузнецк
Аннотация. В
данной статье анализируется, как прослушивание классической музык влияет на
тревожность у студентов. Данная тема всегда будет актуальной для учащихся
вузов, а данные, полученные в ходе эмпирического исследования, могут использоваться
в обучении студентов-психологов и работе педагогического коллектива вуза.
Ключевые слова: тревожность,
студенты-психологи, классическая музыка,
эмоциональные состояния.
Человек
вынужден ежедневно принимать множество решений. Быстрый темп жизни, постоянное
напряжение, необходимость сделать как можно больше дел
зачастую приводят к тому, что человек испытывает стресс. У студентов появление
стресса обусловлено условиями, в которых они находятся – необходимость посещать
лекции, выполнять практические работы, посещать производственную практику,
осваивать и совершенствовать профессиональные умения и навыки. Длительное
пребывание студента в состоянии стресса приводит к истощению нервной системы,
что ведет за собой негативные последствия: разлад в работе органов и систем,
обострение хронических заболеваний, нежелание учиться и общаться со
сверстниками.
Для
предотвращения появления таких негативных последствий учеными уделяется особое
внимание прослушиванию классической музыки, как способу эффективного средства
реабилитации и профилактики, повышающих резервные возможности организма
студента. Психологические механизмы, лежащие в основе личностных изменений,
включают в себя идентификацию с художественным образом музыкального
произведения, сопереживание эмоциональных состояний, выражаемых посредством
музыки, рефлексию и соотнесение своего жизненного опыта с жизненным опытом
автора музыкального произведения. Эмоциональное потрясение и сопереживание, возникающие при прослушивании ряда музыкальных произведений,
могут способствовать душевной разрядке слушателя — катарсису. По данным
некоторых исследователей, особенно богата катарсическим
воздействием музыка П. И. Чайковского. Прослушивание классической музыки
вызывает сильную эмоциональную реакцию, которая способствует снижению стресса,
беспокойства, раздражительности и аффективных состояний.
Цель:
исследование влияния прослушивания классической музыки на тревожность у
студентов-психологов.
Задачи исследования:
- Проанализировать понятие тревожности в научной литературе.
- Изучить разработанность проблемы влияния прослушивания классической музыки на тревожность у студентов-психологов.
- Охарактеризовать этапы, методы и методики, выборку исследования.
- Разработать эксперимент по исследованию влияния прослушивания классической музыки на тревожность у студентов-психологов.
- Провести первичную диагностику тревожности у студентов-психологов в экспериментальной и контрольной группах.
- Провести эксперимент с прослушиванием классической музыки с последующей повторной диагностикой тревожности в экспериментальной и контрольной группах.
- Проанализировать, каким образом влияет прослушивание классической музыки на тревожность у студентов-психологов.
Практическая значимость работы
заключается в том, что результаты эмпирического исследования могут
использоваться в обучении студентов-психологов и работе педагогического
коллектива вуза.
Тревожность
– это индивидуально психологическая особенность переживать человеком сильную
тревогу вне зависимости от обстоятельств. По определению Р.С. Немова «Тревожность – это постоянное или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в
состояние беспокойства, испытывать страх и тревогу, в специфических социальных
ситуациях» Тревожность, как состояние, свойственна каждому человеку, и причины,
по которым возникает тревога - совокупны между собой.
Низкий уровень тревожности способен мобилизовать силы в достижение цели,
высокая тревожность как свойство личности, действует обратно и может привести
человека к отчаянию [1]
В
40-х годах XX века американский психоаналитик Карен Хорни
занималась изучением личности, в частности, описала различные типы
невротического поведения. Она определила, что особенности поведения связаны с
внутренними потребностями, которые возникают в результате базовой тревоги.
Схожие
взгляды имел на феномен тревожности С. Салливен,
который также рассматривал тревогу, как фактор
определяющий развитие личности. Суть «межличностной теории» в том, что личность
не может быть изолирована от других, начиная с контакта с матерью личность, в
период всей жизни вступает в межличностные отношения. Продукт этих отношений -
тревога, или беспокойство.
«Тревога»
- это понятие, введенное Зигмундом Фрейдом, в настоящее время большинством
авторов, рассматривается как разновидность страха. Тревога как состояние,
включает в себя такие составляющие, как субъективные чувства напряжения,
беспокойства, волнения, опасения, а также признаки активации вегетативной
нервной системы.
Отличия
между тревожностью и тревогой А. М. Прихожан формулирует следующим образом:
«Тревожность - переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием
неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности» [2].
Многократное
повторение тревожных ситуаций, ведет к закреплению тревожности как устойчивого
образования, то есть тревожности как свойства или черты личности. Однако, тревожность может быть, как устойчивой чертой личности,
так и ситуативным, то есть временным состоянием человека.
Тревожность
также понимается, как отрицательное эмоциональное переживание, которое связано
с предчувствием опасности. Вместе со страхом и надеждой, тревога это - особая,
предвосхищающая эмоция [3].
Как
сигнал об опасности, тревожность привлекает внимание к различным трудностям и
позволяет мобилизовать силы, тем самым помогает достичь лучшего результата.
В
настоящее время, открытым остается вопрос о том, почему тревожность
сохраняется, когда неблагоприятные факторы, вызвавшие ее, пропадают, или из- за чего люди переживают
тревожность, несмотря на благополучные условия ситуации (неадекватная
тревожность).
Также
тревожность очень часто возникает из-за внутренних конфликтов, то есть за
основу для возникновения тревожности берутся противоречия между присутствующими
у личности возможностями и предъявляемыми к ней требованиями действительности,
с которыми человек по каким-либо причинам не может справиться. Личный смысл и
значимость определяет силу конфликтующих переживаний, создает эмоциональное
напряжение, которое переживается как тревожность. Если внутриличностный
конфликт сохраняется довольно длительное время, то это может способствовать
сохранению и усилению тревожности. В данном случае тревожность - это сигнал,
который предупреждает о возможных искажениях в развитии личности[4].
Музыка
традиционно считается одним из мощнейших средств эмоциональной регуляции
психической активности человека. При помощи своих выразительных средств она
может моделировать основные эмоциональные состояния – переживания. Музыке отводится значительное место в области стимуляции
психических процессов в разных видах трудовой и учебной деятельности, поскольку
она способствует снятию зрительного и слухового утомления, гармонизации и
резонансному поглощению производственных шумов, созданию благоприятной
атмосферы на рабочем месте и положительного настроя на работу, обогащению
внутреннего содержания однообразной и монотонной работы, формированию и
поддержанию оптимальных ритмов трудовых процессов.
Всё это
благоприятно сказывается на повышении производительности труда, предотвращает
негативные последствия учебных и производственных стрессов, препятствует
развитию переутомления, облегчает формирование навыков саморегуляции [5].
Состояние
тревожности и когнитивных функций у студентов до и после прослушивания
классической музыки было изучено группой ученых Крымского федерального
университета В.И. Вернадского. В ходе выполненного
исследования удалось выявить положительное влияния прослушивания курса
классической музыки на состояние тревожности у студентов.
Л.В.
Сысоева и В. Боярская провели исследование, в котором изучили влияние
классической музыки на психоэмоциональное состояние
студентов. Были получены следующие результаты: студентам предлагалось в ходе
прослушивания музыкальных композиций описывать свое настроение, возникающие
образы, чувства, ощущения. Во время прослушивания композиции в жанре
классической музыки, 90% испытуемых охарактеризовали свои ощущения как
положительные, приятные, отметили появление чувства расслабления, спокойствия.
Отзывы студентов звучали так: «хорошее состояние души», «…я стала более
расслабленной, спокойной, музыка вызвала очень много тем для обдумывания»
«…умиротворение, спокойствие, некая эйфория, желание взлететь и раствориться в
красоте этого мира, в этих красках» «…безмятежность, любовь, романтика»[6].
Для
проверки гипотезы о том, что прослушивание классической музыки снижает тревожность у студентов-психологов было проведено
изучение уровня тревожности у испытуемых при помощи методик «Диагностика
ситуативной тревожности» Спилбергера-Ханина, и «Шкала
тревожности студента» Ж. Тейлор в модификации Г.Ш. Габдреевой.
Исследование показало, что показатели в экспериментальной
группе на констатирующем и контрольном этапах исследования статистически
значимы и позволяют сделать вывод о том, что гипотеза была подтверждена –
прослушивание классической музыки снижает тревожность у студентов-психологов.
Рекомендации
- Использовать методики, в которых подразумевается деление результатов по шкалам для большей информативности;
- Исследовать влияние на тревожность других жанров музыки;
- Контролировать внешнюю среду и иные факторы, которые могут влиять на тревожность студентов. Например, проведение исследования вне зачетно-экзаменационного периода;
- Провести эксперимент в условиях досуговой или трудовой деятельности; Рекомендации для преподавателей и администрации вузов по снижению тревожности у студентов:
- Регулярно изучать психоэмоциональное состояние студентов с целью выявления их психоэмоционального состояния и его своевременной коррекции;
- Организовать регулярные индивидуальные и групповые психологические консультации;
- Строго следить за соблюдением режима учебы и отдыха студентов.
Список литературы:
- Айзенк, Г. Психологические теории тревоги: Тревога и тревожность / Г. Айзенк. Под ред. В.М. Астапова, переиздание. - СПб.: Питер, 2015. - 247 с.
- Барканова, О. В Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум / Красноярск: Литера-принт, 2009. – 237 с.
- Великова, С. А. Влияние уровня тревожности на успеваемость студентов вуза / С. А. Великова // Мир науки, культуры, образования. – 2021. – № 2(87). – С. 191-194.
- Ермакова, А. В. Выявление показателей тревожности у студентов факультета психологии и дефектологии / А. В. Ермакова // Мир без границ : Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых, Ставрополь, 04 декабря 2020 года. – Ставрополь: Ставропольский государственный педагогический институт, 2020. – С. 36-41.
- Жалюк, В. Р. Потенциал современных музыкальных произведений на уровень тревожности подростков / В. Р. Жалюк // Всероссийский форум молодых исследователей : Сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции, Петрозаводск, 25 марта 2021 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская Ирина Игоревна), 2021. – С. 309-313. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45659092
- Залата, О.А. Состояние тревожности и когнитивных функций студентов до и после курса прослушивания музыки разного направления / О.А. Залата, П.С. Вербенко, Э.Ф. Измаилов // Когнитивные исследования на современном этапе [Электронный ресурс]: материалы Всероссийской конференции с международным участием по когнитивной науке (Архангельск, 19–22 ноября 2018 г.). – Электронные текстовые данные. Архангельск: САФУ, 2018. - С. 55-58.
Комментарии: