» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Декабрь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (69) 2022
Автор: Еликова Мария Евгеньевна, студент 5 курса
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Влияние тренинга эмоциональной осознанности на саморегуляцию у студентов специальности «Психология служебной деятельности»
Дата публикации: 9.12.2022
УДК 159.9
ВЛИЯНИЕ ТРЕНИНГА
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОСОЗНАННОСТИ НА САМОРЕГУЛЯЦИЮ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
«ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Еликова Мария Евгеньевна
студент 5 курса. Кузбасский гуманитарно-педагогический институт
федерального государственного
бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский
государственный университет», г. Новокузнецк
научный руководитель: Дворцова Елена Валерьевна
доцент каф. ПиОП КГПИ КемГУ,
канд. психол.наук, доцент
Кузбасский гуманитарно-педагогический институт
федерального государственного
бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский
государственный университет», г. Новокузнецк
Аннотация. Цель – исследование влияния
тренинга эмоциональной осознанности на саморегуляцию
у студентов специальности «Психология служебной деятельности».Полученные
результаты могут быть использованы психологами в целях развития саморегуляции у
студентов-психологов. Также результаты исследования могут служить основой
создания специальных программ по развитию эмоциональной осознанности.
Ключевые слова: саморегуляция,
эмоциональная саморегуляция, когнитивный контроль,
волевая саморегуляция, эмоциональная осознанность.
Работа психолога служебной деятельности заключается в
осуществлении ряда задач, требующих от специалиста приведения собственного
состояния к оптимальному уровню путем саморегуляции, которая позволяет реагировать на текущую
ситуацию с помощью диапазона эмоций
социально приемлемым и достаточно гибким образом.Поэтому целесообразным является
изучение причинно-следственных связей саморегуляции иэмоциональной осознанности.
Нами была выдвинута гипотеза: тренинг эмоциональной
осознанности повышает показатели саморегуляции у студентов специальности
«Психология служебной деятельности», а именно повышает показатели
программирования действий, повышает показатели управления своими эмоциями,
повышает индекс волевой саморегуляции.
В своей работе мы опирались на подход Н. Холла: «эмоциональная
осведомленность» – способность различать и интерпретировать собственные
настроения, эмоции, порывы, переживаемых в данный момент чувств, их
дифференциация, а также их влияние на других людей [6].
В своем
исследовании саморегуляции мы опираемся на подход E.А. Сергиенко
и рассматриваем саморегуляцию, как
систему, образующуюся из когнитивной, эмоциональной и волевой составляющей. Данный
подход будет также определять логику психодиагностической части нашего
исследования. Гипотеза нашего исследования релевантна
представлениям о единстве когнитивных, аффективных и волевых психических
процессов [2].
Когнитивный контроль
предполагает сосредоточение на задаче и удержание ее в фокусе внимания,
целеполагания; построение плана действия и действие в соответствии с планом; сличение
результата с исходным представлением о нем[2].Эмоциональная регуляция –
осознанное намерение изменить эмоцию, обусловленное ориентировкой на достижение
цели, намерением, произвольным действием или приложением усилия [7].Волевые
процессы находятся в центре подхода В.А. Иванникова, где под волевой
регуляцией понимается регуляция побуждения к действию, сознательно принятому по
необходимости [2].
В рамках исследования мы также
опираемся на положение, высказанное Т.М. Панкратовым, о том, что в ряде
факторов, определяющих процессы и механизмы саморегуляции, имеют место быть
эмоциональные аспекты и составляющие элементы эмоциональной сферы, которые
могут оказывать влияние на регуляционные характеристики поведения и
деятельности [5].
Выборка исследования влияния
тренинга эмоциональной осознанности на саморегуляцию
студентов специальности «Психология служебной деятельности» составила 30 студентов
специальности «Психология служебной деятельности», а именно 15 человек -
контрольная группа, 15 человек - экспериментальная группа.
В работе использовались такие
методики как: Опросник «Стиль саморегуляции поведения, ССПМ» (В.И. Моросанова); «Исследование волевой саморегуляции, ВСК»
(А.Г. Зверков и Е.В. Эйдман); «Тест
эмоционального интеллекта» (Н. Холл). Была составлена программа тренинга
эмоциональной осознанности. Тренинг рассчитан на 4,5 часа – 3 занятия.
Программа включает в себя 3 блока: «Эмоциональная осознанность. Осознание
эмоций», «Эмоциональная осознанность. Интерпретация эмоций», «Эмоциональная
осознанность. Распознавание своих эмоций и эмоций других людей».
До проведения тренинга
эмоциональной осознанности по методике «Стиль саморегуляции поведения, ССПМ»
(В.И. Морсанова) [4] все студенты обладают
средним уровнем развитости осознанного программирования своих действий. По
методике значения по методике «Исследование волевой саморегуляции, ВСК»
(А.Г. Зверков и Е.В. Эйдман)[1] общий уровень
волевой саморегуляции, т.е.способности сознательно
управлять собственными действиями, состояниями и побуждениями, находится в
диапазоне средних значений. По методике «Тест эмоционального интеллекта»
(Н. Холл)[3] исследуем студентам присущи низкие
показатели по шкалам «Эмоциональная осведомленность» и «Управление эмоциями».
Для
выявления влияния тренинга эмоциональной осознанности на саморегуляцию студентов специальности «Психология
служебной деятельности» была использована оценка достоверности отличий по
t-критерию Стьюдента между дельтами показателей входной и выходной диагностики
контрольной и экспериментальной групп.
Полученное
по методике «Стиль саморегуляции поведения, ССПМ» (В.И. Морсанова) значение программирования tэмп. = 2,53 больше tкрит.
= 2,045 (при уровне значимости p ≤ 0,05).
Полученное по методике «Исследование волевой саморегуляции, ВСК» (А.В.
Зверьков, Е.В. Эйдман) значение волевой
саморегуляции tэмп. = 4,17
больше tкрит. = 2,756 (при уровне значимости p ≤ 0,001). Полученное по методике «Тест
эмоционального интеллекта» (Н. Холл) значение управления своими эмоциями tэмп. = 2,36 больше tкрит. = 2,756 (при уровне значимости p
≤ 0,01), значение эмоциональной осознанности tэмп.
= 3,53 больше tкрит. = 2,045 (при уровне значимости p ≤ 0,05).
Полученные
данные свидетельствую о том, что тренинг эмоциональной осознанности повлиял на саморегуляцию у студентов специальности «Психология
служебной деятельности», а именно повысил показатели программирования действий,
повысил показатели управления своими эмоциями, повысил индекс волевой
саморегуляции. Гипотеза о том, что тренинг эмоциональной
осознанности повышает показатели саморегуляции у студентов специальности
«Психология служебной деятельности», а именно повышает показатели программирования
действий, повышает показатели управления своими эмоциями, повышает индекс
волевой саморегуляции, подтвердилась.
Список литературы:
- Зверков, А.Г. Опросник волевой самоконтроль (ВСК) : характеристика методики / А.Г. Зверков, Е.В. Эйдман // Совладающее поведение личности: психодиагностический практикум : учеб. пособие для студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей / [авт.сост. : Л.И. Бершедова, Т.Ю. Морозова, Э.Н. Рычихина, Л.П. Набатникова ; рец. Л.Ю. Овчаренко]. – М., 2018. – С. 151–156. – ISBN 978-5-98422-364-5. – URL: https://resources.mgpu.ru/docfulldescription.php
- Контроль поведения как основа саморегуляции / Е.А. Сергиенко // Южно-российский журнал социальных наук. – 2018. – №4. – С. 30-34.
- Методы диагностики эмоционального интеллекта. / Ю.А. Кочетова, М.В. Климакова // Современная зарубежная психология. – Том 8. – № 4. – Московский государственный психолого-педагогический университет, 2019.– С. 106-114. – eISSN: 2304-4977. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42210523
- Моросанова, В.И. Диагностика саморегуляции человека / В.И. Морсанова, И.Н. Бондаренко – М.: Когито-Центр, 2015. – 304 с. – ISBN 978-5-89353-466-5.
- Панкратова, Т.М. Саморегуляция в социальном поведении: учеб. пособие / Т. М. Панкратова. – Ярославль : ЯрГУ, 2011 – 112 с. – ISBN 978-5-8397-0842-6
- Эмоциональная осведомленность как профессионально-значимое качество личности психолога / Л.Ф. Асадуллина // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. — 2015. — №21. — С. 39-42.
- Эмоциональный интеллект и коммуникативные способности современных студентов / А.И. Полянский, Л.И. Быковская // Горизонты гуманитарного знания. — 2019. — №4. — С. 81-95.
Комментарии: