» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (69) 2022

Автор: Еликова Мария Евгеньевна, студент 5 курса
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Влияние тренинга эмоциональной осознанности на саморегуляцию у студентов специальности «Психология служебной деятельности»

Статья просмотрена: 96 раз
Дата публикации: 9.12.2022

УДК 159.9

ВЛИЯНИЕ ТРЕНИНГА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОСОЗНАННОСТИ НА САМОРЕГУЛЯЦИЮ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Еликова Мария Евгеньевна

студент 5 курса. Кузбасский гуманитарно-педагогический институт

 федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк

научный руководитель: Дворцова Елена Валерьевна

доцент каф. ПиОП КГПИ КемГУ, канд. психолаук, доцент

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт

 федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк

 

Аннотация. Цель – исследование влияния тренинга эмоциональной осознанности на саморегуляцию у студентов специальности «Психология служебной деятельности»олученные результаты могут быть использованы психологами в целях развития саморегуляции у студентов-психологов. Также результаты исследования могут служить основой создания специальных программ по развитию эмоциональной осознанности.

Ключевые слова: саморегуляция, эмоциональная саморегуляция, когнитивный контроль, волевая саморегуляция, эмоциональная осознанность.

 

Работа психолога служебной деятельности заключается в осуществлении ряда задач, требующих от специалиста приведения собственного состояния к оптимальному уровню путем саморегуляции, которая позволяет реагировать на текущую ситуацию с помощью диапазона эмоций социально приемлемым и достаточно гибким образомоэтому целесообразным является изучение причинно-следственных связей саморегуляции иэмоциональной осознанности.

Нами была выдвинута гипотеза: тренинг эмоциональной осознанности повышает показатели саморегуляции у студентов специальности «Психология служебной деятельности», а именно повышает показатели программирования действий, повышает показатели управления своими эмоциями, повышает индекс волевой саморегуляции.

В своей работе мы опирались на подход Н. Холла: «эмоциональная осведомленность» – способность различать и интерпретировать собственные настроения, эмоции, порывы, переживаемых в данный момент чувств, их дифференциация, а также их влияние на других людей [6].

В своем исследовании саморегуляции мы опираемся на подход E.А. Сергиенко и рассматриваем саморегуляцию, как систему, образующуюся из когнитивной, эмоциональной и волевой составляющей. Данный подход будет также определять логику психодиагностической части нашего исследования. Гипотеза нашего исследования релевантна представлениям о единстве когнитивных, аффективных и волевых психических процессов [2].

Когнитивный контроль предполагает сосредоточение на задаче и удержание ее в фокусе внимания, целеполагания; построение плана действия и действие в соответствии с планом; сличение результата с исходным представлением о нем[2].Эмоциональная регуляция – осознанное намерение изменить эмоцию, обусловленное ориентировкой на достижение цели, намерением, произвольным действием или приложением усилия [7].Волевые процессы находятся в центре подхода В.А. Иванникова, где под волевой регуляцией понимается регуляция побуждения к действию, сознательно принятому по необходимости [2].

В рамках исследования мы также опираемся на положение, высказанное Т.М. Панкратовым, о том, что в ряде факторов, определяющих процессы и механизмы саморегуляции, имеют место быть эмоциональные аспекты и составляющие элементы эмоциональной сферы, которые могут оказывать влияние на регуляционные характеристики поведения и деятельности [5].

Выборка исследования влияния тренинга эмоциональной осознанности на саморегуляцию студентов специальности «Психология служебной деятельности» составила 30 студентов специальности «Психология служебной деятельности», а именно 15 человек - контрольная группа, 15 человек - экспериментальная группа.

В работе использовались такие методики как: Опросник «Стиль саморегуляции поведения, ССПМ» (В.И. Моросанова); «Исследование волевой саморегуляции, ВСК» (А.Г. Зверков и Е.В. Эйдман); «Тест эмоционального интеллекта» (Н. Холл). Была составлена программа тренинга эмоциональной осознанности. Тренинг рассчитан на 4,5 часа – 3 занятия. Программа включает в себя 3 блока: «Эмоциональная осознанность. Осознание эмоций», «Эмоциональная осознанность. Интерпретация эмоций», «Эмоциональная осознанность. Распознавание своих эмоций и эмоций других людей».

До проведения тренинга эмоциональной осознанности по методике «Стиль саморегуляции поведения, ССПМ» (В.И. Морсанова) [4] все студенты обладают средним уровнем развитости осознанного программирования своих действий. По методике значения по методике «Исследование волевой саморегуляции, ВСК» (А.Г. Зверков и Е.В. Эйдман)[1] общий уровень волевой саморегуляции, т.епособности сознательно управлять собственными действиями, состояниями и побуждениями, находится в диапазоне средних значений. По методике «Тест эмоционального интеллекта» (Н. Холл)[3] исследуем студентам присущи низкие показатели по шкалам «Эмоциональная осведомленность» и «Управление эмоциями».

Для выявления влияния тренинга эмоциональной осознанности на саморегуляцию студентов специальности «Психология служебной деятельности» была использована оценка достоверности отличий по t-критерию Стьюдента между дельтами показателей входной и выходной диагностики контрольной и экспериментальной групп.

Полученное по методике «Стиль саморегуляции поведения, ССПМ» (В.И. Морсанова) значение программирования tэмп. = 2,53 больше tкрит. = 2,045 (при уровне значимости p ≤ 0,05). Полученное по методике «Исследование волевой саморегуляции, ВСК» (А.В. Зверьков, Е.В. Эйдман) значение волевой саморегуляции tэмп. = 4,17 больше tкрит. = 2,756 (при уровне значимости p ≤ 0,001). Полученное по методике «Тест эмоционального интеллекта» (Н. Холл) значение управления своими эмоциями tэмп. = 2,36 больше tкрит. = 2,756 (при уровне значимости p ≤ 0,01), значение эмоциональной осознанности tэмп. = 3,53 больше tкрит. = 2,045 (при уровне значимости p ≤ 0,05).

Полученные данные свидетельствую о том, что тренинг эмоциональной осознанности повлиял на саморегуляцию у студентов специальности «Психология служебной деятельности», а именно повысил показатели программирования действий, повысил показатели управления своими эмоциями, повысил индекс волевой саморегуляции. Гипотеза о том, что тренинг эмоциональной осознанности повышает показатели саморегуляции у студентов специальности «Психология служебной деятельности», а именно повышает показатели программирования действий, повышает показатели управления своими эмоциями, повышает индекс волевой саморегуляции, подтвердилась.



Список литературы:

  1. Зверков, А.Г. Опросник волевой самоконтроль (ВСК) : характеристика методики / А.Г. Зверков, Е.В. Эйд­ман // Совладающее поведение личности: психодиагностический практикум : учеб. пособие для студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей / [авт.сост. : Л.И. Бершедова, Т.Ю. Морозова, Э.Н. Рычихина, Л.П. Набатникова ; рец. Л.Ю. Овчаренко]. – М., 2018. – С. 151–156. – ISBN 978-5-98422-364-5. – URL: https://resources.mgpu.ru/docfulldescription.php
  2. Контроль поведения как основа саморегуляции / Е.А. Сергиенко // Южно-российский журнал социальных наук. – 2018. – №4. – С. 30-34.
  3. Методы диагностики эмоционального интеллекта. / Ю.А. Кочетова, М.В. Климакова // Современная зарубежная психология. – Том 8. – № 4. – Московский государственный психолого-педагогический университет, 2019.– С. 106-114. – eISSN: 2304-4977. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42210523
  4. Моросанова, В.И. Диагностика саморегуляции человека / В.И. Морсанова, И.Н. Бондаренко – М.: Когито-Центр, 2015. – 304 с. – ISBN 978-5-89353-466-5.
  5. Панкратова, Т.М. Саморегуляция в социальном поведении: учеб. пособие / Т. М. Панкратова. – Ярославль : ЯрГУ, 2011 – 112 с. – ISBN 978-5-8397-0842-6
  6. Эмоциональная осведомленность как профессионально-значимое качество личности психолога / Л.Ф. Асадуллина // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. — 2015. — №21. — С. 39-42.
  7. Эмоциональный интеллект и коммуникативные способности современных студентов / А.И. Полянский, Л.И. Быковская // Горизонты гуманитарного знания. — 2019. — №4. — С. 81-95.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: