» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (69) 2022

Автор: Комарцова Анастасия Васильевна, преподаватель дисциплин профессионального цикла 08.02.03
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Дистанционное обучение онлайн виды, формы, разбор ошибок

Статья просмотрена: 45 раз
Дата публикации: 11.12.2022

УДК 377

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ОНЛАЙН: ВИДЫ, ФОРМЫ, РАЗБОР ОШИБОК

Комарцова Анастасия Васильевна

Тарасенко Надежда Викторовна

Родионова Татьяна Викторовна

преподаватели

ОГАПОУ «Белгородский строительный колледж», г. Белгород

 

Аннотация. В статье рассмотрено понятие дистанционного обучения и ее место в образовании, плюсы и минусы дистанционного обучения, а так же формы и виды дистанционного обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, обучение, проблемы, преимущества, технологии, студент, преподаватель.

 

Проблема внедрения в современную систему обучения интенсивных технологий не теряет своей актуальности прежде всего потому, что практика и работодатели не снижают, а, наоборот, повышают требования к выпускникам учебных заведений.

Причем в настоящее время востребованы не просто документы о высшем или среднем профессиональном образовании, а их подтверждение в виде конкретных компетентностей, включающих практические умения, навыки и готовность их реализовывать. Дистанционное образование позволяет студентам в современных социальных и экономических условиях стать широко образованным человеком, способным гибко перестраивать содержание своей деятельности согласно требованиям стремительно развивающихся технологий.

Дистанционное обучение – совокупность образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя, осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени, на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникаций и телевидения

Дистанционное обучение в корне отличается от традиционных форм обучения. При рассмотрении дистанционного обучения как деятельности, опосредованной компьютерными технологиями, надо отметить, что она характеризуется рядом психологических особенностей по сравнению с традиционными формами обучения.

Использование компьютерных технологий в дистанционном образовании студентов, позволяет совершенствовать его познавательные процессы.

Введение дистанционного образования принципиально меняет ролевые позиции «преподаватель — студент». При традиционной форме обучения преподаватель выступает как интерпретатор знаний. С расширением образовательного пространства функцию интерпретации знаний возлагает на себя студент, а преподаватель — координатором этих знаний. Он консультирует студентов, направляет работу познавательных процессов студента, то есть берет на себя функции сопровождения профессионального становления студента [1 с.50–53].

Популярность дистанционного образования растет, так как у него много преимуществ. Анализ отечественной и зарубежной практики ДО позволяют отметить характерные особенности, присущие ДО:

Гибкость. Обучающиеся не посещают, как правило, регулярных занятий в виде лекций, семинаров, а занимаются в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе. Каждый может учиться столько, сколько ему лично (индивидуально) необходимо для освоения учебного курса, той или иной дисциплины, получения необходимых знаний по выбранной специальности.

Модульность. В основу программ ДО закладывается исключительно модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина (учебный курс), которая освоена обучающимся, адекватна по содержанию определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых (но, конечно, логически взаимосвязанных) учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям. Появляется та уникальная возможность, не свойственная пока традиционным формам получения образования, когда обучаемый формирует для себя практически персонифицированный учебный план, отражающий его индивидуальные предрасположения.

Параллельность. Обучение может проводиться при совмещении с основной профессиональной деятельностью, даже с учебой, т.е. "без отрыва от производства".

Дальнодействие. Расстояние от территориального местонахождения обучающегося до места дислокации образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса.

Асинхронность.  В процессе обучения обучающий и обучаемый могут реализовывать технологию дистанционного обучения независимо от времени, т.е. по удобному для каждого расписанию или графику.

Охват. Или «массовость». Количество обучающихся не является критичным параметром. Они имеют доступ к всевозможным источникам учебной и справочной информации (электронным библиотекам, информационным базам данных), а также могут общаться друг с другом и с преподавателем через телекоммуникационные сети и средства связи.

Рентабельность. Это – высокая экономическая эффективность ДО. Оценка зарубежных и отечественных специалистов показывает, что ДО обходится приблизительно в 1,5–2 раза дешевле других форм получения образования.

Преподаватель. Речь идет о новой роли и специфических функциях преподавателя.

Обучающийся. Точнее, – новая роль и деятельность обучающегося.

Новые информационные технологии. Используются все виды информационных технологий, но преимущественно – новые информационные технологии (компьютеры, компьютерные сети, мультимедиа системы и т.д.).

Социальность. ДО в определенной степени снимает социальную напряженность, обеспечивая равную возможность получения образования, независимо от места и условий проживания и, в определенной мере, – от материальных условий.

Интернациональность. ДО благоприятствует экспорту и импорту образовательных услуг. Перечисленные особенности определяют преимущества ДО перед другими формами получения образования. Одновременно ДО предъявляет определенные специфические требования, как к преподавателю, так и к обучаемому, ни в коем случае не облегчая, а подчас увеличивая трудозатраты и того, и другого.

Дистанционная форма получения образования позволяет:

  • сделать уровни образования доступными для широких слоев населения вне зависимости от места проживания, возрастного ценза условий жизни и работы на основе полного равенства и в зависимости от способностей каждого и, тем самым, реализовать потребности населения в образовательных услугах, а страны в качественно подготовленных специалистах;
  • реализовать важные и конструктивные идеи опережающего и непрерывного образования, быть способной реагировать на постоянно меняющиеся запросы рынка труда;
  • компенсировать сокращение государственного финансирования, усилить международную интеграцию, снять социальную напряженность, повысить социальную и профессиональную мобильность населения;
  • сохранять и приумножать знания, кадровый и материальный потенциал, накопленный отечественной системой образования, полнее использовать педагогический и научный потенциал вузов, эффективно использовать существующие и перспективные средства новых информационных технологий и решить ряд других социально-экономических задач.

Наряду с достоинствами дистанционного обучения остаются актуальными его проблемы:

  • проблема функциональной грамотности пользователей системы дистанционного обучения;
  • проблема качества средств дистанционного обучения (при разработке мультимедийных средств обучения, как правило, акцент делается на технологию программной реализации, а не на психолого-педагогическое и методическое обеспечение процессов учения и преподавания);
  • проблема большинства преподавателей – внедрение инструментов электронного обучения (для современного студента работа с ресурсами и различными инструментами в онлайн совершенно естественна, то для преподавателей – это сложная работа из-за необходимости освоения новых технологий, а также с психологической точки зрения)
  • инертность студентов (неумение и нежелание учиться самостоятельно)
  • стереотипы и установки преподавателей в отношении возможностей дистанционного обучения;
  • недостаточная организационная и познавательная самостоятельность студентов;
  • несвоевременность проверки индивидуальных заданий (выполненные студентами задания «висят» неделями, месяцами в сети)

В ходе дистанционного обучения взаимодействие между слушателями и педагогами (и те и другие могут находиться в совершенно разных местах) осуществляется посредством ИТС, в основном это интернет. Формы организации работы при этом используются следующие:

Синхронное обучение. Осуществляется в режиме реального времени. Весь материал излагается в прямом эфире, студенты могут сразу задавать вопросы, тут же выполняют практические, лабораторные задания. Учителя проводят опросы, проверяют усвоение. Это подходящий формат для вебинаров (с общением в чатах), интернет-трансляций. Здесь задействуется Zoom, Skype и иные онлайн-платформы для дистанционного обучения.

Асинхронное обучение. Весь учебный материал представлен в виде курсов, записанных заранее. Это может быть что угодно: лекции, презентации, видеоролики, текстовые учебные материалы, ссылки на дополнительные источники, задания для закрепления полученных знаний, проверочные тесты.

Различают два типа асинхронного дистанционного обучения:

·                 Автоматизированное. Это когда студент всё делает самостоятельно: разбирается с предоставленными материалами, проходит тестирование (результаты система выдает автоматически) и по итогу получает либо сертификат, либо допуск к следующему разделу курса. На многих сайтах дистанционного обучения всё организовано именно таким образом.

·                 С участием преподавателя (тьютора). То есть в какие-то моменты к процессу в общем групповом чате или через специальный форум подключается учитель, который дает поддержку, отвечает на появившиеся вопросы, проверяет выполнение домашних заданий и т. д. Данный формат очень часто (почти повсеместно) используется в специализированных системах дистанционного обучения (СДО), которыми пользуется большинство вузов либо крупных компаний, предоставляющих дистанционное образование как услугу. Наряду с этим в крупных EdTech-компаниях часто задействуется и другая платформа для дистанционного онлайн-обучения, а именно – Learning Management System (LMS, то есть, система управления обучением).

Смешанная форма. Это формат под названием «Вlended learning», и он тоже бывает двух типов:

  • Когда объединяется синхронность и асинхронность. При подобном подходе комбинируются занятия онлайн (они проводятся по установленному расписанию) и самостоятельная работа с предоставленными цифровыми материалами (время студент выбирает на свое усмотрение).
  • Когда совмещается он- и офлайн. То есть часть курса дается слушателям через интернет, а другая – традиционным способом с непосредственным присутствием в учебных аудиториях.

Второй тип часто берут на вооружение вузы, колледжи, курсы переподготовки или повышения квалификации, составляя для своих слушателей специальные очно-заочные или заочные программы.

Формы дистанционного обучения онлайн

Формы blended learning практикуются разные, и постоянно появляются новые. Как вариант – совместные занятия, которые проводятся в аудитории (для присутствующих в ней студентов) и транслируются онлайн (чтобы могли подключиться те, кто находится дома или в другом учебном заведении).

Получается нечто вроде телемоста. Плюс ведется запись вебинара, которая доступна для просмотров в удобное время тем, кто даже онлайн попасть не смог. Прочие дополнительные материалы тоже предоставляются.

Инструменты дистанционного обучения онлайн

Удаленное обучение становится сильным соперником для очного именно благодаря технологиям. Последовательность самого хода получения знаний остается прежней: изучение теории, практические занятия, контроль. На каждом из этапов задействуется свой инструментарий для организации процесса обучения:

Донесение до слушателей теоретического материала. Ознакомление с теорией при дистанционном онлайн-обучении возможно с самых разных устройств, в любом формате (на выбор пользователя). Кто-то совмещает разные способы или чередует их. Доступ к материалам по той или иной дисциплине (которая обычно представлена в виде электронного курса, рассчитанного на семестр) студенты (ученики, курсанты) получают через личный кабинет. Есть библиотека, где открыты для скачивания дополнительные материалы.

Что включает в себя электронный курс? Это полноценный комплекс академической информации (по той или иной дисциплине), представленный в форме учебников, методичек, наглядных пособий. Слушатель просто открывает нужную тему, а дальше действует по инструкциям.

Вот какие материалы может включать в себя электронный курс:

  • Лекция, записанная и смонтированная на видео (бывает и аудиоформат, то есть просто начитка). По сути – обычная, как и при очном обучении, однако более ёмкая, целенаправленная. Всё, что говорит преподаватель, сопровождается субтитрами. Плюс есть виртуальная доска, на которой лектор разбирает решение задач, приводит примеры и т. п.
  • Лекция онлайн (с телеприсутствием). Преподаватель ведет урок, возможно, даже на очной паре, а те, кто не присутствуют в аудитории, подключаются к занятию посредством ПК, камеры, микрофона.
  • Автовебинары. То есть разновидность веб-конференции по определенной тематике в записи. Такие вебинары можно просматривать, когда удобно, но взаимодействия между лектором и слушателями нет.
  • Скринкасты. Это когда выполняемые (и параллельно комментируемые) на экране компьютера действия демонстрируются в записи. Отличный вариант для обучения работе с программами, для демонстрации решения задач и т. п.
  • Презентации в формате мультимедиа. Это текстовые слайды, картинки, видеофайлы, инфографика, конспекты лекций. Здесь применяются и интерактивные элементы.
  • Учебники и пособия в электронном виде, текстовые монографии.

Практическое закрепление полученных теоретических навыков

Теорию непременно необходимо научиться применять на практике. Это осуществляется в ходе выполнения академических заданий. Вместо традиционных лабораторных, семинаров и практикумов в дистанционном онлайн-обучении задействуются:

  • Вебинары. Пожалуй, наиболее популярная среди прочих технология синхронного удаленного обучения. Для проведения урока подключается специальная вебинарная комната, в которой присутствует и преподаватель (он ведет занятие), и все студенты (они общаются, отвечают на вопросы, выполняют задания). В данном формате удобно проводить семинары, тренинги, опросы, беседы, практикумы.
  • Интерактивные программы, а именно: симуляторы, тренажеры, виртуальные лабораторные, кабинеты virtual reality. Всё это позволяет без специального оборудования в удаленном режиме ставить опыты, вести испытания, отрабатывать какие-то навыки. С помощью таких программ вряд ли можно научиться делать сложные медицинские операции, но реализовывать какие-то инженерные решения, просчитывать риски – вполне.
  • Телеконференции. Тут применяется многоканальная связь. Подходит для творческих проектов, видеоигр, реализации кейсов.
  • Конференции в аудиоформате. Так можно проводить уроки-обсуждения, консультации, семинары. В пандемию конференции стали особенно востребованным инструментом во многих вузах. В самом начале преподаватель здоровается с группой, смотрит, кто присутствует на уроке, а дальше переходит на голосовую связь без видео.
  • Практические занятия через чат. В ходе такого урока обсуждается предложенный преподавателем проект или задание, слушатели могут задавать вопросы, предлагать варианты решений.
  • Занятия на форуме. Данный формат похож на предыдущий, но здесь возможности шире. Можно создавать отдельные группы для разных проектов или заданий соревновательного типа, прикреплять к обсуждениям любые файлы.
  • Консультации в Скайп, Зум. Их можно проводить по заранее составленному расписанию либо специально перед сессиями, или промежуточные в рамках научно-исследовательских проектов.

Контроль усвоения материала

Полученные знания необходимо закреплять либо проверять, насколько они усвоены. В ходе дистанционного онлайн-обучения контроль осуществляется тремя способами:

  • периодически по пройденным темам;
  • на сессиях в конце каждого семестра;
  • посредством написания научно-исследовательских работ.

Различают внутренний контроль, когда выводы делаются по тому, как студенты справляются с домашними заданиями, решением задач, контрольными и самостоятельными работами, рефератами, эссе (форма сдачи – тест либо в письменном виде).

Есть еще итоговый контроль. Это сдача экзаменов и зачетов в ходе сессий, к которым нужно еще получить допуск, доказав свою успеваемость. На некоторых онлайн-платформах для дистанционного обучения встроены индикаторы активности, по которым можно отслеживать, какие материалы и сколько времени студент изучал. Для тестов составляется расписание, время их прохождения ограничено, число попыток — тоже.

Контроль усвоения материала

Курсовые и дипломные работы пишутся самостоятельно (как и на очном обучении) при поддержке научного руководителя. Студент сам всё оформляет. Готовую курсовую работу следует отправить на проверку, а диплом нужно защитить (очно либо по видеосвязи).

Исследовательские проекты обсуждаются на веб-консультациях с научным руководителем.

В основном контроль при дистанционном обучении осуществляется с помощью тестов. А чтобы проверка получалась углубленной и максимально точной, в них задействуются разветвленные программы, которые нельзя как-то запутать и перехитрить. Тесты простых форм тоже активно используются. Это закрытые вопросники с разным числом вариантов ответа, задания на определение соответствия, последовательности, дополнений.



Список литературы:

  1. Андреев, А. А., Дистанционное обучение: сущность, технология, оргнизация [Текст] : учеб. пособие / А. А. Андреев, В. И. Солдатин. – М. : МЭСИ, 1999. – 193 с.
  2. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов [Текст] : учеб. пособие / М. Б. Лебедева [и др.]. – СПб. : БХВ-Петербург, 2010. – 329 с.
  3. Поляков И. В. Современные дистанционные занятия как наиболее популярный способ самообразования // Конференциум асоу: сборник научных трудов и материалов научно-практических конфиренций. – 2017. – №1.
  4. Сорокина Л. В. «Плюсы» и «Минусы» дистанционной и кредитной технологии обучения / Статистика, учет и аудит. – 2012. – Т.2. – №45.
  5. Хуторский А. В. Типы учебных взаимодействий в дистанционном профильном обучении / А. В. Хуторский, Г. М. Кулешова, Е. В. Шерстова // Центр дистанционного образования «Эйдос». – 2015. - №1. – С. 14-18


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: