» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Декабрь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (69) 2022
Автор: Гаськов Иван Денисович, студент
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Влияние просмотра фильма «По соображениям совести» на мотивацию студентов-психологов призывного возраста
Дата публикации: 11.12.2022
УДК 001
ВЛИЯНИЕПРОСМОТРА ФИЛЬМА
«ПО СООБРАЖЕНИЯМ СОВЕСТИ» НА МОТИВАЦИЮ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ ПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА
ГаськовИванДенисович
студент факультета психологии и педагогики
Новокузнецкий институт (филиал) федерального
государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
Е.В. Дворцова
доцент кафедры ПиОП КГПИ КемГУ, канд. психол. наук, доцент
«Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк
Аннотация. В
данной статье анализируется, как просмотр фильма
«По соображениям совести» влияет на мотивацию студентов-психологов призывного
возраста. Данная тема всегда будет актуальной для учащихся вузов, а
данные, полученные в ходе эмпирического исследования, могут использоваться в мотивирующих целях студентов вуза.
Ключевые слова: мотивация, студенты, военная служба, мотивационные
состояния.
Сегодня в мире происходят глобальные
преобразования, которые не обошли стороной и Россию. Происходящие перемены
повлияли на все сферы жизни человека: вместе с реформированием в
социально-политической и экономической области происходят изменения и в
Российской армии. Военная реформа, активно проводимая в России, приносит
положительные изменения: улучшилось статусное положение военнослужащих, уровень
их благосостояния и социального самочувствия, улучшилось
материально-техническое обеспечение армии. Но, вместе с положительными
изменениями, остаётся ряд проблем, требующих разрешения.
Учитывая последние военные события, происходящие
в мире, на Вооруженные силы оказывается серьезное воздействие, тем самым,
предъявляя особые требования к адаптационному потенциалу будущего солдата, его
индивидуально-личностным характеристикам. У призывников происходит изменение статусно-ролевого положения, повышаются физические,
эмоциональные и информационные нагрузки, появляется состояние неопределенности
и растерянности, связанные с отсутствием профессиональных знаний, умений и
навыков, преобладанием отрицательных эмоций и пониженного фона настроения,
разлукой с родными людьми и привычным окружением. Важным является то, что
психологическая готовность к военной службе носит социально обусловленный
характер и определяется степенью включенности самих призывников в деятельность,
которая приводит к образованию необходимо важных воинских качеств.
Поэтому необходимым становится разработка
комплекса мероприятий, направленных на психологическое сопровождение лиц,
призывного возраста с учетом их личностных особенностей, социально-демографических
факторов, а также на формирования у призывников осознанного и позитивного
образа Вооруженных Сил Российской Федерации.
Цель:исследовать
влияния фильма «По соображениям совести» на мотивацию у студентов-психологов призывного возраста.
Задачи
исследования:
- Проанализировать понятие мотивация в научной литературе.
- Проанализировать в научной литературе разработанность проблемы влияния фильмов на мотивацию студентов.
- Описать этапы, обосновать выборку, подобрать методы и методики исследования.
- Разработать эксперимент по исследованию влияния просмотра фильма «По соображениям совести» на мотивацию студентов-психологов призывного возраста.
- Провести первичную диагностику мотивации у студентов-психологов призывного возраста в экспериментальной и контрольной группах.
- После просмотра фильма провести вторичную диагностику мотивации у студентов-психологов призывного возрастав экспериментальной и контрольной группах.
- Выявить влияние просмотра фильма «По соображениям совести» на мотивацию студентов-психологов призывного возраста.
Практическая
значимостьполученные
результаты могут быть использованы психологами в разработке
рекомендаций по сопровождению формирования мотивации к службе в армии для
призывников. На основе полученных данных можно создать специальные
программы, обеспечивающие поддержание положительного отношения к военной службе, а также дать более ясное понятие коллективу вуза, как
вести себя со студентами, подлежащими военной службе.
В сoвременной психологической науке накоплен достаточно
обширный теоретический и прaктический мaтериал о пoнятии мотивации,
видах и сoдержании, структуре и условиях, влияющих на
динaмику, длительность и устойчивость её проявлений.
Пoнятие «мотивация» широкo используется в психoлогической
литературе, однако интерпретируется авторами по-разному. Пoнятие «мотивация» используется для описания и
изучения разных сoстояний, намерений человека и его
способностей, поэтому определяется как многоаспектное и интегративное.
Как психологическое явление,
«мотивация» стала предметом исследования в рамках экспериментальной психологии,
благодаря работам представителям Вюрцбургской школы Н.Аха, К.Бюлера, О.Кульпе, немецких психологов Г.Мюллера, Т.Шумана, Г.Фехнера, французского психолога Ж.Пиаже. В дальнейшем
проблема готовности к деятельности нашла отражение в исследованиях установки в
школе Д.Н.Узнадзе и социальной установки (аттитюда) в зарубежной социальной психологии [1].
Д. Майерс
рассматривает установку как благоприятную или неблагоприятную оценочную реакцию
на что-либо или на кого-либо, которая выражается во мнениях, чувствах и
целенаправленном поведении [2].
Проблемы мотивации нашли свое
отражение и получили дальнейшее развитие в теории и практике психологической
подготовки к прохождению военной службы, прежде всего в тех отраслях
психологических знаний, которые изучают деятельность человека в особых,
напряженных условиях. Исследованием данной проблемы
занимались военные психологи В.И. Варваров, А.Д. Глоточкин,
М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, М.П. Коробейников,
П.А. Корчемный, Л.Н. Кузнецов, А.М. Столяренко, В.Т. Юсов [3][7], которые при анализе процесса
психологической подготовки военнослужащих, учитывали специфику особенностей деятельности
видов Вооруженных Сил, родов войск и воинских специальностей. Также
проблема психологической готовности к прохождению обязательной военной службы
затрагивается в работах В. Г. Белова, B. C. Горбунова, В. Н. Лоскутова, М. Н.
Попова, В. Е. Талынева, М. И. Томчука,
И. Б. Ушакова, П. М. Шалимова и других.
М.В. Ефимов, под мотивацией к
военной службе понимает сoстояние,
предшествующее определенным действиям, при кoтором
возможности человека, кoцентрирующиеся в нем, достигaют высшей степени, а также набор профессиoнально
вaжных личнoстных кaчеств, знаний, умений и навыков, которые способствуют
наступлению тaкого сoстояния
и успешного прoхождения военной службы [4].
Мы,
вслед за М.И. Томчуком, считаем, что общая мотивация
к службе в армии выступает следствием синтеза социально-психологической, эмоционально-волевой и военно-профессиональной
готовности. [5].
Важным моментом мотивации к военной службе является то, что она носит социально
обусловленный характер и определяется степенью включенности самих призывников в
деятельность, объективно приводящую к формированию необходимых воинских
качеств.
Следует отметить, что мотивация
к военной службе проявляется не только перед выполнением, но и в ходе работы, и
при завершении задач, связанных с воинским трудом, имеет сложную динамическую
структуру, включающую совокупность эмоциональных, волевых, мотивационных,
интеллектуальных свойств, состояний психики человека в их соотношении с
внешними ситуационными условиями и предстоящими задачами.
Анализ психологической
литературы по вопросу «мотивация к службе в Вооруженных силах РФ», позволяет
нам сделать следующие выводы:
- общая мотивация к службе в
армии представляет собой взаимосвязь социально-психологической,
эмоционально-волевой и военно-профессиональной готовности. Важным моментом
психологической готовности к военной службе является то, что она носит
социально обусловленный характер и определяется степенью включенности самих
призывников в деятельность, что способствует формированию необходимых воинских
качеств. Также в основу мотивации входят несколько ведущих
тенденций, которые пронизывают все уровни этой личности: биологически определенные,
показывающие его характерологическую структуру; морально-нравственные устои, от
которых зависит процесс адаптации к новым жизненным условиям; сфера интересов и
социальная активность, склонность к определенной профессии, сформированное
положительное представление о ней и готовность включиться в деятельность [6].
Рекомендации
- Для большей информативности следует использовать методики, в которых подразумевается деление результатов по шкалам;
- Исследовать влияние просмотра других фильмов на мотивацию студентов;
- Следить за контролем внешней среды и иных факторов, которые могут влиять на мотивацию студентов. Например, просмотр фильмов иного жанра (драма, мелодрама);
- Провести эксперимент в условиях трудовой или досуговой деятельности; Рекомендации для преподавателей и администрации вузов по повышению мотивации у студентов:
- Отслеживать психологическое и эмоциональное состояние студентов с целью выявления их общего состояния, а также его коррекции;
- Организовать студентам индивидуальные и групповые психологические консультации;
- Следить за соблюдением оптимального режима учебы и отдыха студентов.
Список литературы:
- Попов А.И. Понятие установки в зарубежной и отечественной психологии [Текст / А.П. Попов// Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки.- №4.- 2016.- С.67-71.
- Павлов Н.В мотивация выпускников вузов [Текст]и/Н.В.Павлов// Россия и мир: столкновение цивилизаций в XXI веке: 2016. –С.72.
- Ефимов, М.В. Исследование влияния формирования эмоционального компонента психологической готовности на успешность воинского труда и адаптацию к военной службе (на примере солдат молодого пополнения) / М.В. Ефимов // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 10. – С. 309-317.
- Приймак Е.Н. Психологическое сопровождение военнослужащих на этапе социализации в рядах Вооружѐнных сил: методические рекомендации / Е. Н. Приймак. – М.: КРЕДО, 2015. – С 28.
- Поляков С. П. Модернизация педагогической системы подготовки молодежи к военной службе в Российской Федерации [Текст]/ С.П. Поляков// – М., 2010. – С.12.
Комментарии: