» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (69) 2022

Автор: Гаськов Иван Денисович, студент
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Влияние просмотра фильма «По соображениям совести» на мотивацию студентов-психологов призывного возраста

Статья просмотрена: 90 раз
Дата публикации: 11.12.2022

УДК 001

ВЛИЯНИЕПРОСМОТРА ФИЛЬМА «ПО СООБРАЖЕНИЯМ СОВЕСТИ» НА МОТИВАЦИЮ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ ПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА

ГаськовИванДенисович

студент факультета психологии и педагогики

Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

Е.В. Дворцова

доцент кафедры ПиОП КГПИ КемГУ, канд. психол. наук, доцент

«Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк

 

Аннотация. В данной статье анализируется, как просмотр фильма «По соображениям совести» влияет на мотивацию студентов-психологов призывного возраста. Данная тема всегда будет актуальной для учащихся вузов, а данные, полученные в ходе эмпирического исследования, могут использоваться в мотивирующих целях студентов вуза.

Ключевые слова: мотивация, студенты, военная служба, мотивационные состояния.

 

Сегодня в мире происходят глобальные преобразования, которые не обошли стороной и Россию. Происходящие перемены повлияли на все сферы жизни человека: вместе с реформированием в социально-политической и экономической области происходят изменения и в Российской армии. Военная реформа, активно проводимая в России, приносит положительные изменения: улучшилось статусное положение военнослужащих, уровень их благосостояния и социального самочувствия, улучшилось материально-техническое обеспечение армии. Но, вместе с положительными изменениями, остаётся ряд проблем, требующих разрешения.

Учитывая последние военные события, происходящие в мире, на Вооруженные силы оказывается серьезное воздействие, тем самым, предъявляя особые требования к адаптационному потенциалу будущего солдата, его индивидуально-личностным характеристикам. У призывников происходит изменение статусно-ролевого положения, повышаются физические, эмоциональные и информационные нагрузки, появляется состояние неопределенности и растерянности, связанные с отсутствием профессиональных знаний, умений и навыков, преобладанием отрицательных эмоций и пониженного фона настроения, разлукой с родными людьми и привычным окружением. Важным является то, что психологическая готовность к военной службе носит социально обусловленный характер и определяется степенью включенности самих призывников в деятельность, которая приводит к образованию необходимо важных воинских качеств.

Поэтому необходимым становится разработка комплекса мероприятий, направленных на психологическое сопровождение лиц, призывного возраста с учетом их личностных особенностей, социально-демографических факторов, а также на формирования у призывников осознанного и позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации.

Цель:исследовать влияния фильма «По соображениям совести» на мотивацию у студентов-психологов призывного возраста.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать понятие мотивация в научной литературе.
  2. Проанализировать в научной литературе разработанность проблемы влияния фильмов на мотивацию студентов.
  3. Описать этапы, обосновать выборку, подобрать методы и методики исследования.
  4. Разработать эксперимент по исследованию влияния просмотра фильма «По соображениям совести» на мотивацию студентов-психологов призывного возраста.
  5. Провести первичную диагностику мотивации у студентов-психологов призывного возраста в экспериментальной и контрольной группах.
  6. После просмотра фильма провести вторичную диагностику мотивации у студентов-психологов призывного возрастав экспериментальной и контрольной группах.
  7. Выявить влияние просмотра фильма «По соображениям совести» на мотивацию студентов-психологов призывного возраста.

Практическая значимостьполученные результаты могут быть использованы психологами в разработке рекомендаций по сопровождению формирования мотивации к службе в армии для призывников. На основе полученных данных можно создать специальные программы, обеспечивающие поддержание положительного отношения к военной службе, а также дать более ясное понятие коллективу вуза, как вести себя со студентами, подлежащими военной службе.

В сoвременной психологической науке накоплен достаточно обширный теоретический и прaктический мaтериал о пoнятии мотивации, видах и сoдержании, структуре и условиях, влияющих на динaмику, длительность и устойчивость её проявлений.

Пoнятие «мотивация» широкo используется в психoлогической литературе, однако интерпретируется авторами по-разному. Пoнятие «мотивация» используется для описания и изучения разных сoстояний, намерений человека и его способностей, поэтому определяется как многоаспектное и интегративное.

Как психологическое явление, «мотивация» стала предметом исследования в рамках экспериментальной психологии, благодаря работам представителям Вюрцбургской школы Н.Аха, К.Бюлера, О.Кульпе, немецких психологов Г.Мюллера, Т.Шумана, Г.Фехнера, французского психолога Ж.Пиаже. В дальнейшем проблема готовности к деятельности нашла отражение в исследованиях установки в школе Д.Н.Узнадзе и социальной установки (аттитюда) в зарубежной социальной психологии [1].

Д. Майерс рассматривает установку как благоприятную или неблагоприятную оценочную реакцию на что-либо или на кого-либо, которая выражается во мнениях, чувствах и целенаправленном поведении [2].

Проблемы мотивации нашли свое отражение и получили дальнейшее развитие в теории и практике психологической подготовки к прохождению военной службы, прежде всего в тех отраслях психологических знаний, которые изучают деятельность человека в особых, напряженных условиях. Исследованием данной проблемы занимались военные психологи В.И. Варваров, А.Д. Глоточкин, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, М.П. Коробейников, П.А. Корчемный, Л.Н. Кузнецов, А.М. Столяренко, В.Т. Юсов [3][7], которые при анализе процесса психологической подготовки военнослужащих, учитывали специфику особенностей деятельности видов Вооруженных Сил, родов войск и воинских специальностей. Также проблема психологической готовности к прохождению обязательной военной службы затрагивается в работах В. Г. Белова, B. C. Горбунова, В. Н. Лоскутова, М. Н. Попова, В. Е. Талынева, М. И. Томчука, И. Б. Ушакова, П. М. Шалимова и других.

М.В. Ефимов, под мотивацией к военной службе понимает сoстояние, предшествующее определенным действиям, при кoтором возможности человека, кoцентрирующиеся в нем, достигaют высшей степени, а также набор профессиoнально вaжных личнoстных кaчеств, знаний, умений и навыков, которые способствуют наступлению тaкого сoстояния и успешного прoхождения военной службы [4].

Мы, вслед за М.И. Томчуком, считаем, что общая мотивация к службе в армии выступает следствием синтеза социально-психологической, эмоционально-волевой и военно-профессиональной готовности. [5]. Важным моментом мотивации к военной службе является то, что она носит социально обусловленный характер и определяется степенью включенности самих призывников в деятельность, объективно приводящую к формированию необходимых воинских качеств.

Следует отметить, что мотивация к военной службе проявляется не только перед выполнением, но и в ходе работы, и при завершении задач, связанных с воинским трудом, имеет сложную динамическую структуру, включающую совокупность эмоциональных, волевых, мотивационных, интеллектуальных свойств, состояний психики человека в их соотношении с внешними ситуационными условиями и предстоящими задачами.

Анализ психологической литературы по вопросу «мотивация к службе в Вооруженных силах РФ», позволяет нам сделать следующие выводы:

- общая мотивация к службе в армии представляет собой взаимосвязь социально-психологической, эмоционально-волевой и военно-профессиональной готовности. Важным моментом психологической готовности к военной службе является то, что она носит социально обусловленный характер и определяется степенью включенности самих призывников в деятельность, что способствует формированию необходимых воинских качеств. Также в основу мотивации входят несколько ведущих тенденций, которые пронизывают все уровни этой личности: биологически определенные, показывающие его характерологическую структуру; морально-нравственные устои, от которых зависит процесс адаптации к новым жизненным условиям; сфера интересов и социальная активность, склонность к определенной профессии, сформированное положительное представление о ней и готовность включиться в деятельность [6].

Рекомендации

  1. Для большей информативности следует использовать методики, в которых подразумевается деление результатов по шкалам;
  2. Исследовать влияние просмотра других фильмов на мотивацию студентов;
  3. Следить за контролем внешней среды и иных факторов, которые могут влиять на мотивацию студентов. Например, просмотр фильмов иного жанра (драма, мелодрама);
  4. Провести эксперимент в условиях трудовой или досуговой деятельности; Рекомендации для преподавателей и администрации вузов по повышению мотивации у студентов:
  5. Отслеживать психологическое и эмоциональное состояние студентов с целью выявления их общего состояния, а также его коррекции;
  6. Организовать студентам индивидуальные и групповые психологические консультации;
  7. Следить за соблюдением оптимального режима учебы и отдыха студентов.


Список литературы:

  1. Попов А.И. Понятие установки в зарубежной и отечественной психологии [Текст / А.П. Попов// Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки.- №4.- 2016.- С.67-71.
  2. Павлов Н.В мотивация выпускников вузов [Текст]и/Н.В.Павлов// Россия и мир: столкновение цивилизаций в XXI веке: 2016. –С.72.
  3. Ефимов, М.В. Исследование влияния формирования эмоционального компонента психологической готовности на успешность воинского труда и адаптацию к военной службе (на примере солдат молодого пополнения) / М.В. Ефимов // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 10. – С. 309-317.
  4. Приймак Е.Н. Психологическое сопровождение военнослужащих на этапе социализации в рядах Вооружѐнных сил: методические рекомендации / Е. Н. Приймак. – М.: КРЕДО, 2015. – С 28.
  5. Поляков С. П. Модернизация педагогической системы подготовки молодежи к военной службе в Российской Федерации [Текст]/ С.П. Поляков// – М., 2010. – С.12.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: