» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (69) 2022
Автор: Корин Дмитрий Григорьевич , Студент
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Проблемные аспекты отнесения сведений к государственной тайне в Российской Федерации
Дата публикации: 11.12.2022
ПРОБЛЕМНЫЕ
АСПЕКТЫ ОТНЕСЕНИЯ СВЕДЕНИЙ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Корин
Дмитрий Григорьевич
студент
ПФ ФГБОУВО «РГУП», г. Нижний
Новгород
Аннотация.
В
настоящей статье рассматриваются проблемные аспекты сведений составляющих
государственную тайну.
Ключевые
слова: государственная тайна, секретность, конфиденциальность,
разглашение сведений, составляющих государственную тайну.
В соответствии с действующим законодательством
государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его
военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной,
контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение
которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации[1].
Государственная
тайна включает в себя наиболее важные сведения и данные, распространение
которых угрожает основным интересам государства.
Государственная тайна подпадает под сферу
деятельность Федерального закона «Об информации, информационных
технологиях и защите информации»[2].
Данным законом регламентированы меры по
защите государственной тайны, а также принципы причисления информации к
государственной тайне и ее категории.
Допуск
к государственной тайне проводится для предоставления доступа к секретной информации
для граждан или предприятий.
Документ
с государственной тайной обладает грифом секретности, то есть содержит
реквизиты, которые указывают на уровень секретной информации. Существует три
уровня секретности: особой важности; совершенно секретно; секретно.
Необходимо
относить к государственно тайне сведения о: расположение воинских частей, их
вооруженность и боевая готовность, сведения макроэкономических показателей, об
инновационных разработках, о незапатентованных открытиях, о планах экономического
развития на ближайшие годы, внешнеэкономическая и внешнеполитическая
деятельность, о планах и аналитике по внешне мировым позициям о силе различных
государств, об особо разыскиваемых лицах, о безопасности первых лиц
государства, о свидетелях по особо важным делам, о различных
мерах и мероприятиях и планируемых масштабных операциях по противодействию
терроризму и т.д.
Отнесение
сведений к государственной тайне - процесс, во время которого вводят
ограничения на распространение, использование и доступ данных, которые можно
отнести к одному из трех уровней секретности.
Процесс
отнесения данных осуществляется, на основании следующих принципов законность,
обоснованность и своевременность, при этом все три принципа должны быть
соблюдены.
Принцип законности заключается в соответствии
секретных их перечню в Федеральном законе «О государственной тайне», а также
перечню сведений, которые не относятся к государственной тайне и не подлежат
засекречиванию[1].
Принцип
обоснованности - необходимость засекречивания данных в целях соблюдения
интересов государства. Он заключается в экспертной оценке, которая выявляет
целесообразность засекречивания данных сведений.
Принцип
своевременности сводится к установлению ограничений на распространение сведений
с момента их получения. Невозможно отнести общеизвестную и обнародованную
информацию к государственной тайне.
С целью
установления нарушений в области защиты информации,
необходимо наличие определенных условий, которые угрожают безопасности
информации, это может быть как несанкционированный доступ, несоблюдение
требований законодательства, распространение, не предоставление информации,
копирование, уничтожение, модификация, блокирование и другие действия.
Государственная тайна представляет собой
явление, которое необходимо для защиты интересов государства и общества в
целом, но при этом достаточно противоречиво.
Нормативно
правовые акты, регламентирующие государственную тайну на
территории Российской Федерации находятся на грани между закрытостью и
засекречиванием информации и обеспечением свободного доступа к важной
информации для жизни и здоровья общества.
Конституционным,
уголовным, гражданским и административным законодательством предусмотрено с
одной стороны достаточное количество средств и способов, которые направлены на
гражданина в случае ответственного подхода к выполнению установленных законом
требований, а также усиление, развитие данной области только улучшит
общественные отношения в целом.
На
сегодняшний день требуется усиление системообразующей
роли закона о государственной тайне, уточнения условий определения информации к
государственной тайне.
Государственная
тайна не должна быть обычным явлением, засекречивание информации должно
происходить по действительно важным причинам. Из-за большого массива секретной
информации невозможно своевременно и в полной мере привлечь к ответственности
за нарушение правил. Такое количество секретной информации позволяет органам
государственной власти засекречивать информацию, которая не должна быть
секретна.
В
уголовно-правовых составляющих государственной тайны отсутствует строгая
система ответственности за нарушение принятых норм. Необходимо учитывать
насколько законно или незаконно гражданин получил сведения о государственной
тайне, опасность разглашения и умышленно ли он совершил преступление. При
принятии решения суд пытается опираться на эти факторы, но четкое
их выделения в законодательстве отсутствует.
На
основании вышеизложенного, необходимо с целью улучшения ситуации ограничить
круг секретных сведений, улучшить охрану государственной тайны и не относить
законодательство о государственной тайне к административному праву.
Институт
государственной тайны отображает сущность отношения государства к личности и
обществу в целом, он не должен мешать свободному и безопасному функционированию
граждан и экономической системы.
Список литературы:
- Закон РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 04.08.2022) // Российская газета, 1993. – № 182.
- Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2006. - № 31 (ч. I). – Ст. – 3448.
Комментарии: