» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Декабрь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (69) 2022
Автор: Сейдахмет Далида Нурланкызы , Студент магистратуры
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Особенности реализации и основные новации электронного правосудия в системе арбитражных судов Казахстана
Дата публикации: 11.12.2022
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ И ОСНОВНЫЕ
НОВАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВОСУДИЯ В СИСТЕМЕ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ КАЗАХСТАНА
Сейдахмет Далида Нұрланқызы
студент
магистратуры
Университет
имени Сулеймана Демиреля, Казахстан, г. Каскелен
Аннотация. В
данной статье анализируется основные проблемы невозможности полного перехода
системы казахстанских арбитражных судов к цифровизации, выявляются перспективы
дальнейшей авторизации технических сервисов в данном звене судебной системы.
Проводится оценка порядка применения арбитражными судами Казахстана механизма
практического применения системы электронного правосудия, также проводится
исследование функциональных признаков отдельных, действующих в настоящее время
цифровых сервисов. Помимо всего этого в статье рассматриваются правовые аспекты
перевода судебных заседаний арбитражных судов в цифровой формат в условиях
пандемии коронавируса, плюсы и минусы внедрения
данного вида судопроизводства. Поднимая проблему выработки
основных направлений развития электронного правосудия и перспектив его
применения в будущем для системы арбитражных судов Казахстана в статье
обращается внимание на опыт зарубежных стран.
Ключевые слова:
электронное правосудие, система арбитражных судов, цифровизация, онлайн-сервис и др.
В настоящее время многие развитые правовые государства
напрямую связывают функционирование судебной ветви власти с цифровизацией
как общего, так и специального порядка рассмотрения и разрешения отдельных
категорий юридических споров. В этом отношении особого
внимания заслуживает модель так называемого «электронного правосудия», целью
которого является обеспечение абсолютной прозрачности, точности и открытости
как самого процесса реализации правосудия судами, так и последующего процесса
исполнения вынесенного по конкретному делу судебного акта, и как следствие,
всеобщее повышение уровня эффективности правовой деятельности судов и
исполнительных органов власти, уполномоченных к принудительному исполнению
актов судебных решений.
Cтоит отметить, что с 2005 года
хозяйственные споры между компаниями решали в рамках 2-х законов: «О
международном коммерческом арбитраже» и «О третейских судах». В 2016 году был
принят закон «Об арбитраже», который объединил в себя эти два закона [1].
Система казахстанских судов в целом и арбитражные суды в
отдельности, всегда поддерживали разработки и проведении политики использования
различных информационно-коммуникационных технических системных установок и иных
цифровых решений в профессиональной деятельности участников процесса. В
условиях обострившейся критическим образом пандемии коронавирусной
инфекции COVID-19, очевидной стала проблема срочного перехода на удаленный
формат дистанционного режима практической деятельности судов по осуществлению
правосудия, и необходимости разработки инноваций технических систем и процессов,
удобных и упрощающих строгий процессуальный порядок разрешения споров
арбитражными судами.
В этом отношении необходимо отметить, что арбитражные суды
всегда выделялись новаторскими качествами в области применения в своей
деятельности средств информационно-технического обслуживания в форме различных онлайн-сервисов и иных программных комплексов.
Иски по дела могут быть поданы онлайн
через электронную систему арбитража eJustice.
Судебные споры возможно разрешить при помощи аудио и
видео технологий, а также посредством электронного обмена документами. Сторонам
спора нет необходимости покидать свои дома, чтобы получить доступ к правосудию.
eJustice - это специальная система разрешения
коммерческих споров онлайн. Она позволяет подать иск
в арбитражный суд. Судьи, арбитры, клиенты, кейс-менеджеры
могут участвовать в рассмотрении иска из разных точек земного шара и не тратить
время и деньги на перелет.
Однако, наряду с данной широко
используемой цифровой системой, в деятельности арбитражных судов в период
всеобщей изоляции на фоне мировой пандемии коронавирусной
инфекции, программистами были разработаны и введены дополнительные
вспомогательные информационные системы для участников арбитражного
судопроизводства, которые используются вплоть до настоящего времени и позволяют
знакомиться с информацией по конкретным делам удаленно [2, с. 7].
Таким образом, все вышеназванные системные разработки широко
используются в процессе осуществления правосудия как
самими арбитражными судами, так и их пользователями, что, в свою очередь,
говорит о широком распространении цифровизации в деятельности судов и
однозначном переходе к системе электронного отправления правосудия.
Поднимая проблему выработки основных
направлений развития электронного правосудия и перспектив его применения в
будущем для системы арбитражных судов Казахстана, необходимо отметить, что
порядок развития цифровых технологий нельзя определить прямо без
соответствующего опыта внедрения подобных технологических процессов в иных
государствах, вследствие чего обсуждение этого вопроса без обращения к практике
зарубежных стран просто невозможно.
Основным направлением развития в данной сфере является
автоматизированное рассмотрение отдельных категорий гражданских дел
арбитражными судами. Подобные системы ранее уже были введены и активно
используются сейчас во многих зарубежных правопорядках вроде Австралии, Канады
и Китая [3, c. 109].
Представив подобную схему абсолютного автоматизированного
осуществления правосудия, можно предположить примерный порядок рассмотрения
арбитражными судами гражданских дел:
- Направление лицом необходимых документов в электронном формате на адресную почту канцелярии соответствующего арбитражного суда.
- Проверка арбитражным судом верности и правильности заполнения представленных документов, и направление на почту соответствующего лица уведомления о принятии либо об отказе искового заявления, заявления к производству арбитражного суда.
- Направление другой стороной дела ответа (отзыва) на выдвинутые требования в электронной форме на почту канцелярии арбитражного суда и автоматическая рассылка такого ответа иной стороне дела и иным лицам, участвующим в процессе.
- Вынесение арбитражным судом судебного решения по делу без вызова сторон спора и автоматическая рассылка в электронном формате копий такого решения.
Конечно же, данный порядок представлен в наиболее упрощенном
виде, однако, аналогичным образом возможен процесс рассмотрения арбитражными
судами апелляционных и даже кассационных жалоб, представлений.
В любом случае, для воплощения в жизнь данного направления,
необходима немедленная корректировка составляющей доли элементов системы
электронного правосудия. В частности, это в первую очередь касается и механизма
электронного документооборота, к которому казахстанские арбитражные суды и их
пользователи еще не перешли в полном объеме [4, c. 44].
Следующим шагом можно выделить переход к полному рассмотрению
всех категорий гражданских дел в автоматизированном режиме, без
непосредственного вывоза участников процесса в здание суда. Эта проблема
напрямую связана с проблемой необходимости увеличения дел упрощенного и
приказного производства в деятельности арбитражных судов. Здесь речь идет не о
полном отказе от судей и судебных составов, а именно о переводе отдельных
категорий дел в режим онлайн-судов. К слову, такая
практика широко распространена в Китае. Причем спецификой рассмотрения дел онлайн-судами Китая является то, что в таком формате они
рассматривают непосредственно лишь киберправонарушения
и киберпреступления, произошедшие на просторах сети
Интернет [5, c. 3].
Другим важным шагом в направлении развития цифровых
технологий в деятельности арбитражных судов является доработка уже имеющихся
систем информационно-коммуникационных средств, способствующих осуществлению
правосудия.
Также необходимым является разработка и внедрение
специализированных систем распознавания голоса и лица для обеспечения
правосудия слабослышащим и слабовидящим гражданам.
Однако, несмотря на все преимущества и возможности
судопроизводства путем использований онлайн, все же
усматриваются некоторые проблемы. Так, например, при проведении заседания в
данном формате могут возникнуть неполадки со связью. Достаточно частой
ситуацией является отсутствие звука, то есть суд видит сторону процесса, но не
слышит ее. На такой случай в систему встроен чат, через который участники могут
общаться с судом, и есть возможность написать в чат веб-конференции
о наличии проблемы. Кроме того, подключение не всегда стабильно, и никто не
застрахован от разрыва Интернет-соединения, а в ситуации, когда участник
заседания участвует через компьютер, не исключено непредвиденное отключение
света, что полностью лишает связи с судом и остальными участниками процесса.
Если такая ситуация все же произошла, то представляется возможным сообщить об
этом по телефонам, указанным в определении суда.
В случае возникновения технических неполадок при
использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе
систем видеоконференцсвязи предусмотрена возможность отложения судебного
разбирательства. Но вместе с тем время существует вероятность злоупотребления
предоставленной арбитражным законодательством возможности, стороне попросту
может быть выгодно прервать связь, в частности, чтобы
лучше подготовиться к разбирательству или найти впоследствии ответ на
неожиданно заданный вопрос. Несомненно, имеется и вероятность оказания давления
на участника процесса со стороны или предоставления помощи, ведь то, что
происходит за границами экрана, находится вне поля зрения суда [6, c. 40].
Говоря о реализации электронного правосудия, также нельзя не
брать во внимание тот факт, что в РК все еще остаются местности, в которых
отсутствует техническая возможность выхода в онлайн,
в свою очередь далеко не все население страны имеет должное представление о
современных информационных технологиях. В этой связи проблемы проведения
Интернета по всей стране, даже в самых удаленных ее частях, технического
оснащения необходимым оборудованием, а также разработки и внедрения программ по
повышению цифровой грамотности становятся еще более острыми.
В качестве еще одной проблемы представляется необходимым
выделить процесс представления и исследования доказательств. На стадии
судебного заседания суд ознакомляется с письменными доказательствами,
проводит осмотр вещественных доказательств и заслушает объяснения лиц из числа
участников дела. Суд должен непосредственно исследовать доказательства. Во
время проведения судебного заседания посредством онлайн
отсутствует возможность ознакомиться с приобщенными доказательствами другой
стороной, а также проблематично продемонстрировать нужные документы судье,
например чертежи и карты.
Для решения данной проблемы можно предусмотреть функцию,
позволяющую включать демонстрацию экрана участника разбирательства или
загружать документы в чат заседания, чтобы остальные участники и суд могли
четко и точно увидеть, на какое доказательство необходимо обратить внимание.
Однако остается нерешенной возможность приобщения дополнительных доказательств
в виде, например, большой папки документов, или передаче другой стороне
ходатайства, которое не было заблаговременно направлено.
Кроме того, можно выделить такой немаловажный момент в рамках
осуществления электронного правосудия, как разница в часовых поясах. В данной
ситуации необходимо ориентироваться на столицу, так как самое ранее время будет наиболее
удобным и возможным для проведения онлайн-заседаниям
обеим сторонам. Но в случае, если проведение онлайн
нарушить режим работы зала судебных заседаний, в удовлетворении ходатайства о
рассмотрения дела в данном формате могут отказать.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что технологии онлайн являются наиболее подходящим и безопасным способом
проведения судебных заседаний в современных реалиях, однако остаются моменты,
которые могут затруднить осуществление правосудия. Анализ порядка реализации
электронного правосудия посредством применения технических информационных
систем в деятельности системы арбитражных судов РК показал, что в этом отношении
можно говорить о частичном переходе в область цифровизации механизма
рассмотрения и разрешения дел. Однако, для полного
перехода требуется существенная корректировка имеющихся информационных
сервисов, разработка и внедрение новейших систем технического обслуживания и,
конечно же, реформирование законодательства. Эти направления определяют
стратегию развития и углубление деятельности арбитражных судов в процессе
цифровизации и обуславливают перспективу появления онлайн-судов
без вызова сторон в суд, тем самым обеспечивая
удаленный формат дистанционного правосудия посредством электронных технических
сервисов.
Список литературы:
- Закон Республики Казахстан от 8 апреля 2016 года №488-V «Об арбитраже» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 21.01.2019 г.). «Казахстанская правда» от 09.04.2016 г., №67(28193); «Егемен Қазақстан» 09.04.2016 ж., №67(28795); Ведомости Парламента РК 2016 г., №7-II, cт. 54; Эталонный контрольный банк НПА РК в электронном виде от 05.07.2016
- Аносов А.В. Информационно-правовые вопросы формирования электронного правосудия: дис. канд. юрид. наук. М., 2016. 179 с.
- Дыркова Т.А. Основные элементы электронного судопроизводства в арбитражном процессе // Молодой ученый. – 2018. – № 12 (198). – С. 109-111.
- Николаев А.И. Вопросы цифровизации права в современной юридической доктрине // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. 2019. № 4. С. 44–48.
- Харитонова Ю.С. Платформизация правосудия: опыт Китая и будущее судебных систем мира // Вестник арбитражной практики. 2020. № 3. С. 3–11.
- Фаткулин С.Т. Проблемы применения электронных документов в уголовном и арбитражном процессе // Правопорядок: история, теория, практика. 2018. № 4 (19). С. 40–44.
Комментарии: