» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (69) 2022

Автор: Сейдахмет Далида Нурланкызы , Студент магистратуры
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Особенности реализации и основные новации электронного правосудия в системе арбитражных судов Казахстана

Статья просмотрена: 66 раз
Дата публикации: 11.12.2022

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ И ОСНОВНЫЕ НОВАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВОСУДИЯ В СИСТЕМЕ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ КАЗАХСТАНА

Сейдахмет Далида Нұрланқызы

студент магистратуры

Университет имени Сулеймана Демиреля, Казахстан, г. Каскелен

 

Аннотация. В данной статье анализируется основные проблемы невозможности полного перехода системы казахстанских арбитражных судов к цифровизации, выявляются перспективы дальнейшей авторизации технических сервисов в данном звене судебной системы. Проводится оценка порядка применения арбитражными судами Казахстана механизма практического применения системы электронного правосудия, также проводится исследование функциональных признаков отдельных, действующих в настоящее время цифровых сервисов. Помимо всего этого в статье рассматриваются правовые аспекты перевода судебных заседаний арбитражных судов в цифровой формат в условиях пандемии коронавируса, плюсы и минусы внедрения данного вида судопроизводства. Поднимая проблему выработки основных направлений развития электронного правосудия и перспектив его применения в будущем для системы арбитражных судов Казахстана в статье обращается внимание на опыт зарубежных стран.

Ключевые слова: электронное правосудие, система арбитражных судов, цифровизация, онлайн-сервис и др.

 

В настоящее время многие развитые правовые государства напрямую связывают функционирование судебной ветви власти с цифровизацией как общего, так и специального порядка рассмотрения и разрешения отдельных категорий юридических споров. В этом отношении особого внимания заслуживает модель так называемого «электронного правосудия», целью которого является обеспечение абсолютной прозрачности, точности и открытости как самого процесса реализации правосудия судами, так и последующего процесса исполнения вынесенного по конкретному делу судебного акта, и как следствие, всеобщее повышение уровня эффективности правовой деятельности судов и исполнительных органов власти, уполномоченных к принудительному исполнению актов судебных решений.

Cтоит отметить, что с 2005 года хозяйственные споры между компаниями решали в рамках 2-х законов: «О международном коммерческом арбитраже» и «О третейских судах». В 2016 году был принят закон «Об арбитраже», который объединил в себя эти два закона [1].

Система казахстанских судов в целом и арбитражные суды в отдельности, всегда поддерживали разработки и проведении политики использования различных информационно-коммуникационных технических системных установок и иных цифровых решений в профессиональной деятельности участников процесса. В условиях обострившейся критическим образом пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, очевидной стала проблема срочного перехода на удаленный формат дистанционного режима практической деятельности судов по осуществлению правосудия, и необходимости разработки инноваций технических систем и процессов, удобных и упрощающих строгий процессуальный порядок разрешения споров арбитражными судами.

В этом отношении необходимо отметить, что арбитражные суды всегда выделялись новаторскими качествами в области применения в своей деятельности средств информационно-технического обслуживания в форме различных онлайн-сервисов и иных программных комплексов.

Иски по дела могут быть поданы онлайн через электронную систему арбитража eJustice. Судебные споры возможно разрешить при помощи аудио и видео технологий, а также посредством электронного обмена документами. Сторонам спора нет необходимости покидать свои дома, чтобы получить доступ к правосудию.

eJustice - это специальная система разрешения коммерческих споров онлайн. Она позволяет подать иск в арбитражный суд. Судьи, арбитры, клиенты, кейс-менеджеры могут участвовать в рассмотрении иска из разных точек земного шара и не тратить время и деньги на перелет.

Однако, наряду с данной широко используемой цифровой системой, в деятельности арбитражных судов в период всеобщей изоляции на фоне мировой пандемии коронавирусной инфекции, программистами были разработаны и введены дополнительные вспомогательные информационные системы для участников арбитражного судопроизводства, которые используются вплоть до настоящего времени и позволяют знакомиться с информацией по конкретным делам удаленно [2, с. 7].

Таким образом, все вышеназванные системные разработки широко используются в процессе осуществления правосудия как самими арбитражными судами, так и их пользователями, что, в свою очередь, говорит о широком распространении цифровизации в деятельности судов и однозначном переходе к системе электронного отправления правосудия.

Поднимая проблему выработки основных направлений развития электронного правосудия и перспектив его применения в будущем для системы арбитражных судов Казахстана, необходимо отметить, что порядок развития цифровых технологий нельзя определить прямо без соответствующего опыта внедрения подобных технологических процессов в иных государствах, вследствие чего обсуждение этого вопроса без обращения к практике зарубежных стран просто невозможно.

Основным направлением развития в данной сфере является автоматизированное рассмотрение отдельных категорий гражданских дел арбитражными судами. Подобные системы ранее уже были введены и активно используются сейчас во многих зарубежных правопорядках вроде Австралии, Канады и Китая [3, c. 109].

Представив подобную схему абсолютного автоматизированного осуществления правосудия, можно предположить примерный порядок рассмотрения арбитражными судами гражданских дел:

  1. Направление лицом необходимых документов в электронном формате на адресную почту канцелярии соответствующего арбитражного суда.
  2. Проверка арбитражным судом верности и правильности заполнения представленных документов, и направление на почту соответствующего лица уведомления о принятии либо об отказе искового заявления, заявления к производству арбитражного суда.
  3. Направление другой стороной дела ответа (отзыва) на выдвинутые требования в электронной форме на почту канцелярии арбитражного суда и автоматическая рассылка такого ответа иной стороне дела и иным лицам, участвующим в процессе.
  4. Вынесение арбитражным судом судебного решения по делу без вызова сторон спора и автоматическая рассылка в электронном формате копий такого решения.

Конечно же, данный порядок представлен в наиболее упрощенном виде, однако, аналогичным образом возможен процесс рассмотрения арбитражными судами апелляционных и даже кассационных жалоб, представлений.

В любом случае, для воплощения в жизнь данного направления, необходима немедленная корректировка составляющей доли элементов системы электронного правосудия. В частности, это в первую очередь касается и механизма электронного документооборота, к которому казахстанские арбитражные суды и их пользователи еще не перешли в полном объеме [4, c. 44].

Следующим шагом можно выделить переход к полному рассмотрению всех категорий гражданских дел в автоматизированном режиме, без непосредственного вывоза участников процесса в здание суда. Эта проблема напрямую связана с проблемой необходимости увеличения дел упрощенного и приказного производства в деятельности арбитражных судов. Здесь речь идет не о полном отказе от судей и судебных составов, а именно о переводе отдельных категорий дел в режим онлайн-судов. К слову, такая практика широко распространена в Китае. Причем спецификой рассмотрения дел онлайн-судами Китая является то, что в таком формате они рассматривают непосредственно лишь киберправонарушения и киберпреступления, произошедшие на просторах сети Интернет [5, c. 3].

Другим важным шагом в направлении развития цифровых технологий в деятельности арбитражных судов является доработка уже имеющихся систем информационно-коммуникационных средств, способствующих осуществлению правосудия.

Также необходимым является разработка и внедрение специализированных систем распознавания голоса и лица для обеспечения правосудия слабослышащим и слабовидящим гражданам.

Однако, несмотря на все преимущества и возможности судопроизводства путем использований онлайн, все же усматриваются некоторые проблемы. Так, например, при проведении заседания в данном формате могут возникнуть неполадки со связью. Достаточно частой ситуацией является отсутствие звука, то есть суд видит сторону процесса, но не слышит ее. На такой случай в систему встроен чат, через который участники могут общаться с судом, и есть возможность написать в чат веб-конференции о наличии проблемы. Кроме того, подключение не всегда стабильно, и никто не застрахован от разрыва Интернет-соединения, а в ситуации, когда участник заседания участвует через компьютер, не исключено непредвиденное отключение света, что полностью лишает связи с судом и остальными участниками процесса. Если такая ситуация все же произошла, то представляется возможным сообщить об этом по телефонам, указанным в определении суда.

В случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференцсвязи предусмотрена возможность отложения судебного разбирательства. Но вместе с тем время существует вероятность злоупотребления предоставленной арбитражным законодательством возможности, стороне попросту может быть выгодно прервать связь, в частности, чтобы лучше подготовиться к разбирательству или найти впоследствии ответ на неожиданно заданный вопрос. Несомненно, имеется и вероятность оказания давления на участника процесса со стороны или предоставления помощи, ведь то, что происходит за границами экрана, находится вне поля зрения суда [6, c. 40].

Говоря о реализации электронного правосудия, также нельзя не брать во внимание тот факт, что в РК все еще остаются местности, в которых отсутствует техническая возможность выхода в онлайн, в свою очередь далеко не все население страны имеет должное представление о современных информационных технологиях. В этой связи проблемы проведения Интернета по всей стране, даже в самых удаленных ее частях, технического оснащения необходимым оборудованием, а также разработки и внедрения программ по повышению цифровой грамотности становятся еще более острыми.

В качестве еще одной проблемы представляется необходимым выделить процесс представления и исследования доказательств. На стадии судебного заседания суд ознакомляется с письменными доказательствами, проводит осмотр вещественных доказательств и заслушает объяснения лиц из числа участников дела. Суд должен непосредственно исследовать доказательства. Во время проведения судебного заседания посредством онлайн отсутствует возможность ознакомиться с приобщенными доказательствами другой стороной, а также проблематично продемонстрировать нужные документы судье, например чертежи и карты.

Для решения данной проблемы можно предусмотреть функцию, позволяющую включать демонстрацию экрана участника разбирательства или загружать документы в чат заседания, чтобы остальные участники и суд могли четко и точно увидеть, на какое доказательство необходимо обратить внимание. Однако остается нерешенной возможность приобщения дополнительных доказательств в виде, например, большой папки документов, или передаче другой стороне ходатайства, которое не было заблаговременно направлено.

Кроме того, можно выделить такой немаловажный момент в рамках осуществления электронного правосудия, как разница в часовых поясах. В данной ситуации необходимо ориентироваться на столицу, так как самое ранее время будет наиболее удобным и возможным для проведения онлайн-заседаниям обеим сторонам. Но в случае, если проведение онлайн нарушить режим работы зала судебных заседаний, в удовлетворении ходатайства о рассмотрения дела в данном формате могут отказать.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что технологии онлайн являются наиболее подходящим и безопасным способом проведения судебных заседаний в современных реалиях, однако остаются моменты, которые могут затруднить осуществление правосудия. Анализ порядка реализации электронного правосудия посредством применения технических информационных систем в деятельности системы арбитражных судов РК показал, что в этом отношении можно говорить о частичном переходе в область цифровизации механизма рассмотрения и разрешения дел. Однако, для полного перехода требуется существенная корректировка имеющихся информационных сервисов, разработка и внедрение новейших систем технического обслуживания и, конечно же, реформирование законодательства. Эти направления определяют стратегию развития и углубление деятельности арбитражных судов в процессе цифровизации и обуславливают перспективу появления онлайн-судов без вызова сторон в суд, тем самым обеспечивая удаленный формат дистанционного правосудия посредством электронных технических сервисов.



Список литературы:

  1. Закон Республики Казахстан от 8 апреля 2016 года №488-V «Об арбитраже» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 21.01.2019 г.). «Казахстанская правда» от 09.04.2016 г., №67(28193); «Егемен Қазақстан» 09.04.2016 ж., №67(28795); Ведомости Парламента РК 2016 г., №7-II, cт. 54; Эталонный контрольный банк НПА РК в электронном виде от 05.07.2016
  2. Аносов А.В. Информационно-правовые вопросы формирования электронного правосудия: дис. канд. юрид. наук. М., 2016. 179 с.
  3. Дыркова Т.А. Основные элементы электронного судопроизводства в арбитражном процессе // Молодой ученый. – 2018. – № 12 (198). – С. 109-111.
  4. Николаев А.И. Вопросы цифровизации права в современной юридической доктрине // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. 2019. № 4. С. 44–48.
  5. Харитонова Ю.С. Платформизация правосудия: опыт Китая и будущее судебных систем мира // Вестник арбитражной практики. 2020. № 3. С. 3–11.
  6. Фаткулин С.Т. Проблемы применения электронных документов в уголовном и арбитражном процессе // Правопорядок: история, теория, практика. 2018. № 4 (19). С. 40–44.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: