» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (70) 2023

Автор: Солонченко Светлана Сергеевна, Учитель начальных классов, учитель-дефектолог
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Развитие мелкой моторики у детей при помощи комплекта авторских пособий

Статья просмотрена: 114 раз
Дата публикации: 21.12.2022

37.013.77

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ПРИ ПОМОЩИ КОМПЛЕКТА АВТОРСКИХ ПОСОБИЙ

Солонченко Светлана Сергеевна

учитель начальных классов, учитель-дефектолог

Ануфриева Маргарита Витальевна

ученица 11 класса МБОУ СОШ №39 г. Белгорода

 

Аннотация. В статье анализируются особенности развития мелкой моторики у детей в старшем дошкольном возрасте. Авторами разработан комплект пособий, которые способствуют развитию мелкой моторики. Выводы, сделанные авторами, подтверждаются результатами проведенных исследований.

Ключевые слова. Дети, старший дошкольный возраст, мелкая моторика, развитие.

 

Многие знаменитые ученые занимались изучением развития мелкой моторики рук. Первым ученым, подвергшим критике теорию наследственной предопределенности изменение движений ребёнка как результат формирования конкретных нервных структур, был И.М. Сеченов. Он писал, что движение рук человека наследственно не обусловлены, а складываются в процессе воспитания и учения как результат идеаторных связей между зрительными, осязательными и мышечными улучшениями в процессе активного контакта с окружающей средой[10]. Ученые доказали, что развитие речи и мышления тесно связано с развитием руки человека. Одним из показателей интеллектуальной готовности к школе является степень развития мелкой моторики рук. Ребёнок способен логически рассуждать, у него довольно развиты память и внимание, связная речь, если у него развит высокий уровень развития мелкой моторики. Множество современных исследований нервной деятельности, а также работы И.М. Сеченова, И.П. Павлова позволяют правильно изучать закономерности формирования двигательных умений, в том числе и мелкой моторики, опираясь на учение об условно-рефлекторных временных связях и образовании динамического стереотипа [10]. Биологами было установлено, что в головном мозге человека существуют центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. В.М. Бехтерев доказал, что элементарные движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. В. А. Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончике пальцев” [4]. Все это положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий эффект, стимуляция мыслительных функций и речи, заряд положительных эмоций. Чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия. «Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее», - утверждал В.А. Сухомлинский [9]. В тоже время Н.А. Бернштейн определил «координацию тонких движений пальцев рук... как преодоление избыточных степеней свободы движущегося органа иными словами, превращение его в управляемую систему» [9]. Таким образом, под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга. Вместе с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас ребенка.

Обратим внимание на психологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Старший дошкольный возраст – последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и др. – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках. Появление произвольности – решающее изменение в деятельности ребенка, когда целью последней становится не изменение внешних, окружающих его предметов, а овладение собственным поведением[4].Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. Иначе говоря, формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно – практическая. Советские психологи Л.С. Выготский и А.В. Запорожец неоднократно подчеркивали, что в старшем дошкольном возрасте ребенок переходит от ситуативного поведения к деятельности, подчиненной социальным нормам и требованиям, и очень эмоционально относится к последним [8].Ведущим видом деятельности выступает сюжетно – ролевая игра. Именно в ней ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его социальные, общественные функции. Старший ребенок – дошкольник уже может сначала отобрать все предметы, необходимые ему для игры в доктора, а только затем начинать игру, не хватаясь уже в процессе ее то за одну, то за другую вещь[6]. Наряду с сюжетно – ролевой игрой – ведущей деятельностью в дошкольном детстве – к концу дошкольного возраста у детей появляются игры с правилами: прятки, салочки, круговая лапта и др. Умение подчиниться правилу формируется в процессе ролевой игры, где любая роль содержит в себе скрытые правила. К концу дошкольного возраста у ребенка в игре формируются те качества (новообразования), которые становятся основой формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте [5]. К концу дошкольного возраста у ребенка начинает развиваться понятийное, или логическое, мышление. В дошкольном возрасте значительные изменения происходят во всех сферах психического развития ребенка. Как ни в каком другом возрасте, ребенок осваивает широкий круг деятельности – игровую, трудовую, продуктивные, бытовую, общение, формируется как их техническая сторона, так и мотивационно-целевая. Главным итогом развития всех видов деятельности выступает овладение моделированием как центральной умственной способностью (Л. А. Венгер) и формирование произвольного поведения (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин) [6].

Мы посетили детскую развивающую студию «Солнечные ладошки», в которой специалисты работают с детьми дошкольного возраста. Центр оказывает широкий спектр услуг – это и общеразвивающие занятия, и психолого-педагогическая коррекция поведения, и коррекционная работа с детьми с РАС и ЗПРР. Мы побеседовали со специалистами, работающими в центре и взяли у них интервью. В ходе интервьюирования специалистов мы узнали, что мелкая моторика – это способность выполнять точные и мелкие движения кистями и пальцами рук. Ее развитие зависит от скоординированных действий сразу нескольких систем – мышечной, нервной и костной. Развитие мелкой моторики влияет на общее развитие детей. Так, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать. У него достаточно развита память, внимание, связная речь. Следовательно, уровень развития мелкой моторики является одни из важных показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Для развития мелкой моторики существует огромное количество упражнений. Например, нанизывание на ниточки фигурки животных, перекладывание пуговичек из одной чаши в другую, перекладывание мелких предметов с помощью пинцета, шнуровка обуви и т.п. Развивать мелкую моторику у ребенка можно уже в возрасте 8 месяцев. Развитием мелкой моторики у детей занимаются дефектологи, логопеды и психологи.

Для проведения исследования нами были сформированы 2 группы респондентов – №1 и №2. Группа №1 – контрольная. В этой группе работа с детьми проводилась в обычном режиме с использованием оборудования и пособий центра. Группа №2 – экспериментальная. Здесь при работе с детьми были использованы наши пособия. Общее количество респондентов – 12 человек в возрасте 5-7 лет. Работа проводилась совместно с сотрудниками студии. Первичное исследование уровня развития мелкой моторики респондентов мы провели в сентябре 2022 года. Нами была использована методика, рекомендованная А.О. Комаровой в ходе интервьюирования – это методика Волковой Г.А - исследование мелкой моторики рук. Мы выяснили, что средний уровень развития мелкой моторики в группах практически идентичен на этапе начала работы. Если рассматривать результаты исследования по каждому респонденту, то видно, что уровень развития мелкой моторики колеблется от 14 до 17 баллов, что соответствует среднему уровню развития мелкой моторики.

Далее мы изготовили комплект пособий из фетра, кружева, бельевой веревки и разноцветных заколок/резинок для волос. В комплект входит 4 пособия «Новогодняя красавица «Лягушки на кувшинках», «Снегопад», «Цветочная полянка».

 

Работа, направленная на развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста, проводилась нами совместно со специалистами дефектологами на базе студии «Солнечные ладошки». Индивидуальные занятия с детьми проводились 3 раза в неделю. Продолжительность одного занятия – 60 минут. Каждое занятие включает в себя комплекс двигательных упражнений, упражнения, направленные на развитие концентрации внимания, памяти и мышления. Также в структуру занятий были включены упражнения, которые выполнялись с помощью наших пособий. В ходе всех вышеперечисленных упражнений перед детьми ставилась задача - одеть разноцветные «крабики» на резинки, закрепленные на листах фетра, а затем снять их. Пособия постоянно менялись и за время проведения исследования не надоели детям, поэтому все упражнения дети выполняли с удовольствием.

Повторное исследование проведено нами в декабре 2022 года. Мы выяснили, что уровень развития мелкой моторики у респондентов улучшился, как по каждому респонденту, так и в общем по группе респондентов. В группе №2 улучшения более существенны и заметны. Это свидетельствует о том, что применение разработанных нами пособий целесообразно. Разработанные нами пособия мы оставили в подарок центру «Солнечные ладошки» для работы с детьми.

Нами проведен сравнительный анализ результатов проведенного исследования в разрезе каждого респондента и по группам в целом. Следует отметить, что в целом по группе №2 результат улучшился в большей степени, чем по группе №1. Так, на момент начала проведения исследования средний уровень развития мелкой моторики у респондентов группы №1 составлял 15,2 балла. В то время как по группе №2 этот показатель составил 15,5 балла. После проведения работы, направленной на развитие мелкой моторики, вышеназванные показатели изменились. Так, уровень развития мелкой моторики у респондентов группы №1 составил 13,7 балла, а по группе №2 – 11,8 балла. Полученные нами в ходе проведения исследования результаты свидетельствуют о том, что использование разработанных нами пособий эффективно. Таким образом нами отмечены существенные изменения в уровне развития мелкой моторики у респондентов экспериментальной группы – у одного респондента зафиксированы улучшения на 7 баллов, у одного на 5 баллов, у двух на 3 балла, у одного на 2 балла, у одного на 1 балл.

Выводы:

  1. Под термином «мелкая моторика» специалисты понимают высокодифференцированные точные движения преимущественно небольшой амплитуды и силы.
  2. В старшем дошкольном возрасте основные изменения в деятельности, сознании и личности ребенка заключается в появлении произвольности психических процессов – способность целенаправленно управлять своим поведением и психическими процессами – восприятием, вниманием, памятью и др.
  3. Развитие мелкой моторики оказывает влияние на общее развитие детей. Уровень развития мелкой моторики является одни из важных показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.
  4. Развивать мелкую моторику у ребенка можно уже в возрасте 8 месяцев. Развитием мелкой моторики у детей занимаются дефектологи, логопеды и психологи.
  5. По результатам первичного исследования уровень развития мелкой моторики у респондентов колеблется от 14 до 17 баллов, что соответствует среднему уровню развития мелкой моторики.
  6. Нами были разработаны и самостоятельного изготовлены 4 пособия для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста - «Новогодняя красавица «Лягушки на кувшинках», «Снегопад, «Цветочная полянка».
  7. Работа, направленная на развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста, проводилась нами совместно со специалистами на базе детской развивающей студии «Солнечные ладошки».
  8. По результатам повторного исследования мы выяснили, что уровень развития мелкой моторики у респондентов повысился, как по каждому респонденту, так и в общем по группе респондентов. По респондентам контрольной группы улучшения в уровне развития мелкой моторики не значительны, в то время как нами отмечены существенные изменения в уровне развития мелкой моторики у респондентов экспериментальной группы. Это свидетельствует о том, что применение разработанных нами пособий целесообразно.


Список литературы:

  1. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М. Просвещение, 2019. - 192 с.
  2. Борисенко М.Г. Наши пальчики играют. - Екатеринбург: Паритет, 2015. - 204 с.
  3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. И.В. Дубровина. - М.: Академия, 2020. - 368 с.
  4. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: Академический проект, 2020. - 474 с.
  5. Гaлянт И. Пaльчикoвыe игры // Дoшкoльнoe вoспитaниe. - 20121. - №1. - С. 50-53.
  6. Ильин Е.П. Психомоторика. - М.: Владос, 2020. - 326 с.
  7. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. - М.: Академический проект, 2020. - 453 с.
  8. Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. - СПб.: Детство-Пресс, 2017. - 144 с.
  9. Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. - М.: ЭКСМО, 2020. - 234 с.
  10. Эльконин Д.Б. Психология развития. - М.: Академия, 2021. - 452 с


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: