» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 2017

Автор: Лупандина Елена Александровна, старший преподаватель кафедры художественно-эстетического воспитания
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Декоративное рисование как средство формирования навыков самостоятельной художественно-творческой деятельности обучающихся

Статья просмотрена: 231 раз

Аннотация. В современных социально-педагогических условиях актуально приобщение детей к народному искусству в различных формах его выражения. Художественное образование способствует вовлечению обучающихся в мир творчества через познание истории, народных традиций, быта жизни людей своего государства, своей малой Родины. Изучение детьми декоративно-прикладного  творчества  актуально для детей и имеет большое познавательное значение, воспитывает патриотические чувства и позволяет в доступной детям изобразительно-игровой форме развивать и совершенствовать мелкую моторику.

Ключевые слова: народное искусство, народное художественное творчество, обучающиеся младшего школьного возраста, мезенская роспись, символика. 

 

В современных социально-педагогических условиях актуально приобщение детей к народному искусству в различных формах его выражения  (музыкальные произведения, фольклор, художественное творчество). Народное художественное творчество, развивающееся в результате творчества многих поколений, носит весомый исторический, воспитательный, эстетико-духовный опыт. В условиях перехода к ФГОС НОО культурное наследие народного творчества призвано не только формировать предметные компетенции обучающихся, но и создавать условия для их успешной социализации в обществе.

Вопросы использования возможностей народного художественного творчества были рассмотрены в трудах Б.М. Неменского, Б.П. Юсова. Воспитательный аспект народного декоративно-прикладного искусства широко освещен в исследованиях Т.Л. Шпикаловой, Н.А.Горяевой.

Учебная деятельность в начальной школе создает новые условия для личностного развития ребенка, требуя от школьника новых достижений в развитии воображения и мышления, речи, внимания, памяти. Художественное образование способствует вовлечению обучающихся в мир творчества через познание истории, народных традиций, быта жизни людей своего государства, своей малой Родины, позволяет формировать универсальные учебные действия в процессе самостоятельной художественно-творческой деятельности.  

 Возрастные психологические особенности детей младшего школьного возраста: обобщенность, опосредованный характер мышления, опора на данные чувственного опыта, нарастание произвольности восприятия, более дифференцированное восприятие цвета и формы предмета, позволяют обучающимся осваивать различные виды декоративно-прикладного творчества. 

В процессе декоративного рисования формируется чувство ритма, необходимое в обучении письму и каллиграфии; умение ориентации на бумажном листе, умение планировать и проектировать в процессе создания узора, осуществлять выбор средств выразительности, исходя из замысла, умение анализировать на примере оценки продукта собственной деятельности [5, с.15].

Особый интерес для обучающихся младшего школьного возраста при создании художественного образа представляет народный промысел, возникший в конце 19 века в селе Палащелье на берегу реки Мезень, - мезенская роспись.

Автор ряда книг о народном искусстве А.С. Миловский утверждает, что мезенская роспись - один из наиболее древних русских художественных промыслов, истоки которого теряются в отдаленных веках первоначального формирования славянских племен [6,с.6].

Ученые назвали мезенскую роспись «таинственной и крайне любопытной», сравнивая стили народных росписей по дереву в различных областях России и указывая на ее связи с древними греческими стилями [3,с.10]. Е. Бусыгина указывает на связь с фольклором восточных славян [1]. Мезенские прялки и короба широко распространялись по реке Пинеге, Печоре, Двине, Онеге. Происхождение росписи до сих пор осталось загадкой.

Мезенская роспись, сохранив архаичные черты, является уникальным видом народного творчества. Отличительными чертами росписи можно назвать: графичность, традиционность сюжетов, локальность цветовой гаммы, соответствие элементов росписи космологической модели мира, фризовость, сохраняющая обереговую символику, многоярусность.

Традиционным для росписи является изображение символов коней, оленей, птиц,  природных стихий, передающее традиции народов Севера России. Глубоко символичен самобытный орнамент росписи, завораживающий каждой своей деталью, источающей мудрость предков. Зная расшифровку деталей орнамента, можно прочитать каждое произведение искусства народной росписи.

Символика - символическое значение, приписываемое чему-нибудь, совокупность каких-либо символов [7,с.618].

Символ (в искусстве) – характеристика художественного образа с точки его осмысленности, идеи [7,с.617].

Орнаменты мезенской росписи всегда отличались особым символическим смыслом.

Ромб – один из самых распространенных орнаментов росписи. Ромб имеет множество значений: солнце, плодородие, земледелие. Ромб,  поделенный внутри на 4 части - вспаханное поле.  Ромб с точками внутри – символ засеянного поля. Ромб с крючками вверху и внизу – символ женского начала в природе (плодородие, рождение детей).

Крест с загнутыми концами (солярный знак) - символ солнцеворота, смены дня и ночи.  Существует большое разнообразие исполнения и два направления вращения.

Горизонтальная волнистая линия - символ воды.

Прямая горизонтальная линия - символ земли.

Для росписи характерна цветовая сдержанность, «скупость» изобразительных средств - используются всего два цвета: красно-коричневый и черный.  Орнамент росписи имеет достаточно скупую, примитивно-условную графическую форму.

Декор мезенской росписи вполне сравним с древними письменами. Образы и символы росписи олицетворяют собой мироздание. Образ (в искусстве) - обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления [7].

Наиболее яркими традиционными элементами росписи можно назвать следующие:

·                     мифологическое древо жизни, состоящее из ствола, заполненного ромбиками (бесчисленными родами), завивающихся в спирали корней, олицетворяющих подземный мир, верхушки, увенчанной солярным знаком небесного мира;

·                     красные кони - условный знак солнца, его движения по небосводу;

·                     оленихи - небесные роженицы, дарящие жизнь всему живому на Земле;

·                     гуси, лебеди, уточки-души далеких предков, готовые помочь в трудную минуту;

·                     елочки - олицетворение мужской силы;

·                     ромбы, набегающие друг на друга - знак счастливой охоты и удачи;

·                     квадрат с вписанными в него крестом и точками - знак засеянного поля и т.д.

Графичность росписи проявляется в условной трактовке образов изображаемых персонажей, исторически предполагающей связь росписи с искусством соседних северных народов и народов  Индокитая, Средней Азии.

Многоярусность Мезени представляет собой выделение трех ярусов, разделенных орнаментом «бердо» (решетка, ряд клеток) или красной линией.

Ярусы - ряды из птиц, оленей, лошадок, «пущенных» в разные стороны. Они соответствуют трем мирам - подземному, наземному и небесному, широко известным в искусстве народов мира, являющимся космологической основой мира [2,с.133]. Главными фигурами в верхнем ярусе являются птицы, в нижнем и среднем - кони и олени.

Среди орнаментов непременно присутствуют фризы со стилизованными схематичными изображениями оленей и коней, начинающиеся на границах изделий росписи.

 Обладая специфической символикой и семантикой, Мезень несет в себе весомую знаковую информацию для детей: бескрайние ряды горизонтальных орнаментов и обрядовый бег коней и оленей символизируют напевы старинных народных протяжных песен и узоры вышивки.

На достоверность древних мотивов указывает язык орнамента, в большинстве значений имеющий сходство с пиктографическим письмом древнего человека. Рисунки - «обереги» от злых сил постепенно сложились в целые повествования. Геометрические ряды, отображающие древние символы солнца, земли, воды, сочетаются со знаками коней, оленей, птиц, связанных с древними славянскими культами: олень-знак обильной жизни, конь-символ семейного счастья.

В мезенской росписи использовался знак - индикатор, подсказка, признак. При наличии социального или культурного компонента знак принимает значение символа [8,с.281].

В большинстве случаев знаки отражали основное занятие населения: охотники изображали животных и птиц, крестьяне-орудия труда и предметы обихода [4,с.165]. Ряд знаков росписи можно проследить в международном формате: земля-прямая горизонтальная линия, вода - волнистая линия и т.д.

Роспись чрезвычайно интересна для обучающихся, несмотря на кажущуюся простоту. Связь росписи с древним способом письма и наскальными рисунками русского Севера,  ее стилизация и семантика, сдержанный колорит позволяет включить изучение материала мезенской росписи в серию занятий по декоративному искусству любой общеобразовательной программы (в рамках изучения предметной области ИЗО, реализации программ внеурочной деятельности общекультурного направления).

Варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных  особенностей, позволяет, наряду с изучением искусства России, познакомить ребят с богатствами и промыслами отдельных регионов, имеющих этнокультурные свои традиции, и включить в серию занятий по декоративному искусству изучение культуры народов Крайнего Севера.

Практическое значение для художественного образования младших школьников имеет комплекс занятий по росписи, включающий следующие темы: «Мезенские прописи», «Узоры в прямой клетке», «Простые элементы», «Узоры в косой клетке», «Цветы и деревья», «Уточки и лебеди», «Кони и олени». В процессе занятий обучающиеся знакомятся с историей возникновения росписи, ее отличительными чертами такими, как графичность, фризовость, локальность цветовой гаммы, обереговая символика.

На первых занятиях необходимо рассмотреть с детьми семантику самых простейших знаков, которые в дальнейшем помогут расшифровать им любые народные орнаменты, так как знаки первоэлементов – стихии воды, земли, воздуха, огня занимают очень большое место в мезенских орнаментах. Можно использовать готовые прописи для тренировочных упражнений по выполнению основных элементов.

Изложение материала должно осуществляться от проведения линий различной формы, длины и направления до составления узоров в заданной фигуре, выполнения миниатюрных композиций, несущих соответствующее символическое значение. По ходу образовательного процесса предполагается усложнение используемого инструментария – от туши с палочкой до оперирования кистями разного размера.

Все темы занятий основаны на единстве утилитарных и эстетических принципов, достигаемых в процессе реализации таких специфических методов и приемов декоративного искусства, как стимуляция, ритмичность, художественность. Итогом художественной деятельности обучающихся являются сформированные графические навыки, проявление эмоциональной отзывчивости на различные формы народного искусства, наличие духовной культуры как опыта переживания от встречи с произведениями декоративно-прикладного искусства.

Как вид современного искусства, Мезень широко используется в оформлении книг, открыток, тканей, фурнитуры, благодаря своей символичности и знаковости. Поэтому в начальной школе мезенская роспись выступает как один из способов художественного освоения ребёнком мира, формируемые графические навыки рассматриваются в контексте обучения технике рисования и письма. Изучение детьми декоративно-прикладного  творчества  актуально для детей и имеет большое познавательное значение, воспитывает патриотические чувства и позволяет в доступной детям изобразительно-игровой форме развивать и совершенствовать мелкую моторику.

Таким образом, в процессе освоения средств художественного выражения, оперирования формой, цветом, линией мезенской росписи, у ребёнка формируются особые качества мышления и восприятия. Художественно - творческая деятельность становится фактором становления эстетического и духовного опыта младшего школьника.

 



Список литературы:

  1. Бусыгина Е. Символика мезенской росписи : [Электронный ресурс] / Е. Бусыгина. – Режим доступа : https://vk.com/topic-2167177_27536468.
  2. Возвращение к истокам : народное искусство и детское творчество : учеб.- метод. пособие / под ред. Т. Я. Шпикаловой. – М.: ВЛАДОС, 2000.
  3. Дорожин Ю. Г. Рабочая тетрадь по основам народного искусства «Мезенская роспись» / Ю. Г. Дорожин, художник Ольга Знатных. – М.: Синтез, 2006.
  4. Жегалова С. К. Пряник, прялка и птица Сирин : кн. для уч-ся ст. классов / С. К. Жегалова, С. Г. Жижина, 3. П. Попова, Ю. С. Черняховская. – М.: Просвещение, 1983. – 192 с., ил.
  5. Ковальская Е. Г. Методические указания к альбому «Декоративное рисование в детском саду» / Е. Г. Ковальская. – М.: Просвещение, 1994. – 36 с.
  6. Миловский А. С. Скачи, добрый единорог / А. Миловский. – М.: Просвещение, 1983.
  7. Ожегов С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М.: Аванта+, 2000.
  8. Ребер А. Большой толковый психологический словарь / А. Ребер. – М.: Вече ; АСТ, 2001.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: