» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №8 2017

Автор: Юхно Татьяна Ивановна, преподаватель отдельной дисциплины (иностранный язык)
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Сервис Plickers как инструмент формирующего оценивания образовательных результатов на уроках английского языка

Статья просмотрена: 417 раз

УДК 372.881.1

СЕРВИС PLICKERS КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Юхно Татьяна Ивановна

Преподаватель отдельной дисциплины (иностранный язык)

ФГКОУ «Тульское суворовское военное училище Министерства обороны РФ», г. Тула

 

Аннотация. В статье рассматривается один из инструментов формирующего оценивания образовательных результатов, возможности и проблемы, возникающие при его применении. Использование информационных программ для формирующего оценивания результатов работы учащихся на уроке позволяет учителям повысить эффективность обучения учащихся, планирования процесса обучения. Необходимость применения данного сервиса при оценке образовательных результатов учащихся основной школы. Способы использования инструмента на уроках английского языка.

Ключевые слова: ФГОС, формирующее оценивание, эффективное обучение, пликеры.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт основной школы, предъявляющий новые требования к результатам освоения общеобразовательной программы, предполагает измененный подход педагога к оцениванию учащихся. Современный учитель поставлен перед задачей оценить не только предметные, но и метапредметные образовательные результаты учащихся. Оценивание должно быть направлено не просто на выявление недостатков и их констатацию, оно должно стать механизмом, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования качества образования, должно создать конструктивную связь для учителя и ученика. Оценивание как отправная точка, за которой следует новый виток развития ребенка, выход на самооценивание и самообразование. При этом на практике возникает проблема организации процедуры оценивания, соответствующего данным требованиям, из-за отсутствия полного инструментария времясберегающих технологий оценивания. В данной статье предлагается проанализировать такой инструмент формирующего оценивания универсальных учебных действий как онлайн-сервис Plickers.

Под формирующим оцениванием понимается оценивание в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, а также поведение учащегося, устанавливается обратная связь учитель-ученик. [1, c.10]. Данный тип оценивания помогает ученикам определить свое дальнейшее продвижение, а учителям построить индивидуальную траекторию развития каждого ученика. Это вовлекает и учителя, и учеников в процесс рефлексии, формирует внутреннюю учебную мотивацию у ученика.

Формирующее оценивание учебных достижений школьников обладает следующими характеристиками: встраивается в процесс преподавания и учения, являясь их существенной частью; предполагает обсуждение и общее признание учебных целей учителем и учениками; помогает ученикам осознавать те учебные стандарты, которых они должны достичь; вовлекает учеников в самооценивание или партнерское оценивание; обеспечивает обратную связь, которая помогает ученикам осознавать, какие следующие шаги в учении им предстоит сделать; укрепляет уверенность ученика в том, что он может достичь прогресса в учебе; вовлекает и учителя, и учеников в процесс рассмотрения и рефлексии данных оценивания [6, c.18–19]. Для проведения формирующего оценивания не столь важно, какие формы, приемы и методы используются. Формирующее оценивание характеризует не применение определенных заданий, а цель проведения – личный прогресс ребенка в обучении.

Онлайн-сервис Plickers появился не так давно на просторах сети Интернет. Официальный сайт ресурса https://www.plickers.com. Данный сервис абсолютно бесплатен, но требует наличия одной рабочей станции учителя и мобильного устройства на платформах iPad, iPhone или Android. Он был создан с целью облегчить работу преподавателей при проведении быстрых опросов на уроке и проверке тестовых заданий.

Пликеры (от англ. бумажные заготовки) можно считать инструментом формирующего оценивания, поскольку класс в режиме реального времени голосует, выбирает правильный вариант ответа, используя специальные карточки и не прибегая к дополнительным техническим средствам, получает моментальную обратную связь. Учитель устанавливает мобильное приложение Plickers на телефон или планшет. В ходе фронтального опроса сканирует ответы учащихся, используя камеру своего мобильного устройства. Работая по методу опознавания QR-кодов на карточках учащихся, данное приложение мгновенно оценивает ответы всего класса и выводит общую статистику в процентном соотношении. Использование дополнительной функции «Live View» позволяет выводить вопросы на экран и показать классу результаты опроса, правильный вариант ответа на тестовое задание. Данный онлайн-сервис работает в связке с компьютером / ноутбуком и подключенным к ним проектором / интерактивной доской для трансляции заданий и результатов опроса классу.

Тестирование с помощью мобильного устройства сильнее привлекает внимание учеников, чем традиционный тест, подобное неформальное обучение мотивирует их в большей степени. Повышаются интерес к предмету и качество контроля знаний по нему. При этом сервис Plickers позволяет учителю гибко управлять учебным процессом, реализуя непрерывный мониторинг образовательных результатов учащихся. Использовать сервис можно как в конце урока, так и в начале по предыдущему уроку, чтобы понять, что было усвоено, а что нужно повторить.

Работа с пликерами на уроке требует от учителя предварительной подготовки: прохождение регистрации на официальном сайте, создание в личном кабинете списка классов, присвоение номера каждому учащемуся, скачивание карточек. Карточки едины и могут быть присвоены ученикам из разных классов. Каждая карточка имеет свой персональный номер, который в последующем будет соответствовать порядковому номеру учащегося в списке класса. Каждая сторона карточки имеет свою букву – A, B, C, D, соответствующую варианту ответа на вопрос. Это позволяет учителю задавать любое количество вопросов с множественным выбором, а учащимся — отвечать на все эти вопросы при помощи одного листа бумаги, поворачивая его разными сторонами. Важно проинструктировать учеников, что выбранная буква ответа должна находиться в верху карточки. Максимально возможное количество респондентов может достигать 63 человек, что обусловлено разнообразным количеством комбинаций графических элементов. Каждое изображение уникально, и это затрудняет списывание. Преподаватель создает лексико-грамматические задания в форме закрытых тестов (с множественным выбором ответа, или по типу правда/ ложь), назначает задания определенному классу.

Стоит отметить, что работа с пликерами добавляет элемент игры в ход урока, снимает психологическое напряжение, ученики не боятся допустить ошибку, поскольку все ответы анонимны. Только учитель видит, кто допустил ошибку на экране своего мобильного устройства, или планшета. После демонстрации правильного ответа преподаватель может попросить ученика, допустившего ошибку, объяснить проблемный вопрос. Если ребенок испытывает затруднение, то ему может помочь одноклассник, успешно выполнивший данное задание. В разделе отчетов можно найти протоколы с детальным выборов правильных и неправильных ответов, отдельно формируется матрица ответов по каждому ученику класса.

В ходе апробации данного сервиса в учебно-воспитательном процессе были выявлены и недостатки: обязательное наличие сети Интернет на уроке, влияние освещенности в классе на скорость и качество сканирования ответов учащихся, временами длительная синхронизация данных мобильного устройства с компьютером.

Апробация ресурса проходила на базе ФГКОУ «Тульское суворовское военное училище Министерства обороны РФ» на уроках английского языка в 5 классе при изучении модуля, посвященного теме «Каникулы». Место и время использования онлайн-сервиса Plickers зависели от ряда факторов: конкретных целей занятия, содержания учебного материала, этапов и условий урока.

Проверка домашнего задания с использованием пликеров проходит быстро, с элементом соревновательности. Суворовцы поднимают карточки с ответом, соответствующим слову, которое они выбрали, выполняя упражнение на самоподготовке. Преподаватель контролирует все ли понимают разницу в значении слов.

На этапе организации начала урока предлагается отгадать загадку, которая приблизит учащихся к теме урока и подскажет его содержание. Учащиеся поднимают карточки с выбранным вариантом ответа.

Работу над текстом, заданием по аудированию, лексико-грамматическими заданиями можно также организовать с помощью пликеров. Занимателен и опрос общественного мнения на уроке. Учитель записывает на доске популярные времяпровождения на каникулах и предлагает учащимся ответить на вопрос “What do you prefer to do during your holidays?” Ученики поднимают карточки со своим ответом, учитель выводит на экран результаты опроса в виде графика. Класс комментирует полученные результаты, интерпретируя нелинейные тексты в виде диаграмм.

Безграничны варианты использования пликеров на этапе рефлексии. Начиная с вопроса «Как ты себя чувствовал на уроке?», используя метод неоконченного предложения: «Я допускал ошибки в произношении / аудировании / грамматике / говорении и т.п.», и заканчивая кратким опросом на проверку усвоения материала. Учитель получает моментальную обратную связь от класса, используя данный сервис при опросе. Результаты формирующего оценивания немедленно используются учителем для установления знаний обучающихся, исправления их ошибок, определения новых путей и форм обучения. Не нужно проверять тестовую работу каждого ученика после урока и тратить время, сожалея об упущенных возможностях для корректировки знаний еще на этапе объяснения и закрепления нового материала.

Интенсивное инновационное обновление образования невозможно без широкого применения новейших программ и онлайн-сервисов. Технологические решения позволяют достичь существенных результатов в образовательной деятельности, соответствующей новым федеральным государственным образовательным стандартам. Безусловно, подобные инструменты имеют свои допустимые пределы, но их преимущества касательно продуктивности и эффективности использования открывают учителям новые возможности усовершенствования учебного процесса. Сервис Plickers полезен не только при проведении формирующего оценивания образовательных результатов учащихся, но может быть применен при выполнении заданий по лексике, грамматике, чтению и аудированию на уроке английского языка.

 



Список литературы:

  1. Логинова И., Рождественская Л. Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя-предметника / И. Логинова. – Нарва, 2012. – 50 с.
  2. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе / М.А. Пинская. – М.: Логос, 2010. – 264 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897 [Электронный ресурс]. – URL: http:// http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/938 (дата обращения: 02.11.2017).
  4. Make Learning Awesome [Электронный ресурс]. – URL: http://getkahoot.com (дата обращения: 13.10.2017).
  5. Plickers [Электронный ресурс]. –URL: http://plickers.com (дата обращения: 03.10.2017).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: