» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №8 2017

Автор: Гуляева Виктория Александровна, студент МПГУ
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Обучение русскому языку как иностранному с помощью рекламных роликов

Статья просмотрена: 177 раз

УДК 372.881.161.1

ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ С ПОМОЩЬЮ РЕКЛАМНЫХ РОЛИКОВ

Гуляева Виктория Александровна

студент 4 курса

Московский педагогический государственный университет, г. Москва

 

Аннотация. Статья посвящена вопросу выбора более эффективной организации обучения иностранцев русскому языку как иностранному.  В работе рассматриваются достоинства и недостатки обучения русскому языку как иностранному с помощью использования на занятиях рекламных роликов. На основе проведённого исследования автором предлагается включить в обучение русскому языку как иностранному рекламные ролики, представляющие собой короткие обучающие видеофрагменты. По мнению автора, все рекламные ролики можно разделить на группы и использовать в соответствии с тематикой отдельного занятия, что будет способствовать лучшему запоминанию лингвистического материала.

Ключевые слова: русский как иностранный (РКИ), обучение иностранцев, рекламные ролики в обучении, коммуникация, тест по русскому языку как иностранному (ТРКИ), социальная реклама, интенсификация обучения, обучение аспектам языка и речи, формирование речевой компетенции.

Можно сделать весьма ценные открытия как

в «Мыслях» Паскаля, так и в рекламе мыла.

Марсель Пруст

Россия является самой большой по площади страной мира. Она представляет собой мирового партнёра в различных сферах общественной жизни многих государств. Сегодня Россия тесно сотрудничает с Китаем, Сирией, Германией, Нидерландами и другими странами со всего мира. Понимая преимущества поддержания связей с Россией, специалисты в различных отраслях деятельности, молодёжь, деловые партнёры из разных уголков планеты начинают всё больше приобщаться к русской культуре, традициям, берутся за освоение русского языка.

В 2014 году в Федеральном законе от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ  «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» появилась поправка в Статье 15-1 было официально установлено, что иностранный гражданин при обращении за получением разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешения на работу обязан подтвердить владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации [6]. В связи с вступлением закона в силу по всей России начали открываться школы, обучающие русскому языку как иностранному, специализированные курсы на базе ведущих университетов страны. Это послужило сильным толчком для разработки новых эффективных методик обучения русскому языку как иностранному.

На сегодняшний день обучение русскому языку как иностранному является востребованным курсом профессиональной подготовки при выборе педагогической специальности. Как известно, наиболее интенсивным освоение иностранного языка становится тогда, когда оно осуществляется на самом изучаемом иностранном языке, с носителем и в языковой среде [3]. Особенно эффективными являются ролевые игры, в которых обстоятельства максимально приближены к реальному общению (естественная ситуативность), создание учебно-речевых ситуаций, чтение аутентичной литературы, общение с носителями, театральная педагогика, просмотр видеоматериалов и прослушивание аудиозаписей [1]. Всё это повсеместно применяется для достижения наиболее качественных результатов обучения русскому языку как иностранному.

Нами был проведён эксперимент по обучению русскому языку как иностранному с помощью рекламных роликов (на базе Дечжоуского Университета в Китае). Известно, что видеоматериалы оказывают большое эмоциональной воздействие на учеников, обладают огромной силой впечатления [7]. Две группы иностранных студентов по 10 человек обучались русскому языку как иностранному в течение месяца. Для одной группы занятия проводились без привлечения видеоматериалов, для другой группы к каждому новому разделу лексики и (или) грамматики были подобраны соответствующие рекламные ролики. В результате, вторая группа показала результат усвоения материала на 15% выше, чем первая группа при такой же подаче материала по лексическому и грамматическому аспектам русского языка и речи, но без видеоматериала (рекламных роликов).

Рассмотрим отдельно преимущества рекламных роликов. Во-первых, они представляют собой ёмкий красочный сюжет, привлекающий внимание обучающихся [5; 10]. Во-вторых, подобранный рекламный ролик полностью отвечает заданной теме урока. В-третьих, рекламный ролик содержит в себе наиболее частотные слова и грамматические конструкции русского языка и представляет собой образец разговорной речи, которая является основой освоения иностранного языка на начальном этапе обучения [4]. В-четвёртых, рекламный ролик несёт в себе актуальную и полезную для иностранцев информацию о продуктах питания, бытовой технике, магазинах, достопримечательностях и т. д. В-пятых, рекламный ролик является частью массовой культуры России и позволяет иностранцам сложить представление о русских людях и их менталитете. Отсюда следует, что, рекламный ролик содержит в себе как лингвистический компонент, так и социокультурный компонент, который способствует наиболее быстрой адаптации иностранного гражданина в условиях проживания в иноязычной стране [2; 9].

Тем не менее, обучение русскому языку как иностранному с помощью рекламных роликов имеет свои недостатки:

·                    непроизвольная реклама того или иного продукта или услуги;

·                    слишком короткая продолжительность рекламного ролика не всегда позволяет раскрыть тему, затронутую в рекламе на том уровне, который будет полностью понятен обучающемуся [8];

·                    подбор рекламного ролика к уроку требует от преподавателя больших временных затрат.

Мы провели анализ существующих рекламных роликов за последнее время и составили таблицу, в которой отразили виды рекламных роликов и сферу их применения на уроках русского языка как иностранного.

Вид рекламного ролика

Сфера применения

Реклама, затрагивающая межличностное общение, абстрактные понятия (дружба, любовь, обман, честность, вера в себя, забота, бережное отношение к природе и др.)

На уроках, посвящённых воспитанию, при обсуждении положительных и негативных качеств человека, для организации уроков-дискуссий, в качестве вводного видео перед заданием по говорению или сочинением-рассуждением.

Реклама пищевых продуктов

Знакомство с лексикой и грамматическими конструкциями по темам «Еда», «Магазин», «Приготовление пищи».

Реклама бытовых приборов

Знакомство с лексикой и грамматическими конструкциями по темам «Использование бытовых приборов», «Я помогаю по дому».

Реклама жилых помещений

Знакомство с лексикой и грамматическими конструкциями по темам, связанным с описанием комнаты, своего дома, района.

Реклама путешествий

Знакомство с лексическим и грамматическим материалом по темам «Путешествие», «Страна моей мечты», «Народы со всего света». Вводное видео для организации учебных бесед с проблемными ситуациями, бесед-рассуждений.

Реклама банков и страховых компаний

Знакомство с лексическим и грамматическим материалом по темам «Банк», «Банковские операции», «Финансы», «Страхование».

Реклама одежды

Знакомство с лексическим и грамматическим материалом по темам «Одежда», «Дизайн одежды».

 

В таблице затронуты основные и самые необходимые для обучения русскому языку как иностранному, на наш взгляд, виды рекламы. Темы, заявленные в таблице, могут меняться, сферы применения рекламных роликов могут расширяться и дополняться.

В завершении скажем, что мы живём в мире быстро меняющихся технологий, огромного количества информационных ресурсов, высоких темпов развития во всех сферах общественной жизни. Именно поэтому обучение нуждается в постоянном усовершенствовании, поиске наиболее интенсивных и эффективных методик. Реклама – это часть нашей повседневной жизни, и она занимает весомую нишу в формировании взглядов людей, влияет на их выбор и отношение к тому, что их окружает. Использование рекламных роликов на уроках для обучения русскому языку как иностранному позволит сделать усвоение материала более быстрым и прочным, познакомит с культурой и менталитетом русских людей, поможет преподавателям в поиске дополнительных материалов к уроку, послужит толчком к разработке новых более оптимальных методик обучения русскому языку как иностранному.

 



Список литературы:

1.             Биктимирова, Р. М. Использование средств массовой информации при обучении аудированию [Текст]. / Р. М. Биктимирова, И. Н. Соколова, Е. О. Аккерман // Методика обучения культуре и культура обучения иностранным языкам: Международный сборник научных статей / ФГБОУ ВПО «ТГТУ». — Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2013. — С. 8–11.

2.             Ильясова, С. В. Язык СМИ и рекламы : игра как норма и как аномалия : монография [Текст]/ С. В. Ильясова, Л. П. Амири. – 3-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА : Наука, 2018. – 328 с.

3.             Китайгородская, Г. А. Система интенсивного краткосрочного обучения иностранным языкам : метод активизации возможностей личности и коллектива [Текст] : автореферат дис. ... доктора пед. наук : 13.00.02 / Китайгородская Галина Александровна. — М., 1987. — 37 с.

4.             Лапинская, И. П. Стиль рекламы: Речевые формы: монография [Текст] / И. П. Лапинская, М. А. Денисова, О. В. Гостева и др.; под ред. И. П. Лапинской. – Воронеж: ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», 2016. – 161 с.

5.             Левицкая, А. А. Ваш ребёнок и реклама [Текст]. – М.: МОО «Информация для всех», 2011. – 98 с.

6.             Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102078147&intelsearch=%EE+%EF%F0%E0%E2%EE%E2%EE%EC+%EF%EE%EB%EE%E6%E5%ED%E8%E8+%E8%ED%EE%F1%F2%F0%E0%ED%ED%FB%F5+%E3%F0%E0%E6%E4%E0%ED  (дата обращения: 06.09.2017)

7.             Buckingham, D. Media Education: Literacy, Learning and Contemporary Culture [Text]. – Cambridge, UK: Polity Press, 2003. – 219 p.

8.             Bujjzen M., Mens C. Adult Mediation of Television Advertising Effects: A comparison of factual, evaluative, and combined strategies [Text]. // Journal of Children and Media, 2007. Vol. 1. N 2.

9.             Silverblatt, A. Media Literacy [Text]. – Westport, Connecticut – London: Prager, 2001. – 449 p.

10.         Worsnop, C. M. Screening Images: Ideas for Media Education[Text].– Mississauga, 1999. –314 p.



Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: