» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (70) 2023
Автор: Кочерга Екатерина Андреевна , студент
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Влияние тренинга саморефлексии на адаптацию и самоуверенность учеников 9“Б” класса МБНОУ “Гимназия № 48”
Дата публикации: 12.01.2023
ВЛИЯНИЕ ТРЕНИНГА САМОРЕФЛЕКСИИ НА АДАПТАЦИЮ И САМОУВЕРЕННОСТЬ
УЧЕНИКОВ 9“Б” КЛАССА МБНОУ “ГИМНАЗИЯ № 48”
Кочерга Екатерина Андреевна
студент
Е. В. Дворцова
канд.
психол. наук, доцент
Кузбасский
гуманитарно-педагогический институт Кемеровского государственного университета,
г. Новокузнецк
Аннотация. В
статье рассматривается, как тренинг саморефлексии влияет на адаптацию и
учеников 9 класса, в виде краткого обзора экспериментального исследования.
Ключевые слова:
адаптация, самоуверенность, тренинг, саморефлексия, учебная деятельность,
психоэмоциональное состояние, эксперимент, эмоции, психика, соревнования.
В
жизни девятиклассника происходит множество решений, являющихся серьезными
стресс-факторами, потому как от них зависит дальнейшая жизнь подростка. Для
благополучного прохождения обучения важна способность к адаптации в более
нагруженных условиях.
Данный
учебный год сильно отличается от предыдущих лет, т.к. учебная деятельность ориентирована на подготовку к первому
экзамену в жизни школьника – ОГЭ. Перед сдачей ученик должен решить для себя
два вопроса: выбор профильных предметов, и продолжить обучение до 11 класса или
пойти в колледж/техникум. Для принятия решения важно понимать собственные
потребности, предрасположенности и возможности, как интеллектуальные, так и
социально-экономические. За эти умения отвечает способность к саморефлексии и
самоуверенность. Последняя в свою очередь будет выступать как движущая сила,
необходимая для выбора, потому как от уверенности в своих действиях зависит
начало любой деятельности по достижению поставленных задач.
Если
взять во внимание вышеперечисленные события, происходящие на девятом году
обучения, то вывод о необходимости изучения взаимосвязи адаптации и
самоуверенности с саморефлексией напрашивается сам по себе.
Гипотеза: прохождение
тренинга саморефлексии повышает адаптацию и самоуверенность у учеников 9 “Б” класса МБНОУ “Гимназия
№ 48”.
Цель: исследования
влияния тренинга саморефлексии на адаптацию и самоуверенность учеников 9 “Б” класса МБНОУ “Гимназия
№ 48”.
Задачи:
- Провести психологический анализ учебной деятельности учеников 9 “Б” класса МБНОУ “Гимназия № 48”.
- Проанализировать в научной литературе разработанность проблемы влияния тренинга саморефлексии на адаптацию и самоуверенность учеников 9 “Б” класса МБНОУ “Гимназия № 48”.
- Охарактеризовать выборку и этапы исследования, обосновать методы и методики исследования.
- Разработать эксперимент по исследованию влияния тренинга саморефлексии на адаптацию и самоуверенность учеников 9 “Б” класса МБНОУ “Гимназия № 48”.
- Провести первичную диагностику адаптации и самоуверенности у учеников 9 “Б” класса МБНОУ “Гимназия № 48”.
- После проведения тренинга самосознания провести вторичную диагностику адаптации и самоуверенности у учеников 9 “Б” класса МБНОУ “Гимназия № 48”.
- Выявить влияние тренинга саморефлексии на адаптацию и самоуверенность учеников 9 “Б” класса МБНОУ “Гимназия № 48”.
Методы:
теоретический анализ литературы, психодиагностическое тестирование,
экспериментальный метод, метод математико-статистической обработки данных –
оценка достоверности отличий (t-критерий
Стьюдента).
Методики:
- Опросник социально-психологической адаптации, СПА (К. Роджерс, Р. Даймонд);
- Многоуровневый личностный опросник Адаптивность (МЛО-АМ) (А. Г. Маклаков, С. В. Чермянин);
- Методика исследования самоотношения (МИС)(С. Р. Пантилеев).
Выборка: 30 учеников 9 “Б”, из
них 15 учеников в экспериментальной группе и 15 в контрольной.
Результаты
экспериментального исследования.
использование математического
метода обработки данных t-критерия
Стьюдента выявило значимые различия в дельта-значениях адаптации между экспериментальной
и контрольной группами, а именно в показателях личностного адаптационного
потенциала и самоуверенности. Полученное
по методике МЛО-АМtэмп.= -2,71
больше tкрит. = 2,05
(при уровне значимости p
≤
0,05). Полученное по методике МИС значение tэмп.= -4,89 больше tкрит. = 3,67 (при уровне
значимости p
≤
0,001). Полученные данные свидетельствую о том, что тренинг саморефлексии
повлиял на личностный адаптационный потенциал и самоуверенность учеников.
Полученное явление мы обосновываем так: тренинговая программа по развитию
саморефлексии оказало положительное влияние на улучшении результатов
личностного адаптационного потенциала и самоуверенности за счет развития
понимания себя, своих данных и умение грамотного использования этого.
В процессе математической
обработки данных не было выявлено статистически значимых различий между
дельта-значениями по адаптации в экспериментальной и контрольной группах. В
связи с этим мы делаем вывод, что тренинг саморефлексии не оказал влияния на
обобщенный показатель адаптации. Полученный результат может быть обоснован тем,
что опросник для диагностики социально-психологической адаптации направлен на
внешнюю адаптации, влияние на которую оказал бы больше тренинг на развитие
коммуникативных навыков.
Таким образом, полученные
результаты свидетельствуют о частичном подтверждении гипотезы о том, что
тренинг саморефлексии повышает показатели личностного адаптационного потенциала
и самоуверенность.
По результатам входной и
выходной диагностики стрессоустойчивости
у студентов-психологов экспериментальной группы, по трем методикам: опросник
социально-психологической адаптации, СПА (К. Роджерс, Р. Даймонд); многоуровневый личностный опросник Адаптивность (МЛО-АМ) (А. Г. Маклаков, С. В. Чермянин); методика исследования самоотношения (МИС) (С. Р. Пантилеев)
уровни личностного адаптационного потенциала и самоуверенности изменились,
стали более высокими после проведения тренинга саморефлексии. Также
расчет t-критерия Стьюдента показал, присутствие значимых различий между
входной и выходной диагностикой.
Также была использована оценка
достоверности отличий по t-критерию Стьюдента между изменениями (дельтами)
показателей, эффективность влияния тренинга саморефлексии на адаптацию и
самоуверенность учеников 9 “Б” класса МБНОУ “Гимназия № 48” была доказана частично,
так как было выявлено разница значимых различий между дельта-значениями по
показателям личностного адаптационного потенциала и самоуверенности.
Также при оценке для анализа
экспериментального воздействия нами был проведен анализ валидности
эксперимента, так для соблюдения внешней валидности нами была составлена
выборка из 30 учеников, разных возрастов, в ходе первичной диагностики было
выявлено, что адаптация и самоуверенность у учеников было выявлено, находится
на среднем, ниже среднего уровнях, что делает проблематичным перенос
результатов исследования на учеников с уровнями – высокий. Для удовлетворения
внешнему виду валидности в последующем исследовании необходимо расширить состав
выборки и включить в нее респондентов со всеми уровнями стрессоустойчивости.
Для удовлетворения внутренней
валидности в нашем исследовании был проведен организационный этап, в рамках
которого мы постарались предусмотреть и учесть все возможные дополнительные
переменные, на организационном этапе производился контроль за постоянством
условий в помещениях и состоянием учеников, контролировались внешние
воздействия. Однако несмотря на контроль за внешней обстановкой,
на экспериментальный эффект воздействие могла оказать непосредственно сама
обстановка, так как занятия проводились в учебных аудитория, это могло помешать
расслабиться настроиться на процесс тренинга саморефлексии. Для устранения
подобных эффектов в дальнейших исследованиях и для удовлетворения внутренней
валидности необходимо оценить степень комфортности помещений для респондентов,
сменить помещение на то, которое не будет ассоциироваться с учебной
деятельностью.
Операциональная валидность была
удовлетворена за счет составления корректного плана эксперимента и подбором
методик, удовлетворяющих теме исследования, а именно: опросник социально-психологической
адаптации, СПА (К. Роджерс, Р.Даймонд);многоуровневый
личностный опросник Адаптивность (МЛО-АМ) (А. Г.
Маклаков, С. В. Чермянин); методика
исследования самоотношения (МИС) (С. Р. Пантилеев).
Конструктная валидность,
выражающая адекватность метода интерпретации экспериментальных данных теории,
была удовлетворена за счет проведения теоретико-методологического анализа
проблематики тренинга саморефлексии и за счет дальнейшей интерпретации
полученных данных в ключе выделенного нами понятия саморефлексии.
Так, саморефлексия была определена нами как способность человека оценивать и
отслеживать собственную умственную деятельность с насколько это возможно
объективной стороны.
Список литературы:
- Слово молодых ученых: актуальные вопросы искусствознания: сборник статей по материалам ХХ Всероссийской научной конференции с международным участием (19–24 апреля 2021 г.) : материалы конференции / под редакцией И. В. Полозовой [и др.]. — Саратов : СГК им. Л.В. Собинова, 2021. — 626 с. — ISBN 978-5-94841-493-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/186745 (дата обращения: 17.11.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Иконникова, Г. Ю. Психодиагностика: применение статистических методов : учебно-методическое пособие / Г. Ю. Иконникова, А. И. Худяков. — Санкт-Петербург : РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. — 144 с. — ISBN 978-5-8064–2599-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/136720 (дата обращения: 19.11.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Карелин, А. А. Большая энциклопедия психологических тестов / А. А. Карелин. – Москва :Эксмо, 2007. – 414 с. – ISBN 978-5-699-13698-8. – Текст : непосредственный.
- Психология развития личности : учебное пособие / И. В. Казакова, Н. Н. Князева, О. А. Кочеулова [и др.]. — Омск :ОмГПУ, 2020. — 198 с. — ISBN 978-5-8268-2246-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/189058 (дата обращения: 13.11.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Комментарии: