» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (71) 2023

Автор: Попов Максим Андреевич, магистрант
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Прокуратура РФ как гарант прав и свобод человека и гражданина

Статья просмотрена: 84 раз
Дата публикации: 22.01.2023

УДК 34.342

ПРОКУРАТУРА РФ КАК ГАРАНТ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Попов Максим Андреевич

магистрант

Волгоградского государственного университета, г. Волгоград

 

Аннотация. Защита прав и свобод человека является обязанностью правоохранительных органов, в том числе и органов прокуратуры РФ, которые служат интересам нашего государства уже достаточное длительное время. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ, защита прав и свобод человека – это обязанность, которая содержит определенные принципы реализации, основополагающие начала правозащитного процесса.[1] Законодательно закреплено, что органы прокуратуры осуществляют деятельность, носящая правозащитный характер. В настоящее время наиболее остро стоят проблемы защиты прав и свобод человека и в данном случае органам прокуратуры отведена особая роль в системе обеспечения прав и свобод человека и гражданина, интересов государства и общества. В связи с этим, в данной статье рассматриваются вопросы, задачи и направления деятельности органов прокуратуры в области защиты прав и свобод человека и гражданина.

Ключевые слова: конституционные нормы, правоохранительные органы, прокуратура, прокурорский надзор, прав и свободы человека и гражданина, правозащитная функция.

 

Сегодня прокуратура России является одним из ключевых элементов, формирующих правовое государство, обеспечивающих целостность страны и реализующих высокую политику России, направленную на всестороннее развитие общества. Работа сотрудников прокуратуры тяжелая, очень ответственная и важная для каждого гражданина и государственного учреждения в России, потому что система прокуратуры осуществляет контроль над всеми сферами политической, социально-экономической, законодательной деятельности – это важнейший фактор стабильного и эффективного развития российского общества.[2]

Т.Н. Москалькова отмечает, что права и свободы человека в демократическом обществе представляют собой наивысшую ценность и эффективность гарантии их реализации должно быть на высшем уровне. Так же она привела пример из практики, когда правоохранительные органы ненадлежащим образом осуществляли свои полномочия по охране права человека на жизнь. От жителя Московской области поступила жалоба на то, что ему регулярно поступают телефонные звонки с угрозами убийства и как оказалось он не раз обращался в правоохранительные органы опасаясь за свою жизнь. Полиция в свою очередь отказалась возбуждать уголовное дело, так как не нашла необходимых для этого доказательств. Городская прокуратура в свою очередь провела проверку, но возбуждения уголовного дела житель так и не дождался. Лишь после проведения очередной прокурорской проверки действия полиции были признаны незаконными. Права были восстановлены, но человек потратил много времени в то время как на кону стояла жизнь.[3] В данном случае, прокуратуры сыграла решающую роль в защите прав человека.

Защита прав и свобод граждан, которую осуществляет прокуратура, является гарантией торжества закона и справедливости и одним из предварительных условий создания подлинно демократического, гражданского и открытого общества в нашей стране.

Все усилия, которые прилагает Прокуратура Российской Федерации, направлены на решение важнейших проблем, имеющих отношение к развитию современного, цивилизованного, процветающего государства.

Прокурорский надзор играет существенную роль в обеспечении прав и свобод человека и гражданина. Принимая своевременные меры реагирования на нарушения, данный орган способен в достаточно короткие сроки восстановить нарушенные права и привлечь к ответственности виновных.[4] Прокурорский надзор осуществляется в соответствии с таким принципом как непосредственное действие прав и свобод в соответствии с конституционными нормами.  Данный вид надзора можно обозначить в качестве формы правовых средств: акты прокурорского надзора и способы его реализации. Так за январь-октябрь 2022 при реализации прокурорского надзора было выявлено 3 555 778 случаев нарушения законов, принесено протестов – 368 766, к дисциплинарной ответственности привлечено 597 249 лиц, предостережено лиц о недопустимости нарушения закона – 82 947 и т.д.[5]

В 2021 году Прокуратура Волгоградской области подвела итоги надзорных проверок в сфере соблюдения прав инвалидов и иных социально незащищенных категорий населения, в связи с чем было выявлено более 1200 нарушений. Преобладающем стало: нарушение прав инвалидов и ветеранов ВОВ по предоставлении им услуг по социальному обслуживанию. Тем самым, было вынесено 642 представления, 31 протест и привлечено к дисциплинарной ответственности 560 должностных лиц.

Тем самым, следует обоснованным считать вывод о том, что прокурорский надзор один из реальных гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Его законодательное закрепление говорит о немаловажном нарастании позиций органов прокуратуры в механизме охраны таких объектов.[6] Учитывая, что в последнее время возрастают случаи нарушения прав человека, нехватка у граждан средств на оплату услуг адвоката, возникает особая значить дальнейшего усовершенствования законодательства, в части реализации органами Прокуратуры РФ прокурорского надзора.

Так, значимым является роль Прокуратуры РФ в оказании квалифицированной юридической помощи населению. Данный механизм сформировался ввиду того, что в России отмечается достаточно низкий уровень правовой культуры, в связи с чем требуют особой поддержки граждане в реализации и защиты своих прав и законных интересов. Прокуратура в данном случае входит в группу негосударственных органов, которые способны реализовывать квалифицированную юридическую помощь.

Стоит также отметить, что не так давно прокуратура имела неограниченные права, то после 2017 года все изменилось. Теперь, прокурор не должен запрашивать информацию не по теме прокурорской проверки; может осуществлять проверки только в крайнем случае; в случае принятия решения о проверке, прокуратуре необходимо объяснять, что, зачем и на каком основании будет проводится такая проверка.

Г.М. Мусаева отмечает, что в настоящее время наиболее остро обстоят дела с зашитой прав и свобод человека.[7] В этой связи заслуживает особого внимания деятельность органов прокуратуры РФ в данной сфере.  При этом их деятельность должна быть осуществлена в той мере, в какой это не противоречит требованиям действующего законодательства РФ.

Исторически обоснованно, что органы прокуратуры являются уникальнейшим государственно-правовым институтом, деятельность которого направлена непосредственно на укрепление законности и правопорядка в стране и в обществе. Деятельность прокуратуры направлена на выполнение важнейшей задачи – защиту прав и свобод человека и гражданина, и сужение сферы деятельности прокурорского надзора не вполне оправдано.  Реализуя прокурорский надзор, прокуратура обладает полномочиями, которые принадлежат только данному направлению деятельности, к примеру, проверка и рассмотрения жалоб, заявлений и иных сообщений. В каждом конкретном случае, Прокуратура РФ также правомочна восстанавливать нарушенные права и свободы, а также разрешать правовой конфликт. По мере изменения условий социальной действительности, формирования новых установок правового поля, упрочения законности, повышения правовой культуры должны вноситься необходимые коррективы в деятельность прокуратуры. Не исключается даже возможность создания нового самостоятельного органа, который возьмет на себя выполнение обязанностей, реализуемых ныне в рамках надзорной деятельности прокуратуры.



Список литературы:

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [электронный ресурс]. Справ. сист. Консультант Плюс
  2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 05.12.2022) "О прокуратуре Российской Федерации" [электронный ресурс]. Справ. сист. Консультант Плюс
  3. Диалог с Уполномоченным по правам человека Т.Н. Москалькова. [электронный ресурс]. Режим доступа: http://ombudsmanrf.org (дата обращения: 21.12.2022)
  4. Мусаева Г.М. Роль прокуратуры российской федерации в механизме защиты прав и свобод человека и гражданина в российской федерации // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2014. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-prokuratury-rossiyskoy-federatsii-v-mehanizme-zaschity-prav-i-svobod-cheloveka-i-grazhdanina-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 21.12.2022).
  5. Воронин, О. В. О современном понимании понятий "правовые средства прокурорского надзора" и "формы реализации правовых средств прокурорского надзора" / О. В. Воронин // Вестник Томского государственного университета. Право. – 2021. – № 39. – С. 5-14.
  6. Основные результаты прокурорской деятельности за январь-октябрь 2022 года. [электронный ресурс]. Офиц. сайт Генеральной прокуратуры РФ
  7. Основные результаты прокурорской деятельности за январь-октябрь 2022 года. [электронный ресурс]. Офиц. сайт Генеральной прокуратуры РФ


[1] "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [электронный ресурс]. Справ. сист. Консультант Плюс

[2] Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 05.12.2022) "О прокуратуре Российской Федерации" [электронный ресурс]. Справ. сист. Консультант Плюс

[3] Диалог с Уполномоченным по правам человека Т.Н. Москалькова. [электронный ресурс]. Режим доступа: http://ombudsmanrf.org (дата обращения: 21.12.2022)

[4] Тишков Д.С. Некоторые особенности предмета прокурорского надзора за соблюдением конституционного права личности на труд // Сибирское юридическое обозрение. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-osobennosti-predmeta-prokurorskogo-nadzora-za-soblyudeniem-konstitutsionnogo-prava-lichnosti-na-trud (дата обращения: 27.12.2022).

[5] Основные результаты прокурорской деятельности за январь-октябрь 2022 года. [электронный ресурс]. Офиц. сайт Генеральной прокуратуры РФ

[6] Воронин, О. В. О современном понимании понятий "правовые средства прокурорского надзора" и "формы реализации правовых средств прокурорского надзора" / О. В. Воронин // Вестник Томского государственного университета. Право. – 2021. – № 39. – С. 5-14.

[7] Мусаева Г.М. Роль прокуратуры российской федерации в механизме защиты прав и свобод человека и гражданина в российской федерации // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2014. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-prokuratury-rossiyskoy-federatsii-v-mehanizme-zaschity-prav-i-svobod-cheloveka-i-grazhdanina-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 21.12.2022).



Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: