» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (71) 2023

Автор: Маршевская Анастасия Павловна, Студент
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Влияние просмотра фильма мальчик в полосатой пижаме на психоэмоциональное состояние учителей школы-интерната

Статья просмотрена: 67 раз
Дата публикации: 04.02.2023

ВЛИЯНИЕ ПРОСМОТРА ФИЛЬМА «МАЛЬЧИК В ПОЛОСАТОЙ ПИЖАМЕ» НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Маршевская Анастасия Павловна

студент

Е.В. Дворцова

канд. психол. наук, доцент

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Кемеровского государственного университета, г. Новокузнецк

 

Аннотация. В статье рассматривается, как просмотр фильма влияет на показатели психоэмоционального состояния, которое включает в себя самочувствие, активность, настроение, аффект и эмоции в виде краткого обзора экспериментального исследования.

Ключевые слова: психоэмоциональное состояние, влияние просмотра фильма, учителя школы-интерната, эксперимент.

 

В настоящее время образовательная парадигма проходит существенное реформирование, что сказывается на профессиональной деятельности учителей, а также на их психоэмоциональном состоянии.

Психоэмоциональное состояние учителя – специализированная форма психического благосостояния с преобладанием эмоционального переживания. Данные проявления в реагировании на действительность важны человеку, так как они регулируют его самочувствие и функциональные возможности. Недостаток эмоций понижает действенность центральной нервной системы и может стать причиной снижения работоспособности, эмоционального интеллекта, коммуникативных навыков и многому другому. Излишнее воздействие эмоциогенных факторов может вызвать нервно-психическое напряжение и срыв высшей нервной деятельности.

Для учителей школы-интерната важно поддерживать оптимальное эмоциональное состояние, которое проявляется в условиях готовности к успешному выполнению своих профессиональных обязанностей, коммуникации с коллективом и обучающимися в благоприятном для здоровья осуществлении.

Таким образом, всё выше сказанное определяет актуальность нашего исследования «Влияние просмотра фильма «Мальчик в полосатой пижаме» на психоэмоциональное состояние учителей школы-интерната».

Гипотеза: просмотр фильма «Мальчик в полосатой пижаме» снижает такие показатели психоэмоционального состояния как: самочувствие, активность, настроение, позитивные эмоции и позитивный аффект.

Задачи:

  1. Провести психологический анализ профессиональной деятельности учителей школы-интерната;
  2. Проанализировать в научной литературе разработанность проблемы влияния фильма на психоэмоциональное состояние учителей школы-интерната;
  3. Описать этапы, обосновать выборку, подобрать методы и методики исследования.
  4. Разработать эксперимент по исследованию влияния фильма «Мальчик в полосатой пижаме» на психоэмоциональное состояние учителей школы-интерната;
  5. Провести первичную диагностику психоэмоционального состояния учителей школы-интерната в экспериментальной и контрольной группах;
  6. После просмотра фильма провести вторичную диагностику психоэмоционального состояния учителей школы-интерната в экспериментальной и контрольной группах.
  7. Выявить влияние просмотра фильма «Мальчик в полосатой пижаме» на психоэмоциональное состояние учителей школы-интерната.

Методы: теоретический анализ литературы, профессиографирование, психодиагностическое тестирование, экспериментальный метод, метод математико-статистической обработки данных – оценка достоверности отличий (t-критерий Стьюдента).

Методики:

  1. Опросник «Самочувствие, активность настроения» (САН) В. А. Доскиным, Н. А. Лаврентьевой, В. Б. Шарай[1];
  2. Методика «Шкала позитивного аффекта и негативного аффекта, ШПАНА» Д. Уотсон, Л. Кларк, А. Теллеген [2];
  3. Методика «Шкала дифференциальных эмоций» К. Изард[3].

3.         Методика «Шкала дифференциальных эмоций» К. Изард[3].

Выборка: 30 учителей МКОУ «Школа-интернат №32» г. Прокопьевск, из них 15 учителей в экспериментальной группе и 15 в контрольной.

Основные результаты экспериментального исследования:

Для выявления влияния просмотра фильма «Мальчик в полосатой пижаме» на психоэмоциональное состояние учителей школы-интерната нами был составлен квазиэкспериментальный план исследования с тестированием до и после воздействия, согласно которому расчет оценки достоверности различий при помощи t-критерия Стьюдента осуществлялся по дельта-показателям входной и выходной диагностики контрольной и экспериментальной групп. Данные расчеты представлены в таблицах 1, 2.

Таблица 1. Эффективность влияния просмотра фильма «Мальчик в полосатой пижаме» на психоэмоциональное состояние учителей школы-интерната, а именно на самочувствие (С), активность (А), настроение (Н)

Экспериментальная группа

 

С до

А до

Н до

Эксперимент

С после

А после

Н после

D С

D А

D Н

Ср. арифм

5,06

4,66

5,54

4,12

3,76

4,34

-0,94

-0,90

-1,20

Ср. кв. откл.

0,97

0,88

0,87

0,97

0,85

1,25

1,02

0,94

0,60

Контрольная группа

Ср. арифм

4,08

4,07

4,88

 

4,43

4,05

4,85

0,35

-0,02

-0,03

Ср. кв. откл.

1,31

0,71

1,01

1,26

1,15

1,29

1,14

1,10

1,41

t-критерий Стьюдента

 

-3,28

-3,42

-2,82

р – уровень значимости

 

0,01

0,01

0,05

 

Согласно таблице 1, можно сделать вывод, что использование математического метода обработки данных t-критерия Стьюдента выявило значимые различия в дельта-значениях психоэмоционального состояния между экспериментальной и контрольной группами, а именно самочувствие, активность, настроение, позитивный аффект и позитивные эмоции.

Полученное по методике «Тест САН» значение самочувствия tэмп. = -3,28 больше tкрит. = 2,05 (при уровне значимости p ≤ 0,05), значение активности tэмп. = -3,42 больше tкрит. = 2,76 (при уровне значимости p ≤ 0,01), значение настроение tэмп. = -2,82 больше tкрит. = 2,05 (при уровне значимости p ≤ 0,05).

Таблица 2. Эффективность влияния просмотра фильма «Мальчик в полосатой пижаме» на психоэмоциональное состояние учителей школы-интерната, а именно на позитивный аффект (ПА) и позитивные эмоции (ПЭ)

Экспериментальная группа

 

ПА до

ПЭ до

Эксперимент

ПА после

ПЭ после

DПА

DПЭ

Ср. арифм

32,53

32,53

27,87

25,0

-4,67

-7,53

Ср. кв. откл.

3,44

3,44

4,39

3,21

4,1

2,75

Контрольная группа

Ср. арифм

26,8

29,67

 

25,47

25,67

-1,33

-4,0

Ср. кв. откл.

3,0

4,1

3,16

3,31

3,58

3,40

t-критерий Стьюдента

 

-3,72

-3,99

р – уровень значимости

 

0,01

0,01

 

Согласно таблице 2, можно сделать вывод, что использование математического метода обработки данных t-критерия Стьюдента выявило значимые различия в дельта-значениях психоэмоционального состояния между экспериментальной и контрольной группами, а именно самочувствие, активность, настроение, позитивный аффект и позитивные эмоции.

Полученное по методике «Шкала позитивного аффекта и негативного аффекта» (Д. Уотсон, Л. Кларк, А. Теллеген) значение позитивного аффекта tэмп. = -3,72 больше tкрит. = 2,76 (при уровне значимости p ≤ 0,01). Полученное по методике «Шкала дифференциальных эмоций» (К. Изард) значение позитивных эмоций tэмп. = -3,99 больше tкрит. = 2,76 (при уровне значимости p ≤ 0,01).

 Полученные данные свидетельствую о том, что просмотр фильма «Мальчик в полосатой пижаме» повлияла на психоэмоциональное состояние учителей школы-интерната, а именно снизило показатели самочувствия, активности, настроения, позитивного аффекта и позитивных эмоций. Полученное явление обосновывается тем, что во время просмотра фильма происходит воздействие с помощью кино на психоэмоциональное состояние: осуществляется влияние на эмоции и аффекты, благодаря идентификации зрителя с персонажем, а также воздействие на психические состояния такие как самочувствие, активность, настроение, благодаря эмпатии персонажу, попадающему в различные жизненные ситуации.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о подтверждении гипотезы о том, что просмотр фильма «Мальчик в полосатой пижаме» влияет на психоэмоциональное состояние учителей школы-интерната, а именно снижает такие показатели как самочувствие, активность, настроение, позитивный аффект и позитивные эмоции.



Список литературы:

  1. Барканова, О. В. Методики диагностики эмоциональной сферы / О. В. Барканова. — Текст : электронный // Библиотека актуальной психологии : [сайт]. — URL: https://www.studmed.ru/barkanova-o-v-sost-metodiki-diagnostiki-emocionalnoy-sfery-psihologicheskiy-praktikum_7038de547ae.html (дата обращения: 25.11.2022).
  2. Леонова, А. Б. Психологические технологии управления состоянием человека / А. Б. Леонова, А. С. Кузнецова. — Москва : Смысл, 2007. — 311 с. : ил., табл.; 22 см c. — Текст : непосредственный.
  3. Рожина, Л. Н. Развитие эмоционального мира личности [Текст] : учебно-методическое пособие / Л. Н. Рожина. — Текст : электронный // Российская государственная библиотека : [сайт]. — URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007566518 (дата обращения: 25.11.2022).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: