» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (71) 2023

Автор: Зыбкина Александра Васильевна , Педагог-психолог
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Характеристика общительности в подростковом возрасте

Статья просмотрена: 185 раз
Дата публикации: 07.02.2023

УДК 159.9

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩИТЕЛЬНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Зыбкина Александра Васильевна

МОУ «Берсеневская СОШ» Лямбирского района, Республики Мордовия

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности межличностного взаимодействия в подростковом возрасте, подчеркивается значимость отношений со сверстниками.

Ключевые слова: подростковый возраст, общение, общительность, сверстники.

 

Особое значение общение, межличностное взаимодействие с другими людьми приобретает в подростковом возрасте. В этот период теряют свою актуальность отношения с родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками. Само общение подростков становится более глубоким и содержательным, расширяется область их духовного и интеллектуального общения, появляются такие эмоционально насыщенные формы взаимодействия, как дружба и любовь [3, с. 32].

Межличностное общение со сверстниками приобретают в подростковом возрасте первостепенное значение. Во-первых, общение со сверстниками это очень важный специфический канал информации; по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать психосексуальное развитие или придать ему нездоровый характер.

Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на разных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой [1, с. 132].

В-третьих, общение со сверстниками это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет для самоуважения подростка решающее значение.

Психология межличностного взаимодействия со сверстниками в подростковом возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизации)и потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность (аффилиации).

Обособление чаще всего проявляется в независимости от контроля старших. Однако оно действует и в отношениях со сверстниками. Усиливается потребность не только в социальной, но и пространственной, территориальной автономии, неприкосновенности своего личного пространства[2, с. 116].

Мальчики и девочки-подростки отличаются по уровню общительности. А. А. Реан отмечает, что на первый взгляд, мальчики во всех возрастах общительнее девочек. С самого раннего возраста они активнее девочек вступают в контакты с другими детьми, затевают совместные игры и т. д. Чувство принадлежности к группе сверстников и общение с ними для мужчин всех возрастов значительно важнее, чем для женщин [4, с. 115].

Однако различия между полами в уровне общительности не столь количественны, сколь качественны. Хотя возня и силовые игры приносят мальчикам громадное эмоциональное удовлетворение, в них обычно присутствует дух соревнования, нередко игра переходит в драку. Содержание совместной деятельности и собственный успех в ней значат для мальчиков больше, чем наличие индивидуальной симпатии к другим участникам игры. Мальчик выбирает, прежде всего, интересную игру, в которой он может проявить себя; ради этого он вступает в контакт, даже если партнеры ему не особенно нравятся. Мужское общество, как и весь стиль жизни, скорее предметны и инструментальны, чем экспрессивны.

С ранних возрастов мальчики тяготеют к более экстенсивному, а девочки – к интенсивномуобщению; мальчики чаще играют большими группами, а девочки – по двое или по трое.

Общение девочек выглядит более пассивным, зато более дружественным и избирательным. Судя по данным психологических исследований, мальчики сна­чала вступают в контакты друг с другом и лишь потом, в ходе игрового или делового взаимодействия, у них складывается положительная установка, появля­ется духовная тяга друг к другу. Девочки, наоборот, вступают в контакт главным образом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно [4, с. 117].

Таким образом, общительность – это относительно устойчивая система коммуникативных характеристик субъекта (мотивационно-смысловых и регуляторно-динамических), которая проявляется в различных видах деятельности человека и обуславливает их. Иными словами, общительность является не только условием межличностного взаимодействия, но и его результатом. Она развивается и формируется в конкретной коммуникативной деятельности человека. В подростковом возрасте потребность в общении с ро­дителями снижается, уступая место потребности в межличностных отношениях со сверстниками, однако родители остаются для подростка источником эмоционального тепла и поддержки, источником удовлетворения разнообразных потребностей, источником опыта и информации при решении сложных жизненных вопросов.

Общение со сверстниками в подростковом возрасте принимает характер первоочередной необходимости. Оно выполняет несколько важных функций: информационную; эмоциональную; является особым видом межличностных отношений. Его специфика состоит в следующем: это очень важный специфический канал информации; специфический вид эмоционального контакта.



Список литературы:

  1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. – М. :Олма Пресс, 2010.-672 с.
  2. Волкова, А. И. Психология общения / А. И. Волкова. – М. :Владос, 2012. – 405 с.
  3. Ермолаева, М. В. Психология развития / М. В. Ермолаева.–Воронеж :Модэк, 2012.–376 с.
  4. Психология подростка : учебник / под ред. А. А. Реана. – СПб. : Прайм-еврознак, 2013. – 480 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: