» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №8 2017

Автор: Арутюнова Алина Вячеславовна, магистр
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Совершенствование системы стимулирующих выплат в медицинском центре

Статья просмотрена: 200 раз

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СТИМУЛИРУЮЩИХ ВЫПЛАТ В МЕДИЦИНСКОМ ЦЕНТРЕ

Арутюнова Алина Вячеславовна

магистр

Новосибирский государственный университет экономики и управления, говосибирск

 

Аннотация. В статье представлено изучение содержания трудовой мотивации. Рассмотрены показатели и критерии оценки эффективности деятельности медицинского персонала на примере ООО СЦ «Магия Здоровья».

Ключевые слова: трудовая мотивация, мотивация, стимулирование.

 

Изучение содержания трудовой мотивации, которую тесно связывают с проблемой повышения эффективности трудовой деятельности, предполагающей не только увеличение продуктивности, но, что не менее важно, увеличение удовлетворенности человека выполняемой работой, основу которой составляет уверенность его в том, что выбранная им работа отвечает его призванию, приобретает сегодня все большее значение.

Существует множество определений понятия мотивации:

·                    «внутренний процесс сознательного и самостоятельного выбора самим человеком той или иной модели поведения, определяемой комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов для удовлетворения своих потребностей» [4, c.12];

·                    «процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения целей организации и личных целей» [5, с. 117];

·                     «побуждение к активной деятельности личностей, коллективов, групп, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности» [2, с. 51];

·                     «совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей» [1, с. 145];

·                     «внутренний процесс, происходящий под воздействием потребностей в благах; он выражается в формировании мотива поведения  личности с целью активизации трудовой деятельности на базе общественного разделения труда и развития частной собственности» [3, c.21];

·                     «состояние личности, определяющее степень активности и направленности действий человека в конкретной ситуации» [6, c. 59].

Таким образом, большинство определений указывает на то, что мотивация представляет собой управленческий процесс повышения заинтересованности персонала в достижении целей организации.  В российских условиях основой мотивации выступает оплата труда оплате труда в соответствии с последними изменениями основное мотивирующее воздействие связано с введением эффективных контрактов, в рамках которых устанавливаются стимулирующие выплаты.

Для эффективной деятельности медицинской организациитребуются ответственные и инициативные работники, высокоорганизованные и стремящиеся к трудовой самореализации личности. Обеспечить эти качества работника невозможно с помощью традиционных форм материального стимулирования и строгого внешнего контроля, зарплаты и наказаний. Только те сотрудники, которые осознают смысл своей деятельности и стремятся к достижению целей организации, могут рассчитывать на получение высоких результатов.

На современном этапе медицинским организациям предоставлено право самостоятельно разрабатывать и внедрять мотивационные системы, эффективность функционирования которых во многом определяется принципами их построения, тем, насколько полно они учитывают различные внешние по отношению к организации и внутренние условия использования того или иного мотива. В связи с этим ставится актуальная задача, найти пути формирования мотивации труда  медицинского персонала.

ООО СЦ «Магия Здоровья» - это стоматологический центр, расположенный в г. Новосибирске. Центр оказывает следующие услуги: лечение и реставрация зубов; ортопедия и имплантация; детская стоматология; профилактика и отбеливание.

В центре работает небольшое количество человек, которое в последние три года практически не меняется по численности и по структуре: специалисты составляют около 50%, средний медперсонал – 25%, руководители – около 13%.

В основе мотивации и стимулирования работников лежит экономический  метод: оплата труда. В оплате труда работников медицинского центра, согласно утвержденного положения по оплате труда, все выплаты строго регламентированы, за исключением выплат стимулирующего характера, направленных на повышение эффективности работы и качества оказания стоматологической помощи. Стимулирующие выплаты устанавливаются работникам по основной должности и по внутреннему совместительству при условии наличия оформленных в установленном порядке эффективных контрактов.

Руководством медицинского центра проводится анализ результатов, представленных руководителями структурных подразделений, на основании которых каждому сотруднику дифференцированно начисляются стимулирующие выплаты.

Базовые оценочные критерии в медицинском центре охватывают основные виды деятельности медицинского персонала, которые могут повлиять на конечные результаты функционирования всей организации (таблица 1). Сами по себе критерии по факту отражают основные виды деятельности специалистов. Однако критерии их оценки носят упрощенный характер. В частности, оценка дается от 0 до 1. Оценка выставляется индивидуально каждому работнику путем суммирования начисленных баллов по заданным критериям (за вычетом штрафных очков при наличии установленных нарушений в работе) с начислением стимулирующей выплаты в соответствии с количеством набранных баллов. 

Рассмотрев показатели и критерии оценки эффективности деятельности медицинского персонала, можем видеть, что действующая система приводит к выравниванию оплаты врачей стоматологического центра и не увязана с конечным результатом деятельности конкретного врача.

Таблица 1. Критерии оценки по действующему положению по оплате труда

Показатель

Критерии

Оценка

(баллы)

Периодичность

Дефекты качества стоматологической помощи и ведения медицинской документации по результатам проверок врачебной комиссии, вышестоящих и контрольно-надзорных органов

Отсутствие

1 и более

+1

0

Ежеквартально

Обоснованные жалобы на качество, объем оказания медицинской помощи, соблюдение дентологических аспектов деятельности по заключению врачебной комиссии

Отсутствие

1 и более

+1

0

Ежеквартально

Соответствие качества стоматологической помощи установленным стандартам

Соответствие

Несоответствие

+2

0

Ежеквартально

Осложнения, связанные с оказанием (неоказанием, не своевременным оказанием) стоматологической помощи

Отсутствие

Наличие

+1

0

Ежеквартально

Дефекты оформления медицинской документации, несоблюдение сроков предоставления отчётности

Отсутствие

1 и более

+1

0

Ежеквартально

Если все врачи отработают полный рабочий месяц, и, не будут иметь  дисциплинарных замечаний, то они заработают одинаковую сумму стимулирующих выплат по баллам независимо от индивидуально вложенного труда и конечного результата работы. Существующие критерии не обеспечивают дифференциацию стимулирующих выплат исходя с учетом индивидуального вклада. Таким образом в этой системе не работает сам принцип стимулирования за более высокие результаты труда. Поэтому  необходимо изменить подход к формированию  стимулирующих выплат.

Предложения по изменению показателей оценки эффективности деятельности для распределения стимулирующих выплат состоят в следующем:

·                    количество законченных случаев (пролеченных пациентов);

·                    коэффициент сложности курации пациента по бальной шкале;

·                    повышение процента удовлетворенности пациентами качеством медицинской помощи, методом анонимного анкетирования;

·                    повышение качества оказания медицинской помощи в соответствии с федеральными стандартами;

·                    ведение медицинской документации (истории болезни) в соответствии с требованиями МЭК;

·                    соблюдение правил по охране труда и технике безопасности, правил внутреннего трудового распорядка и санитарно-эпидемиологического режима.

Данные предложения представлены в таблице 2.

Таблица 2. Предлагаемые показатели и критерии оценки эффективности деятельности специалистов

Показатель

Единица измерения

Критерии

Оценка (баллы)

Периодичность

Количество законченных случаев (пролеченных пациентов)

Удельный вес пролеченных больных к общему числу пациентов,  (%)

Отсутствие штрафов по страховым компаниям

70% и более

50-70%

менее

+1,5

+1,0

0

Ежемесячно

Коэффициент сложности курациипациента

Удельный вес пролеченных больных к общему числу пациентов,  (%)

Сложность курации

60% и более с размером 1,3

менее 60% с размером 1,2

+2,5

 

 

+1,0

Ежемесячно

Уровень удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи

Удельный вес удовлетворенных пациентов к общему числу пациентов,  (%)

Уровень удовлетворенности

85% и более

менее 85%

+1

+0,5

Ежемесячно

Оказание медицинской помощи в соответствии с федеральными стандартами

Количество повторных обращений для исправления дефектов

Отсутствие

+2

Ежемесячно


Отсутствие замечаний по ведению медицинской документации (карты пациента)

Число замечаний и штрафных санкций

Отсутствие

+2

Ежемесячно

Несоблюдение правил по охране труда и технике безопасности, правил внутреннего трудового распорядка и санитарно-эпидемиологического режима

Количество нарушений

Отсутствие

+1

Ежемесячно

Предложенные показатели позволяют оценивать выполнение основных трудовых функций специалистов при выполнении лечения. В частности, показатели учитывают количество пролеченных коэффициентов, сложность лечения, соответствие федеральным стандартам и удовлетворенность пациентов.

Таким образом, существенно меняется система оценки по эффективности работы в оказании медицинской помощи.

При введении в действие нового положения по оценке труда  специалистов медицинского центра в соответствии с требованиями ТК РФ необходимо:

·                    провести процедуру по внесению изменений в локально нормативный акт учреждения;

·                    предупредить работников центра не менее чем за два месяца о существенных изменениях условий оплаты;

·                    заключить дополнительные соглашения к  действующим эффективным контрактам.

Проведение данных мероприятий позволят оценить индивидуальный вклад каждого сотрудника по результату вложенного труда, повысить качество оказываемой медицинской помощи, значительно повысить личную заинтересованность сотрудников к выполнению своих обязанностей и повышению квалификации, самообразованию.

 



Список литературы:

  1. Виханский, О.С. Менеджмент: Учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Экономист, 2012. - 670 с.
  2. Зайцев, Г.Г. Управление персоналом в организации: Кадровая политика, мотивация, структура / Г.Г. Зайцев, Н.В. Лашманова. - СПб.: Питер, 2010. - 176 с.
  3. Кибанов, А.Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Учебное пособие / А.Я. Кибанов, Н.А. Баткаева. – М.: Инфра-М, 2015. – 524 с.
  4. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Теория и практика: учебник для бакалавров / А. А. Литвинюк, С. Ж. Гончарова, В. В. Данилочкина [и др.]. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 398 с.
  5. Семенов, А.К. Основы менеджмента: Учебник / А.К. Семенов, В.И. Набоков. - М.: Дашков и К, 2010. - 576 с.
  6. Уткин Э.А. Основы мотивационного менеджмента: Учебник / Э.А. Уткин. - М.: ЭКМОС, 2014. - 235 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: