» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (73) 2023

Автор: Давыденко Ирина Федоровна, Болтенкова Ирина Валерьевна, Воспитатели
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе

Статья просмотрена: 172 раз
Дата публикации: 15.03.2023

УДК. 37.034

ВЛИЯНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ

Давыденко Ирина  Федоровна,

Болтенкова Ирина Валерьевна

воспитатели

ОГАНОУ « Академия спорта», г. Шебекино

 

Аннотация. В статье представлен опыт работы по формированию дружеских отношений в коллективе воспитанников ОГАНОУ «Академия спорта». Авторы рассматривают методы сплочения детского коллектива,  способы влияния духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе, анализируют проблему воспитания в условиях современной школы.

Ключевые слова: Духовность, нравственность, воспитательный идеал,  общество, коллектив, взаимоотношения, современная школа, личность ребенка, психологический климат.

 

«Без глубокого духовного и нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести – ничего, чем человек есть человек»

В. Белинский

 

«Вопрос воспитания детей всегда актуален, ибо без этого невозможна преемственность поколений, передача базовых знаний и духовно-нравственных норм, сохранение религиозных и культурных традиций. В конечном итоге будущее человеческой цивилизации напрямую зависит от того, кого и как мы воспитаем сегодня…» В.В. Путин.

  Духовно-нравственное воспитание детей  является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. В рамках ФГОС приоритет в школе отдан духовно-нравственному развитию и воспитанию, которому уделяется большое внимание, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

  Актуальность проблемы нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

• Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

• Во-вторых, в современном мире  ребенок  живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства детей, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

• В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательнос­ти к каждому человеку.

• В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Школа - единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Именно поэтому методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Она определяет характер современного национального воспитательного идеала.

Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

 Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

 Задача педагогического коллектива сегодня заключается не только в том, чтобы вооружить глубокими и прочными знаниями, но и сформировать у детей духовно-нравственные качества, приобщить к нравственным и духовным ценностям, воспитывать патриотизм, развивать творческое мышление, познавательную активность, умение самостоятельно пользоваться различными источниками информации, ориентироваться в событиях сегодняшнего дня.

Продуманное планирование обеспечивает  чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей, вести каждого к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

В основе духовно-нравственного воспитания лежат понятия о добре, зле, ответственности, милосердии, взаимопомощи, любви, долге, чести, достоинстве. Так как мы работаем над созданием детского коллектива, то за основу духовно равственного воспитания берем понятие «дружба».

Главной задачей считаем целенаправленное изучение каждого воспитанника, умение чувствовать состояние ребенка, вести доверительный диалог с ним. Чтобы процесс воспитания проходил успешно и безболезненно, должна быть создана такая атмосфера, где ребенку будет так же хорошо и уютно, как в семье. Нужно приложить все усилия, чтобы ученик, перешагивая порог школы, почувствовал, что здесь его ждут. В создании такой атмосферы нам, как воспитателям отводится главная роль.

Основными условиями воспитания дружеских отношений в коллективе являются:

-          создание эмоционально-положительного климата;

-          моделирование педагогических ситуаций, которые позволяют детям проявлять добрые чувства к окружающим.

В процессе различной деятельности ребята приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. Дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, побед, огорчения от неудач, ошибок. Так зарождаются дружеские отношения.

Но сплоченность должна формироваться лишь в связи с развитием активности каждого члена коллектива. Поэтому в делах группы в той или иной мере принимают участие все воспитанники, независимо от их индивидуальных особенностей.

  Одним из важнейших принципов современной системы воспитания является  опора на инициативу и творчество детей. Этот принцип реализуется в форме ученического самоуправления. Самоуправление играет важную роль в формировании нравственных качеств личности. Если  воспитанник чувствует себя причастным к интересному и полезному делу, а не простым исполнителем чужих замыслов, идеи этого дела быстрее захватывают его, приобретают личностный смысл, становятся убеждениями.

 Большое значение в жизни детского коллектива имеют традиции, которые  начинают формироваться в школе. Желание педагога развивать традиции детского коллектива, последовательно их использовать в своей работе приводит к тому, что под влиянием традиций у детей формируются положительные привычки, ответственное отношение к порученному делу, окружающим людям, самому себе. Организация интересных практических дел  создает основу для накопления положительных традиций в группе, что в свою очередь способствует обогащению жизни коллектива и его развитию.

Традиционным для ребят группы является участие в школьных и командных делах, где могут раскрыться и тихие, и застенчивые, и подвижные ребята.

Систематически проводятся мероприятия, посвящённые тематическим датам и календарным праздникам. Подготовка конкретного дела объединяет всех в достижении цели.

Невозможно не отметить  традиционные КТД: «День знаний», «Посвящение в спортсмены», «День отца», «День Матери», «Новый год», «8 Марта» и т. д.

Включение детей в определенный вид деятельности всегда имеет конкретную цель.  Ведущей воспитательной задачей является - формировать личность, способную к самореализации, стремящуюся к самопознанию и саморазвитию, здоровую духом и телом. И, как следствие - формирование крепкого, дружного коллектива.

Средствами реализации этой задачи могут стать:

-          праздники, коллективные творческие дела;

-          часы общения, диспуты;

-          создание видеороликов и презентаций;

-          участие в соревнованиях, конкурсах, акциях, рейдах;

-          экскурсии, коллективные поездки, встречи с интересными людьми и т. д.

Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. В данном направлении мы проводим знакомство с календарными православными и народными праздниками, экскурсии, конкурсы, тематические мероприятия, посвященные «Дню Победы», «Дню Защитника Отечества», встречи с ветеранами локальных войн, акции.

Классный час. Это наиболее распространённая форма организации воспитательной работы. При проведении классных часов преобладает форма свободного общения  воспитанников с педагогом. Классный час - это не обычное воспитательное мероприятие. К нему надо готовиться так, чтобы он запоминался детям, оставлял след в их сознании, влиял на их поведение.

Тематика классных часов соответствует возрасту ребят, уровню их воспитанности. Для формирования отношений между детьми, воспитания у них нравственных качеств,  проводились часы общения на темы: «Как научиться жить в мире людей?», «Умейте дружбой дорожить», «У воспитанных ребят все дела идут на лад!», «Мир твоих увлечений!», «Все мы разные, но все мы заслуживаем счастья!», «Мудрые заповеди предков», «На кого я хочу быть похожим?» и др.

 Осуществляется  работа по безопасности жизнедеятельности и пропаганде здорового образа жизни. Основная роль здесь отведена информационным часам. Тематика их разнообразна: «Путь к доброму здоровью. Роль режима в ЗОЖ», «Правила поведения в академии», «Предупрежден - значит вооружен!», «Как вести себя в чрезвычайных ситуациях» и др. Систематически знакомим детей  с памятками из цикла «Как бороться с вредными привычками», проводим  тематические беседы по теме « Воспитай себя сам», «Как воспитать у себя хорошие привычки?» и др.

Большую роль на формирование отношения детей оказывает игра. Играя, дети приучаются считаться друг с другом, стремятся подчинять свои действия общему замыслу игры. В игре формируются моральные качества, чувство товарищества и дружбы, умение справедливо разрешать спорные вопросы.    

Задача воспитания трудолюбия - одна из важнейших в системе формирования личности. Уже в школьном возрасте необходимо формировать понятие о труде как единственном источнике благосостояния общества и условии развития и становления личности. Если ребенок занят трудом, он обычно любознателен и дисциплинирован, требователен к себе и честен, он надёжный помощник в семье. Серьёзное влияние на формирование поведения оказывает выполнение различных общественных поручений. Они тесно связаны с организационной деятельностью. У каждого воспитанника есть своё поручение в группе. Совместный труд способствует формированию  дружеских отношений, учит детей договариваться между собой, оказывать посильную помощь друг другу, добиваться поставленной цели, радоваться конечному результату и ощущать себя частью коллектива. Ребята с удовольствием выполняют разовые поручения, откликаются на просьбы, а мы  всегда стараемся похвалить и отметить желание помочь.

В своей деятельности используем методы стимулирования воспитанников. Поощрение, как один из методов, применяется в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Считаем, что методы стимулирования помогают человеку формировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей.

Беседы. В воспитательной деятельности большое место занимают этические беседы. Ежедневно проводятся беседы о трудолюбии, бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, скромности, непримиримости к равнодушию и лжи. Тема беседы зависит от возникшей в группе определенной проблемы. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение к своему поведению и поведению других людей. Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Вовремя, к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном.   Главное назначение беседы - помочь воспитанникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды.

Первую школу человеческого общения ребенок проходит в семье. Семья - это особый коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Там он приобретает первоначальный опыт отношений с близкими людьми, основанных на гуманных чувствах, усваивает азы нравственности, обогащает интеллект.

Однако для полноценной социализации личности растущему человеку необходимы сверстники, с которыми бы он мог взаимодействовать как внутри семьи, так и за ее пределами. Детское общество - одно из необходимых условий всестороннего развития ребенка.

Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, в том числе и в тех, которые возникают в результате сотрудничества самих детей. Любая деятельность - игра, спорт, труд – наполняются для него особым содержанием при условии, что у него есть партнер, разделяющий его начинания и замыслы. И здесь ценно то, что  дети самостоятельно решают, во что и как играть, чем заниматься, планируют ход действий, прикидывают, как поступить в спорных случаях.

При регулярном проведении  традиционных форм и методов работы у  воспитанников формируется привычка обдумывать и оценивать свою жизнь и самих себя, умение вести групповой диалог, аргументировано  высказывать и отстаивать свое мнение. В ходе подготовки и проведении  различных мероприятий дети обсуждают, рисуют, мастерят, сочиняют, изображают, что формирует нравственные понятия и дружеские отношения в коллективе.

Данные психологической диагностики воспитанников показывают положительную динамику межличностных взаимоотношений в коллективе. Наблюдаются такие изменения, как упорядоченность жизнедеятельности  группы, общий положительный психологический климат, рост уровня воспитанности. Эти перемены замечают и родители. В результате с их стороны проявляется взаимопонимание, сотрудничество, помощь и поддержка.

В ходе работы по сплочению детского коллектива и формированию дружеских отношений можно констатировать следующие результаты:

  1. Повышение уровня воспитанности, сплочённости, умение совместно работать в команде, поддерживая и помогая друг другу.
  2. Развитие навыков контроля, самоконтроля.
  3. Формирование адекватной самооценки себя, своих поступков.
  4. Положительная динамика по формированию у детей единства действий при совместной работе.
  5. Развитие умений устанавливать дружеские контакты с одноклассниками и ребятами из других групп.

Формирование нравственных понятий очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий, систематической и планомерной работы по совершенствованию  чувств и сознания детей.

Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности  ребенка состоит в том, чтобы помогать   продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.

Но главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в совместной деятельности семьи, школы и окружающего социума, направленной на усвоение ребенком вечных ценностей: любовь к Отечеству и необходимость защищать его, милосердие, добро, потребность в добрых делах. Ведь от воспитания детей напрямую зависит судьба нашей страны.



Список литературы:

  1. Артюхова И.С. Ценности и воспитание Педагогика, 1999- №4.- С.78-80
  2. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика - 2005 - №2 - С. 67-68
  3. Бразговка Л.П. Значение нравственной установки в процессе морального становления младшего подростка / Бразговка Л.П. // Этическое воспитание. - 2007. - N 3. - с.35-40
  4. Селевко Г.К., Селевко А.Г., Социально-воспитательные технологии. М.:Народное образование, 2002.
  5. Шакирова Г.М. Методика изучений нравственных убеждений школьников в реальной жизненной ситуации.// Вопросы психологии, 1984, №2.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: