» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Апрель, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (73) 2023
Автор: Костина Галина Александровна, старший инструктор-методист
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Критерии учёта индивидуальных особенностей учащихся.
Дата публикации: 23.03.2023
УДК 796
КРИТЕРИИ
УЧЕТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ.
Кривченко
Юрий Николаевич
директор
Костина
Галина Александровна
старший инструктор-методист
областное государственное автономное
нетиповое образовательное учреждение
«Академия спорта», г. Шебекино
Аннотация.
В данной статье рассматриваются
основные критерии учета индивидуальных особенностей учащихся. Изучение
этих критериев раскрывает возможности учащегося, его индивидуальные
особенности. Индивидуальный подход, как важный принцип педагогики заключается в
управлении развитием человека, основанном на глубоком знании черт его личности
и условий жизни. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные
возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и
дарований каждого ученика.
Ключевые
слова: индивидуальный подход, возрастная психология, образование,
педагогика.
В человеческом развитии
проявляется общее и особенное. Общее свойственно всем людям определенного
возраста, особенное отличает отдельного человека. Особенное
в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженным особенным –
индивидуальностью. Индивидуальность характеризуется совокупностью
интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт личности,
которые заметно отличают данного человека от других людей. Каждый человек –
единственный и неповторимый в своей индивидуальности.
Индивидуальность выражается в индивидуальных
особенностях. Возникновение индивидуальных особенностей (различий) связано с
тем, что каждый человек проходит свой особый путь развития, приобретая на нем
различные типологические особенности высшей нервной деятельности. Последние влияют на своеобразие возникающих качеств. К индивидуальным особенностям относятся своеобразие ощущений,
восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей,
способностей, темперамента, характера личности. Индивидуальные
особенности влияют на развитие личности. Ими в значительной мере обусловлено
формирование всех качеств.
Время
учебы в старших классах и в колледже совпадает с первым периодом юности или
первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных
черт - процесс, проанализированный в работах таких ученых, как Б. Г. Ананьев,
А. В. Дмитриев, И. С. Кон, В. Т. Лисовский и др. Характерной чертой
нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов
поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не
хватало в полной мере в младших классах средней школы-
целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность,
инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам
(цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).
Вместе с тем специалисты в
области возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность человека к
сознательной регуляции своего поведения в 15-17 лет развита не в полной мере.
Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков,
в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы. Так, В. Т. Лисовский
отмечает, что 16-17 лет - это возраст бескорыстных жертв и полной самоотдачи,
но и нередких отрицательных проявлений. Школьник как человек определенного
возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:
1) с психологической, которая представляет собой единство психологических
процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне -
психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от
которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических
состояний, проявление психических образований. Однако, изучая
конкретного учащегося, надо учитывать вместе с тем особенности каждого данного
индивида, его психических процессов и состояний;
2) с
социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые
принадлежностью учащегося к определенной социальной группе, национальности и
т.д.;
3) с
биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение
анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение,
черты лица, цвет кожи, глаз, рост и т.д. Эта сторона в основном
предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных
пределах изменяется под влиянием условий жизни.
Изучение этих сторон раскрывает
качества и возможности учащегося, его индивидуальные особенности. Так, если
подойти к нему как к человеку определенного возраста, то для него будут
характерны наименьшие величины латентного периода реакций на простые,
комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной
чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных
психомоторных и других навыков. Сравнительно с другими возрастами в юношеском
возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения
внимания, решения вербально-логических задач и т.д. Таким образом,
рассматриваемый возраст характеризуется достижением наивысших,
"пиковых" результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах
биологического, психологического, социального развития. Если
же рассматривать учащегосякак личность, то возраст 16-17
лет - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических
чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения
полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских,
профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано начало
"экономической активности", под которой демографы понимают включения
человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой
биографии.
Преобразование мотивации, всей системы
ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных
способностей в связи с профессионализацией - с другой, выделяют этот возраст в
качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это время
спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений.
Этот возраст характерен и тем,
что в этот период достигаются многие оптимумы развития интеллектуальных и
физических сил. Но нередко одновременно проявляются "ножницы" между
этими возможностями и их действительной реализацией. Непрерывно возрастающие
творческие возможности, развитие интеллектуальных и физических сил, которые
сопровождаются и расцветом внешней привлекательности, скрывают в себе и
иллюзии, что это возрастание сил будет продолжаться "вечно", что вся
лучшая жизнь еще впереди, что всего задуманного можно легко достичь. Юность -
пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения
идеального "я" с реальным. Но идеальное
"я" еще не выверено и может быть случайным, а реальное "я"
еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в
развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю
неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью,
развязностью или чувством непонятости.
В деятельности и развитии
молодых людей большую роль играет мировоззрение - система представлений, идей,
убеждений, взглядов на окружающую действительность. Оно проявляется в понимании
и оценке действительности, различных событий и фактов, в социальном поведении
человека, его поступках, деятельности, накладывает отпечаток на чувства, волю,
мотивы. Существенные особенности в поведении и деятельности в юношеском
возрасте вызываются различиями в темпераментах. Темперамент влияет не только на
проявление чувств или скорость переключения внимания, но и на другие
психические процессы, а также на проявление черт характера, на поведение в
период занятий, на их реакции в сложных ситуациях, на вопросы, задания, оценки.
Темперамент влияет на ход и результаты различных видов деятельности. В
деятельности студентов проявляется и их характер - относительно устойчивый
психический склад человека. Это совокупность черт, влияющих на все его
поведение.
Характер в этот период
представляет собой целостное образование, состоящее из ряда черт, которые можно
классифицировать по группам. Это, во-первых, группа
интеллектуальных черт - наблюдательность, рассудительность, гибкость ума;
во-вторых, группа эмоциональных черт - уверенность, жизнерадостность, бодрость;
в-третьих, группа
волевых
черт - целеустремленность, инициативность, выдержка, решительность, мужество и
др.; четвертая группа - нравственные черты - чувство долга, честность,
правдивость и др. Характеры делятся на слабые и сильные, замкнутые и
эгоистичные, цельные и противоречивые. Главное, что раскрывает
характер студента - это поступки и действия, особенно поведение в коллективе,
успеваемость и общественная работа. Характер формируется в процессе
деятельности в зависимости от ее мотивов и общего отношения студента к
окружающей действительности.
В деятельности подростков ярко
проявляются способности, т.е. такие их психологические особенности, которые
позволяют успешно овладеть программой школы или колледжа, эффективно
совершенствоваться как будущим специалистам. В структуру способностей входят внимательность,
наблюдательность, определенные качества мышления, памяти и т.д. Способности учащихся
развиваются вместе с совершенствованием их внимания, памяти, творческого
воображения, мышления и других психологических процессов, и свойств личности, а
также путем компенсации недостающих качеств. Способности складываются на основе
закрепления проявлений психических процессов, мотиваций поведения и свойств
человека в связи с особенностями его деятельности. Опосредованно на
успеваемость оказывает влияние и тип конституции (телосложения) студента,
которому соответствует определенный тип реактивности организма, тип нервной
системы. Пикники более реактивные, быстро расходуют
силы и поэтому лучше работают вначале учебных занятий. Они чаще требуют
повторения пройденного материала, так как у них хуже долговременная память. Им
необходимы краткие, но частые паузы в учебной работе. Другое дело астеники. Их
реактивность позволяет давать им задачи с возрастающей сложностью, им реже
необходимо повторение пройденного материала. На экзаменах они лучше сохраняют
рабочий тонус; их организм, нервная система более выносливы.
До сих пор в педагогике
остается актуальным вопрос: должны ли в воспитании и обучении учитываться
индивидуальные особенности? Казалось бы, ответ на этот должен быть однозначно
положительным. Но это не так. Среди специалистов есть серьезные разногласия.
Первая точка зрения – не следует учитывать индивидуальность, приспосабливаться
к каждому отдельному учащемуся. Они должны получать одинаковое внимание. Никаких
различий не должно быть в воспитании прилежных и ленивых, одаренных и
неспособных, а также старательных, любознательных и ничем на свете не
интересующихся. Человек, окончивший тот или иной тип учебного
заведения характеризуются общим, одинаковым для всех стандартом обученности и воспитанности, принятым в данном заведении.
Другая часть педагогов стоит на
иных позициях – воспитание должно максимально опираться на индивидуальность.
Индивидуальный подход как важный принцип педагогики заключается в управлении развитием
человека, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни.
Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление целей и
основного содержания обучения и воспитания к отдельному школьнику, а
приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным
особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития
личности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для
развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого
ученика.
Список литературы:
- Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т., Т.1-М., 1980.
- Андреев Г. Обучение и воспитание в вузах неразделимы //Высшее образование в России. 1996. № 3.Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1985.
- Балл Г.А., Бургин М. С. Анализ психологического воздействия и его педагогическое влияние // Вопросы психологии. 1994. № 4.
- Бреслав Т.Е. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонение. Педагогика. - М., 1990.
- Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. - М., 1988.
- Громкова М.Т. Педагогика образования взрослых. - М., 1995.
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. - Минск: Изд-во БГУ, 1981.
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. - Самара, 1994.21. Лисовский В.Т., Дмитриев А.В. Личность студента. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1974.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д, 2002.
- Хуторской А.В. Современная дидактика. - СПб.: Питер, 2001.
Комментарии: