» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №8 2017

Автор: Гровер Евгения Александровна, учитель истории и обществознания
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Инновационные подходы в системе юридического образования в странах СНГ

Статья просмотрена: 186 раз

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ СНГ

Гровер Евгения Александровна

студент 3 курса

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

Научный руководитель: Шаляева Ю.В

город Абакан

 

Аннотация. В данной статье анализируются инновационные процессы в образовании. Современное образование под влиянием научно-технического прогресса и информационного бума, уже довольно длительное время находятся в состоянии непрерывного организационного реформирования и переосмысления устоявшихся психолого-педагогических ценностей.

Ключевые слова: инновации, образование, педагогический процесс.

 

Инновационные процессы в области образования были предметом специального исследования ученых с конца 1950-х годов на Западе и последних двух десятилетий в нашей стране. Развитие педагогических инноваций было для нас чрезвычайно сложным с точки зрения монополистического господства одной идеологии и централизованной методологии образования.

Необходимость инновационной деятельности в сфере образования, в том числе и юридического, в современных условиях развития общества, культуры и образования в России и странах СНГ определяется рядом обстоятельств.

Во-первых, продолжающаяся социально-экономическая трансформация потребовала радикального обновления системы образования. Инновационная направленность деятельности учителей и педагогов, в том числе создание, освоение и использование педагогических инноваций, является средством обновления образовательной политики.

Во-вторых, укрепление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состав юридических дисциплин, внедрение новых предметов в юриспруденции требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения.

В-третьих, если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию нововведений, рекомендованных сверху, то теперь она приобретает все более избирательный, исследовательский характер.

В настоящее время все большее внимание уделяется созданию таких технологий и способов воздействия на человека, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями и которые, создавая механизм саморазвития (самосовершенствование, самообразование), обеспечить готовность человека реализовать свою индивидуальность и изменения общества. Многие учебные заведения начали вводить новые элементы в свою деятельность, но практика трансформации столкнулась с серьезным противоречием между существующей потребностью быстрого развития и неспособностью учителей сделать это. Чтобы научиться грамотно развивать образование, необходимо свободно ориентироваться в таких терминах, как «новое», «инновационное», «новшество», «инновационный процесс», которые не так просты и однозначны, как могут показаться на первый взгляд.

В современном образовании, в том числе и юридическом, в странах СНГ существуют различные концепции содержания образования, корни которых следует искать в прошлом - в теории формального и теории материального образования. Каждая из них связана с определенной трактовкой места и функции человека в мире и обществе. Диктатура, авторитаризм, с одной стороны, и демократия и гуманизм, с другой, по-разному подходят к пониманию этих функций.

Проявление авторитаризма в определении содержания образования чрезвычайно разнообразно. Рассмотрим некоторые существующие и наиболее распространенные концепции содержания юридического образования с точки зрения соответствия их задачам формирования творческой личности самостоятельно мыслящего человека современного демократического общества.

Одна из концепций содержания образования трактует его как «адаптированные основы наук, изучаемых в школе, оставляя без внимания такие качества личности, как способность к творчеству, умение реализовать свободу выбора, справедливое отношение к людям»[1, - с.64]. Данный подход направлен на приспособления обучающихся к науке и производству, но не к полноценной самостоятельной жизни в демократическом обществе. Фактически человек выступает здесь как фактор производства.

Вторая концепция рассматривает содержание образования «как совокупность знаний, умений и навыков, которые должны усвоить учащиеся».

 Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которые необходимо усвоить учащимся в процессе обучения»[2, - с.60].

 Данное определение согласуется с конформистской позицией, поскольку не раскрывает характера этих знаний и умений и не основывается на анализе всего состава культуры человека. Предполагается, что овладение знаниями и умениями позволит человеку адекватно функционировать в середине существующей общественной структуры.

В современных условиях развития и популяризации юридического образования, этого недостаточно. Решение задач, связанных с функционированием определенных сфер общества, требует от студентов не только приобретения определенного правового содержания, но и развития таких качеств, как сила воли, ответственность за их действия, судьбу общества и страны, защиты окружающей среды, непримиримости к проявлению несправедливости и черствости, недостаточное внимание к техническому и социальному прогрессу и т. д.

Развитие таких качеств у студентов юридических профилей подготовки, формирование значимых запросов и устремлений в них, их привлечение к самообразованию является важным в сфере общественной жизни, одновременно являясь условиями для функционирования других сфер. Большинство из них согласуется с этими принципами гуманистического мышления - это концепция содержания образования как яка педагогически адаптированного социального опыта во всей его структурной полноте. Помимо готовых знаний и опыта реализации методов деятельности, эта концепция также обеспечивает опыт творческой деятельности и тип отношений эмоциональных ценностей.

Более того, развитие природных, социальных и культурных факторов осуществляется в контексте содержания образования, имеющего универсальную, национальную и религиозную ценность.

Каждый из отмеченных видов социального опыта является специфическим видом содержания образования:

- знания о природе, обществе, технике, мышления и способы деятельности. Ассимиляция этих знаний обеспечивает формирование научной картины мира в сознании ученика, оснащает его научным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности;

- опыт осуществления известных способов деятельности, которые вместе со знаниями превращаются в умения и навыки личности, усвоивший этот опыт. Система общих интеллектуальных и практических навыков, составляющая содержание этого опыта, является основой набора конкретных видов деятельности и обеспечивает способность молодого поколения сохранять социальную культуру людей;

- опыт творческой, поисковой деятельности, направленной на решение новых проблем, возникающих перед обществом. Это требует самопреобразования ранее приобретенных знаний и навыков в новых ситуациях, формирования новых способов работы на основе того, что уже известно. Такой социальный опыт обеспечивает развитие способности молодого поколения развивать культуру. Разумеется, независимость и инициативность, как индикаторы формирования способности человека творчески работать, формируются у каждого человека индивидуально, но они уже должны быть запрограммированы в содержании образования;

- опыт ценностного отношения к объектам или средствам человеческой деятельности, его отношение к окружающему миру, к другим людям. Этот элемент содержания образования не состоит из знаний и навыков, хотя он предназначен для их предоставления. Нормы отношения к миру, к себе и к другим людям обеспечивают не только знание идеологических идей, но и веру в их правду, положительное отношение к ним. Такое отношение проявляется в человеческом поведении, в практической и интеллектуальной деятельности, это слияние знаний, убеждений и практических действий. Усвоение учеником вышеупомянутых элементов социального опыта направлено на то, чтобы превратить его в личный опыт, передав социальное в личность на основе специально организованной деятельности студентов.

«Интеграционные процессы в сфере науки и образования, актуализирующие процесс совместной научной исследовательской и образовательной деятельности, могут принимать различные формы и носить институциональный, программный или кластерный характер. В качестве ведущих форм взаимодействия организаций науки и образования целесообразно выделить совместные научно- образовательные объединения, центры передовых исследований, формируемые на базе ведущих вузовских и академических научных коллективов, межведомственные координационные советы по научным направлениям РАО и др.»[3, -с.67].

При этом требование ко всем формам интеграционных структур - высокий уровень научных исследований и образовательной деятельности, направленных на развитие системы подготовки кадров на основе целостности образовательного и научного процессов.

 



Список литературы:

1.       Клепиков В.Н. Функционирование социокультурного образовательного комплекса на основе объединения общего, дополнительного и семейного образования / В.Н. Клепиков // Совет ректоров.- 2014.- № 2.- С. 64-74.

2.       Клепиков В.Н. Интеграция образования в контексте духовно-нравственного воспитания школьников / В.Н. Клепников // Совет ректоров.- 2013.- №9.- С. 60-68.

3.       Яшенева, А.С. Инновационные процессы в образовании. Педагогические инновации / А.С. Яшенева // Наука и образование сегодня. – 2017. - №7. – С. 64-67.



Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: