» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Ноябрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №8 2017
Автор: Гровер Евгения Александровна, учитель истории и обществознания
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Инновационные подходы в системе юридического образования в странах СНГ
ИННОВАЦИОННЫЕ
ПОДХОДЫ В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ СНГ
Гровер
Евгения Александровна
студент 3 курса
Хакасский государственный университет им.
Н. Ф. Катанова
Научный руководитель: Шаляева
Ю.В
город Абакан
Аннотация.
В
данной статье анализируются инновационные процессы в образовании. Современное
образование под влиянием научно-технического прогресса и информационного бума,
уже довольно длительное время находятся в состоянии непрерывного
организационного реформирования и переосмысления устоявшихся
психолого-педагогических ценностей.
Ключевые
слова: инновации, образование, педагогический процесс.
Инновационные процессы в
области образования были предметом специального исследования ученых с конца
1950-х годов на Западе и последних двух десятилетий в нашей стране. Развитие
педагогических инноваций было для нас чрезвычайно сложным с точки зрения монополистического
господства одной идеологии и централизованной методологии образования.
Необходимость инновационной
деятельности в сфере образования, в том числе и юридического, в современных
условиях развития общества, культуры и образования в России и странах СНГ
определяется рядом обстоятельств.
Во-первых, продолжающаяся
социально-экономическая трансформация потребовала радикального обновления
системы образования. Инновационная направленность деятельности учителей и
педагогов, в том числе создание, освоение и использование педагогических
инноваций, является средством обновления образовательной политики.
Во-вторых, укрепление
гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состав юридических
дисциплин, внедрение новых предметов в юриспруденции требуют постоянного поиска
новых организационных форм, технологий обучения.
В-третьих, если раньше
инновационная деятельность сводилась в основном к использованию нововведений,
рекомендованных сверху, то теперь она приобретает все более избирательный,
исследовательский характер.
В настоящее время
все большее внимание уделяется созданию таких технологий и способов воздействия
на человека, в которых обеспечивается баланс между социальными и
индивидуальными потребностями и которые, создавая механизм саморазвития
(самосовершенствование, самообразование), обеспечить готовность человека
реализовать свою индивидуальность и изменения общества. Многие учебные
заведения начали вводить новые элементы в свою деятельность, но практика
трансформации столкнулась с серьезным противоречием между существующей
потребностью быстрого развития и неспособностью учителей сделать это. Чтобы
научиться грамотно развивать образование, необходимо свободно ориентироваться в
таких терминах, как «новое», «инновационное», «новшество», «инновационный
процесс», которые не так просты и однозначны, как могут показаться на первый
взгляд.
В современном образовании, в том числе и юридическом, в странах СНГ существуют различные концепции содержания образования, корни которых следует искать в прошлом - в теории формального и теории материального образования. Каждая из них связана с определенной трактовкой места и функции человека в мире и обществе. Диктатура, авторитаризм, с одной стороны, и демократия и гуманизм, с другой, по-разному подходят к пониманию этих функций.
Проявление авторитаризма в определении содержания образования чрезвычайно разнообразно. Рассмотрим некоторые существующие и наиболее распространенные концепции содержания юридического образования с точки зрения соответствия их задачам формирования творческой личности самостоятельно мыслящего человека современного демократического общества.
Одна из концепций содержания образования трактует его как «адаптированные основы наук, изучаемых в школе, оставляя без внимания такие качества личности, как способность к творчеству, умение реализовать свободу выбора, справедливое отношение к людям»[1, - с.64]. Данный подход направлен на приспособления обучающихся к науке и производству, но не к полноценной самостоятельной жизни в демократическом обществе. Фактически человек выступает здесь как фактор производства.
Вторая концепция рассматривает содержание
образования «как совокупность
знаний, умений и навыков, которые должны усвоить учащиеся».
Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которые необходимо усвоить учащимся в процессе обучения»[2, - с.60].
Данное определение согласуется с конформистской позицией, поскольку не раскрывает характера этих знаний и умений и не основывается на анализе всего состава культуры человека. Предполагается, что овладение знаниями и умениями позволит человеку адекватно функционировать в середине существующей общественной структуры.
В современных условиях развития и популяризации юридического образования, этого недостаточно. Решение задач, связанных с функционированием определенных сфер общества, требует от студентов не только приобретения определенного правового содержания, но и развития таких качеств, как сила воли, ответственность за их действия, судьбу общества и страны, защиты окружающей среды, непримиримости к проявлению несправедливости и черствости, недостаточное внимание к техническому и социальному прогрессу и т. д.
Развитие таких качеств у студентов юридических профилей подготовки, формирование значимых запросов и устремлений в них, их привлечение к самообразованию является важным в сфере общественной жизни, одновременно являясь условиями для функционирования других сфер. Большинство из них согласуется с этими принципами гуманистического мышления - это концепция содержания образования как яка педагогически адаптированного социального опыта во всей его структурной полноте. Помимо готовых знаний и опыта реализации методов деятельности, эта концепция также обеспечивает опыт творческой деятельности и тип отношений эмоциональных ценностей.
Более того, развитие природных, социальных и культурных факторов осуществляется в контексте содержания образования, имеющего универсальную, национальную и религиозную ценность.
Каждый из отмеченных видов социального опыта является специфическим видом содержания образования:
- знания о природе, обществе, технике, мышления и способы деятельности. Ассимиляция этих знаний обеспечивает формирование научной картины мира в сознании ученика, оснащает его научным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности;
- опыт осуществления известных способов деятельности, которые вместе со знаниями превращаются в умения и навыки личности, усвоивший этот опыт. Система общих интеллектуальных и практических навыков, составляющая содержание этого опыта, является основой набора конкретных видов деятельности и обеспечивает способность молодого поколения сохранять социальную культуру людей;
- опыт
творческой, поисковой деятельности, направленной на решение новых проблем,
возникающих перед обществом. Это требует самопреобразования ранее приобретенных
знаний и навыков в новых ситуациях, формирования новых способов работы на
основе того, что уже известно. Такой социальный опыт обеспечивает развитие
способности молодого поколения развивать культуру. Разумеется, независимость и
инициативность, как индикаторы формирования способности человека творчески
работать, формируются у каждого человека индивидуально, но они уже должны быть
запрограммированы в содержании образования;
- опыт
ценностного отношения к объектам или средствам человеческой деятельности, его
отношение к окружающему миру, к другим людям. Этот элемент содержания
образования не состоит из знаний и навыков, хотя он предназначен для их
предоставления. Нормы отношения к миру, к себе и к другим людям обеспечивают не
только знание идеологических идей, но и веру в их правду, положительное
отношение к ним. Такое отношение проявляется в человеческом поведении, в
практической и интеллектуальной деятельности, это слияние знаний, убеждений и
практических действий. Усвоение учеником вышеупомянутых элементов социального
опыта направлено на то, чтобы превратить его в личный опыт, передав социальное
в личность на основе специально организованной деятельности студентов.
«Интеграционные процессы в
сфере науки и образования, актуализирующие процесс совместной научной
исследовательской и образовательной деятельности, могут принимать различные
формы и носить институциональный, программный или кластерный характер. В
качестве ведущих форм взаимодействия организаций науки и образования
целесообразно выделить совместные научно- образовательные объединения, центры
передовых исследований, формируемые на базе ведущих вузовских и академических
научных коллективов, межведомственные координационные советы по научным
направлениям РАО и др.»[3, -с.67].
При этом требование ко всем
формам интеграционных структур - высокий уровень научных исследований и
образовательной деятельности, направленных на развитие системы подготовки
кадров на основе целостности образовательного и научного процессов.
Список литературы:
1.
Клепиков В.Н. Функционирование
социокультурного образовательного комплекса на основе объединения общего,
дополнительного и семейного образования / В.Н. Клепиков // Совет ректоров.-
2014.- № 2.- С. 64-74.
2. Клепиков В.Н.
Интеграция образования в контексте духовно-нравственного воспитания школьников
/ В.Н. Клепников // Совет ректоров.- 2013.- №9.- С. 60-68.
3. Яшенева, А.С.
Инновационные процессы в образовании. Педагогические инновации / А.С. Яшенева
// Наука и образование сегодня. – 2017. - №7. – С. 64-67.
Комментарии: