» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (73) 2023
Автор: Брагина Александра Арсеньевна, студент
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Эффективность реализации пенсионной реформы в Россииеформы
Дата публикации: 2.04.2023
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ
В РОССИИ
Брагина
Александра Арсеньевна
студентка 1-го курса
научный руководитель: Гарипов Р.И.
к.э.н.,
доцент кафедры «Экономика и управление»
ОУ ВО
«Южно-Уральский технологический университет»
Актуальность темы исследования
заключается в том, что пенсионная реформа, скорее всего полностью подстраивает
пенсионную систему, ведь в будущем уровень жизни россиян, вышедших на пенсию,
будет зависеть не от расчетов государства, а от личной инициативы каждого
гражданина.
Объектом исследования является
пенсионная система современной социально-ориентированной России.
Цель данной работы является
анализ эффективности реализации пенсионной реформы в России.
В соответствии с целью
поставлены задачи исследования:
- исследовать теоретические основы пенсионной реформы в России;
- выявить основные этапы разработки и реализации пенсионной реформы;
- выявить способы и принципы оценки пенсионных систем;
- проанализировать эффективность пенсионной реформы;
- выявить проблемы реализации пенсионной реформы в России;
- систематизировать пути формирования позитивной динамики пенсионной реформы в регионах России.
Общая
концепция пенсионной системы предусматривает существование 2 участников
пенсионной системы: «пенсионеры» (всех видов и категорий) - реципиенты ПФ и
«застрахованные» - контрибъюторы ПФ. С точки зрения
охвата пенсионной системой необходимо рассмотреть каждую из этих категорий
населения.
В
таблицах 9-10 можно рассмотреть численность пенсионеров и средний размер
назначенных пенсий по видам пенсионного обеспечения и категориям пенсионеров в
РФ с 2020 по 2022 г.
Таблица
9 − Численность пенсионеров и их отдельных категорий в 2020-2022 гг., в тыс.
Наименование показателей |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
Численность пенсионеров, человек |
|||
Всего
пенсионеров |
43 546 |
42 977 |
42 007 |
Трудовые
пенсии по старости |
36 341 |
35 747 |
34 638 |
Пенсии
по случаю потери кормильца |
1 381 |
1 382 |
1 399 |
Пенсионеры
госслужащие |
78 |
78 |
78 |
Социальные
пенсии |
3 198 |
3 236 |
3 273 |
Пострадавшие
в результате радиационных и техногенных катастроф и члены их семей |
459 |
475 |
487 |
Всего
инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности |
2 088 |
2 058 |
2 131 |
Таблица
10 − Средний размер назначенных пенсий по категориям пенсионеров в
2020-2022 гг., в руб.
Наименование показателей |
2020г. |
2021 г. |
2022г. |
Средний
размер пенсии, состоящих на учете в системе ПФР |
14 904,4 |
15 744,6 |
16 884,1 |
из них получающие пенсии: |
|||
по
старости |
15 878,4 |
16 790 |
18 084,8 |
по
инвалидности |
9 823,9 |
10 332,2 |
11 133,3 |
по
случаю потери кормильца |
10 109,9 |
10 715,6 |
11 751,4 |
пострадавшие
в результате радиационных и техногенных катастроф и члены их семей |
12 997,1 |
13 854,3 |
14 731,5 |
федеральные
государственные гражданские служащие |
21 224,3 |
22 792,2 |
24 684,7 |
социальные |
9 298,1 |
9 848,1 |
10 195,2 |
Специфической
российской проблемой в социальной сфере вообще и пенсионной, в частности,
является значительная доля инвалидов, численность которых в настоящее время
составляет 10 145 253 человек. Другой особенностью российского
пенсионного и трудового законодательства является возможность совмещения
получения пенсий и продолжения работы. Каждый пятый российский пенсионер
является работающим пенсионером. Общая их численность составляет почти 7 млн.
человек, а если быть точным, то 6,7 млн. человек.
В процессе решения поставленных
задач были сделаны следующие основные выводы:
- изменение механизма индексации пенсионных выплат в распределительной части пенсионной системы с целью доведения среднего размера трудовой пенсии до 125-140% прожиточного минимума пенсионера и последующего поддержания ее покупательной способности на достигнутом уровне;
- обеспечение разграничения обязательств по финансированию не страховых периодов, надбавок, повышений и компенсационных выплат между ПФР и другими источниками, включая федеральный бюджет;
- изменение механизма уплаты страховых взносов и исчисления пенсий для самозанятого населения путем введения для данной категории плательщиков системы фиксированных платежей в суммах, необходимых для обеспечения при выработке страхового стажа пенсии в размере установленной трудовой пенсии;
- законодательное закрепление перечня не страховых периодов, подлежащих включению в страховой стаж по государственному пенсионному страхованию, а также определение принципов и размеров финансирования возникающих в этой связи обязательств за счет средств федерального бюджета.
- реформирование механизмов досрочного выхода на пенсию путем их перевода в профессиональные пенсионные системы;
- определение размера пенсионных выплат в зависимости от величины поступлений в ПФР;
- повышение собираемости страховых взносов в результате введения условно-накопительных и именно накопительных пенсионных счетов.
Список литературы:
- Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»
- Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»
- Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
- Гусаков, Д. Б. История пенсионного обеспечения и социального страхования в России: моногр. / Д.Б. Гусаков. - М.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2020. - 260 c.
- Ерофеева, О. В. Защита прав граждан на пенсионное обеспечение: моногр. / О.В. Ерофеева. - Москва: Мир, 2022. - 176 c.
- Линева, С. А. Пенсионная реформа в вопросах и ответах / С.А. Линева. - М.: Феникс, 2021. - 128 c.
Комментарии: