» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Автор: Банцер Анастасия Дмитриевна , cтудент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Развитие эстетического вкуса детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности

Статья просмотрена: 47 раз
Дата публикации: 3.04.2023

УДК 373.24

РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Костылева Екатерина Вадимовна

старший преподаватель кафедры «Дошкольного образования и педагогики»

Банцер Анастасия Дмитриевна

Студент

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»,

г. Симферополь, Республика Крым

 

Аннотация. В статье рассмотрены особенности развития эстетического вкуса детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности, раскрыты основные понятия темы исследования: «эстетическое воспитание», «эстетический вкус», «художественно-творческая деятельность». Выделены критерии развития эстетического вкуса детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности: когнитивный, эмоционально-чувственный, деятельностный. Представлены результаты констатирующего этапа экспериментальной работы.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, эстетический вкус, художественно-творческая деятельность, дети старшего дошкольного возраста, критерии, показатели, уровни, диагностика.

 

Эстетическое воспитание является неотъемлемой, органической частью системы дошкольного образования, имеющего целью формирование всестороннее и гармоничное развитие способностей и личностных качеств ребенка – дошкольника. Процесс формирования эстетического вкуса  как составного компонента эстетического воспитания должен стать непременной частью деятельности всей системы образования и воспитания, нацеленной на утверждение в сознании и деятельности человека принципов ценностного отношения к художественной культуре.

Задачи эстетического развития детей дошкольного возраста определенны в нормативных и законодательных документах, среди которых : «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», «Федеральный государственный стандарт дошкольного образования». Задачи эстетического воспитания полно отображены в рекомендованных программах дошкольного образования: «От рождения до школы», «Детство», «Радуга», «Истоки» и пр. Так же предусмотрен ряд парциальных программ («Природа и художник» Т. А. Копцева, «Интеграция», Т. Г. Казакова).

Процесс развития эстетического воспитания исследовали: А. И. Буров, Ю. Б. Бореев, И. А. Масеев, Ш. М. Герман, В. К. Скатерщиков и другие. В исследованиях отмечается, что формирование эстетического вкуса напрямую соотносится с их духовным развитием ребенка и определяет степень развития эстетического сознания. Определенную значимость для решения проблемы развития вкуса представляют исследования в области социальной психологии Д. Н. Узнадзе, В. А. Ядов, в которых решаются вопросы установки, диспозиции поведения личности, преобразования ею действительности по законам гармонии и красоты. Одним из важнейших проявлений личности, с точки зрения Ж. А. Вартановой, М. С. Кагана является эстетический вкус, который можно отнести к интегративным качествам. Это свойство определяет адекватную реакцию на окружающие явления и предметы, направляет человеческую деятельность.

Вопросы эстетического воспитания дошкольников в процессе их приобщения к изобразительному искусству освещены в трудах Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, В. Л. Езикеевой, Н. М. Зубаревой, Т. Г. Казаковой, Т.С.Комаровой, Л.В.Пантелеевой, Т.А.Копцевой  и других.  Основываясь на том, что первые представления о подлинных эстетических ценностях, способность к самостоятельному вкусовому выбору закладываются с раннего детства, исследователи отмечают важность роли воспитателей ДОУ в эстетическом воспитании детей. В целях достижения наилучших результатов педагоги должны обладать комплексом профессиональных качеств, необходимых для деятельности в данном направлении.

Эстетическое воспитание – целенаправленное формирование эстетических вкусов и идеалов личности, развитие его способностей к эстетическому восприятию явлений действительности, произведений искусства, а также к самостоятельному творчеству [1].

Эстетическое воспитание – в общем смысле формирование чувствительности человека к искусству и к прекрасному, существующему в природе и произведениях людей»; целенаправленный процесс формирования у человека эстетических отношений к действительности. Эти отношения с возникновением человеческого общества развивались вместе с ним, воспроизводясь в сферах духовной и материальной деятельности людей [3].

Эстетический вкус также развивается в процессе привлечения внимания дошкольника к явлениям повседневной жизни, к предметам окружающего быта. Многообразие жизни способствует появлению многообразия жанров и видов искусства. Дети дошкольного возраста знакомятся с живописью, графикой, музыкой, литературой, декоративно-прикладным искусством и скульптурой, у каждого из которых есть свои жанры [2; 7].

Художественно-творческая деятельность является одной из форм человеческой деятельности, средство формирования эстетического опыта личности. Деятельность в общем смысле понимается как способ активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование. Всякая деятельность включает в себя средства, результат и цель, формируемую сферой человеческих мотивов, идеалов и ценностей (культуры), которые детерминируются деятельностью и одновременно выступают в качестве ее границ.

Художественно-творческую деятельность мы определяем как вид активности личности, направленный на создание и/или восприятие и интерпретацию произведений искусства или иных продуктов художественного творчества с целью генерирования новых смыслов в соответствующих мотивных, сюжетных, образных формах и трансформации их с учетом уже существующих мотивов, сюжетов, образов и символов мировой культуры и искусства [5].

Также дошкольники усваивают главные эстетические понятия, которые отражают самые существенные эстетические стороны и особенности окружающей действительности. Под руководством взрослых малыши должны понять, освоить главные критерии безобразного и прекрасного, комического и трагического, низменного и возвышенного, приобрести знания о них, с тем чтобы освоить ряд умений и навыков использовать их в жизни, следовать им и соответственно выражать свои чувства [6].

При помощи произведений искусства: музыку, песни, изобразительное искусство, стихи – дошкольники закрепляют свои знания о прекрасном и овладевают эстетической оценкой: безобразно, уродливо, некрасиво или прекрасно, красиво. Особое значение имеет ознакомление ребят с произведениями народного искусства. Дети старшего дошкольного возраста постепенно, через понимание героического, через романтику подвига в борьбе и труде овладевают такой сложной эстетической категорией, как возвышенное [4].

Критериями развития эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста деятельности, с учетом задач программ дошкольного образования в данной области определили: когнитивный критерий с показателями: умения замечать красоту окружающего мира (оценить гармонию цвета; определить настроение произведения; определить  композицию произведения.); эмоционально-чувственный критерий с показателями: умения воспринимать художественные образы, эмоционально откликаться на содержание произведения (проявление чувств (мимические, действенные) к произведениям изобразительного искусства) деятельностный критерий с показателями: умения  создавать выразительные художественные образы (умение реализовывать творческие замыслы; умение свободно сочетать разные творческие техники.

К каждому из критериев нами были подобраны диагностические задания. Задание. «Картина». Цель: определить умение выделять настроение произведения; композицию произведения. Задание «Рассказ по картине» для определения уровня эстетических проявлений детей в изобразительной деятельности используется художественно-экспрессивный тест, который позволяет продиагностировать уровень развития эмоциональных представлений. Задание. «Художник» (О. М. Дьяченко). Цель: определить уровень умений реализовывать творческие замыслы;  умений свободно сочетать разные творческие техники.

Количественный анализ результатов констатирующего эксперимента позволил сделать вывод о том, что в группе А – 8 детей  (40%) имеют низкий уровень развития эстетического вкуса, 10 детей (50%) имеют средний уровень, высокий уровень 2 дошкольника (10 %). В группе Б – 5 детей (25%) имеют низкий уровень развития эстетического вкуса, 14 детей (70%) со средним уровнем, высокий уровень 1 дошкольник (5%). Как видно, большая часть исследуемых нами детей находится на среднем и низком уровнях развития эстетического вкуса, что подтверждает необходимость реализации условий, способствующих развитию эстетического вкуса детей старшего дошкольного возраста.

Как видно, большая часть исследуемых нами детей находится на среднем и низком уровнях развития эстетического вкуса, что подтверждает необходимость реализации условий, способствующих развитию эстетического вкуса детей старшего дошкольного возраста.



Список литературы:

  1. Аксарина Н. М. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста / Н. М. Аксарина. – М. : ВЛАДОС, 1992. – 207 с.
  2. Бычихина О.А. Психолого-педагогические условия развития эстетического восприятия младших школьников. Дис. канд. психол. наук по специальности 19.00.07 – педагогическая психология. – Курск, 2006. – 200 с.
  3. Гончаренко М.В. Проблемы эстетического воспитания / М.В. Гончаренко. – К.: Искусство, 1976. – 290 с.
  4. Мацкевич М. Н. Изобразительное творчество как средство эстетического развития / М. Н. Мацкевич // Дошкольное воспитание. – 1995. – №2. – С. 27-
  5. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев. – М.: Педагогика, 1996. – 280 с.
  6. Флёрина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста / Е. А. Флёрина. – М. : Просвещение, 1956. – 125 с.
  7. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества / В.Н. Шацкая. – М.: Педагогика, 1975. – 109 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: