» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Автор: Борисенко Анна Александровна , cтудент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Формирование словаря детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора

Статья просмотрена: 72 раз
Дата публикации: 3.04.2023

УДК 373.24

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА

Зотова Ирина Васильевна

доцент кафедры «Дошкольного образования и педагогики»

Борисенко Анна Александровна

студент

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»,

г. Симферополь, Республика Крым

 

Аннотация. В статье рассмотрены особенности формирования словаря детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора, раскрыты основные понятия темы исследования: «словарь», «словарный запас», «фольклор». Выделены критерии сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста: лексическое богатство и разнообразие связной речи, понимание детьми смысла слов. Представлены результаты констатирующего этапа экспериментальной работы.

Ключевые слова: словарь, словарный запас, фольклор, дети младшего дошкольного возраста, критерии, показатели, уровни, диагностика.

 

Одним из основных направлений воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста является развитие речи. Речь выступает основным средством общения, познавательного и умственного развития, а также необходимым условием для организации воспитательно-образовательной работы с дошкольниками. В период дошкольного возраста речь активно развивается: накапливается словарь, формируются и развиваются фонетическая, лексическая, грамматическая стороны речи. Задачи речевого развития дошкольников включают в себя необходимость организации педагогического воздействия по формированию всех сторон речи: обогащение словаря, формирование грамматической правильности речи, развитие связной речи, подготовку к обучению грамоте и т.д. Одним из основных направлений работы по развитию речи выступает необходимость обогащения словаря дошкольников, поскольку богатый словарный запас составляет основу речевого и коммуникативного развития детей.

Необходимость формирования словаря детей отображена в Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), а задачи данной работы представлены во всех современных программах дошкольного образования. Согласно ФГОС ДО: «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной речи; развитие речевого творчества…» [8].

Проблема обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста широко раскрыта в работах таких авторов, как М.М.Алексеева, Е.А. Алябьева, А.Г. Арушанова, А. К. Бондаренко, В.В. Гербова, Т.И. Гризик, Г. Я. Затулина, Т. А. Куликовская, Л. Л. Лашкова, О.Э. Литвинова, О.С.Ушакова, О.Ю. Филимонова и др..

Словарный запас – лексический состав речи, используемый человеком с целью коммуникативного взаимодействия в обществе. В состав словарного запаса включен активный и пассивный словарь. Пассивный словарь – слова, которые связываются человеком с определенными знаниями и представлениями, однако не употребляются в самостоятельной речи. Активный словарь – слова, которые не только понятны для человека, но и активно используются им в повседневной речи [1].

Обогащение словаря детей дошкольного возраста это длительный, целенаправленный процесс по освоению детьми словарного запаса родного языка, который реализуется в двух направлениях: количественное накопление словаря; овладение значением слов.

Формирование словаря детей осуществляется через познавательное развитие и формирование определенной системы знаний в области окружающего предметного мира. Работа ведется в нескольких направлениях: обогащение бытового словаря, обогащение обществоведческого словаря, обогащение природоведческого словаря, обогащение словаря в области эмоционально-оценочной лексики [4].

В младшем дошкольном возрасте формирования словаря детей происходит наиболее интенсивно за счет преемственности слов из речи взрослых, а также за счет активно развивающегося процесса словообразования и словотворчества. Обогащение словаря осуществляется за счет накопления лексики, обозначающей предметы ближайшего окружения, действий с ними, выделения отличительных признаков. К возрасту четырех лет словарь насчитывает около 2000 слов. Осваивая новые слова, ребенок не механически запоминает их, а осмысливает звуковую сторону слова, пытаясь определить связь между предметом и словом, которое его обозначает, осознать название предметов через действия с ними. В связи с этим характерным для данного возраста является создание и употребление детьми слов, не свойственных родному языку [2].

Речь осуществляется посредством языка; для успешного обогащения активного словаря детей дошкольного возраста речь взрослого через малые фольклорные формы должна сопровождать все виды совместной деятельности с ребенком, так как малые фольклорные жанры, заключающее в себе поэтические ценности, оказывают положительное влияние на развитие речи детей младшего дошкольного возраста [6; 7].

При этом, используя малые формы фольклора решаются практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей младшего дошольного возраста; для выявления уровня обогащения словаря детей необходимо провести работу по обогащению словаря детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми фольклорными жанрами [5].

Задачами работы по формированию словаря младших дошкольников является расширение активного словаря за счет количественного увеличения в речи существительных, глаголов, прилагательных. А также расширение понимания значения слов, употребления обобщающих слов, противоположных по значению слов [3].

Критериями для изучения уровней сформированности словаря младших дошкольников выступают: лексическое богатство и разнообразие связной речи с показателями: наличие богатого словаря имен существительных, обозначающих игрушки и животных, одежды и обуви, частей тела; наличие богатого словаря глаголов, обозначающих действия с предметами; наличие богатого словаря прилагательных, отображающих особенности предметов, их характерные признаки и качества. Следующий критерий понимание детьми смысла слова с показателями понимание и объяснение смысла слова; понимание и употребление в речи обобщающих слов (игрушки, животные); умение подбирать антонимы и синонимы к заданным словам.

К каждому из выделенных показателей подобраны соответствующие диагностические задания.

Выделенные нами критерии, показатели и подобранный диагностический инструментарий позволяет нам приступить непосредственно к выявлению актуального уровня сформированности словаря детей младшего дошкольного возраста.

Анализ результатов позволил определить уровень сформированности словаря у дошкольников младшего возраста по выдвинутым критериям:

– в группе А: высокий уровень развития словаря наблюдается у 20% детей, средний уровень у 50% дошкольников, на низком уровне определены 30% детей;

– в группе Б результаты оказались выше: высокий уровень показали 35%, на среднем уровне определены 40% детей, еще 25% дошкольников имеют низкий словарный запас.

Изучив уровни развития словаря у младших дошкольников в группах, мы пришли к выводу, что большинство детей имеют средний уровень развития словаря, и только некоторые из дошкольников показали высокие результаты. Также в обеих группах присутствует достаточно большое количество детей с низким уровнем развития словаря. Особенно это касается детей группы А.

При изучении словаря младших дошкольников у детей выявились некоторые трудности:

– лексическое богатство и разнообразие связной речи у детей недостаточно, отсутствует употребление некоторых имен существительных и глаголов. Хуже всего сформирован словарь прилагательных, большая часть детей пользуется лишь отдельными словами-определениями: красивый, большой, маленький, длинный. Практически не используют в речи названия цветов, а также качественные прилагательные, описывающие игрушку (пушистый, лохматый, мягкий, усатый и т.п.);

– недостаточно развито понимание детьми смысла, наблюдаются сложности в определении значения слов, обобщающие слова используются фрагментарно, наблюдаются множественные ошибки и затруднения в подборе слов с противоположным значением.

Полученные результаты показывают необходимость организации систематической, последовательной лексической работы по обогащению словаря детей. Эффективным и доступным для детей младшего дошкольного возраста для этой цели средством малых форм фольклора.



Список литературы:

  1. Алексеева М.М. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / В.И. Яшина, М.М. Алексеева. – М.: Психология, 2010. – 361 с.
  2. Бавыкина Г.Н. Формирование словаря детей дошкольного возраста / Г.Н.Бавыкина. – Комсомольск-на Амуре, 2016. – 194 с.
  3. Куликовская Т.А. Формирование, развитие и активизация словаря дошкольников. / Т. А. Куликовская. – СПб.: Детство-Пресс, 2016. – 176 с.
  4. Логинова В.И. Формирование словаря. Развитие речи детей дошкольного возраста / В.И.Логинова. – М.: Просвещение, 2016. – 183 с.
  5. Мельников М. Н. Русский детский фольклор /М. Н. Мельников. – М.: Просвещение, 1987. – 21 с.
  6. Усова А.П. Русское народное творчество в детскому саду. Книга для воспитателей в детском саду / А.П. Усова. - М.: Учпедгиз, 1961. - 80 с.
  7. Федорова Г. П. На златом крыльце сидели ... Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. – СПБ., «ДетствоПресс» 2000. – 129 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: