» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Автор: Величко Анастасия Сергеевна , cтудент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Формирование нравственных представлений у старших дошкольников на материале волшебной сказки

Статья просмотрена: 43 раз
Дата публикации: 3.04.2023

УДК 373.24

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ

Костылева Екатерина Вадимовна

старший преподаватель кафедры «Дошкольного образования и педагогики»

Величко Анастасия Сергеевна

cтудент

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»,

г. Симферополь Республика Крым

 

Аннотация. В статье рассмотрены особенности формирования нравственных представлений у старших дошкольников на материале волшебной сказки, раскрыты основные понятия темы исследования: «нравственные представления», «нравственные качества», «сказка». Выделены критерии сформированности нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста: когнитивный, эмоциональный, поведенческий. Представлены результаты констатирующего этапа экспериментальной работы.

Ключевые слова: нравственные представления, нравственные качества, волшебная сказка, дети старшего дошкольного возраста, критерии, показатели, уровни, диагностика.

 

Проблема воспитания привычек нравственного поведения у детей дошкольного возраста не нова и в этой области сделано немало открытий. Тем не менее, проблема эта усложняется и приобретает особую актуальность в связи с возникшими в последние полтора десятилетия в нашем обществе угрозами (ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей), которые ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. По этой причине сегодня доминирующими ориентирами в определении содержания нравственного воспитания должны стать такие общечеловеческие ценности, как добро, справедливость, гуманизм он.

В истории образования и педагогической мысли накоплено большое наследие по вопросам нравственного воспитания (М. Вовчик–Блакитна, А. Духнович, П. Каптерев, Я. Коменский, А. Макаренко, Г. Сковорода, В. Сухомлинский, Л. Толстой, К. Ушинский и др.). Проблеме нравственного воспитания детей дошкольного возраста посвящены исследования Л. Артемовой, О. Денисюк, О. Кириченко, Н. Лысенко, Т. Пониманской, Н. Рогальской. Их результаты свидетельствуют, что старшие дошкольники способны усваивать знания о нравственных нормах, выходящих за пределы их непосредственного жизненного опыта. Одним из важных средств нравственного воспитания дошкольников в теории и практике дошкольного образования определены народные традиции.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им [4].

У ребенка появиться овладеть качеством, т.е. важно, чтобы мотивы для приобретения нравственного качества. Появление мотива за отношение к каче ству, которое, в свою очередь, социальные чувства. Чувства процессу формирования личностно окраску и влияют на складывающегося качества. Нравственные представления общечеловеческие моральные ценности [3].

Таким образом, процесс нравственного воспитания имеет в настоящее время свою специфику и трудности в организации, однако, освоив необходимые психологические и педагогические знания, педагог детского сада в совместной с родителями воспитательной деятельности способен влиять на ребёнка и целенаправленно формировать у него нравственные представления и привычки нравственного поведения [1].

Сказка не дает прямых нравственных указаний для ребенка, она не озвучивает прямое наставление, но внутри нее всегда заложена мораль, которую ребенок неосознанно формирует в сознании, неоднократно обращаясь к тексту волшебной сказки и вынося из него определенный жизненный урок.

Сказка способна побудить в ребенке интерес к познанию этого мира. Волшебные сказки, вне зависимости от их тематики, постоянно наталкивают ребенка на размышления, что способствует саморазвитию и умению осознанно подходить к обдумыванию какого-либо вопроса. Материалом для сказок часто служила мифология народа, а также их обычаи, их верования, их жизнь. Кроме того, в сказках главного героя наделяют самыми лучшими чертами, присущими народу, создающему сказку: это преданность Родине, это храбрость, честность, открытость, трудолюбие, и благодаря этому сказки являются эффективным способом передачи данных черт из поколения в поколение. А увлекательность сюжета, образность, забавность, сопутствующие некоей морали сказки, делают сказку весьма полезной с педагогической точки зрения. Различный поучительный опыт воспринимается ребенком легко и ненавязчиво [5].

При разработке материалов, мы положениями об особенностях воспитания старшего возраста и комплексной воспитания дошкольного « От до школы» и диагностиками уровня нравственной воспитанности дошкольников.

Для проведения исследования диагностический методик, разработанных Г.А.Урунтаевой и Л.А. Головей, Е.Ф.Рыбалко, Т.И. Бабаевой. Обработка результатов предложена Р.Р. онКлинина.

Диагностика нравственной сферы ребенка исследование когнитивного, и поведенческого компонента развития. когнитивного компонента предполагает осознания нравственных норм и о нравственных качествах. эмоционального предполагает изучение чувств ребенка, отношения к моральным нормам. поведенческого предполагает выявление нравственного в морального выбора, нравственной направленностиво со и т. д. [2].

Обследование в индивидуальной форме, оно в себя беседу, сюжетных картинок, наблюдение.

К методикам предъявляются следующие требования: и выполнения с на максимальную доступность для по всем параметрам, в включаются однородные задания, что влияние причин.

В задании четкие инструкции и ход их ребенком. для являются: вопросы, картинки, фигуры. и словесные инструкции, ребенку и точно.  

Дети, занимают и средний уровни отличаются развитыми о честности, щедрости, смелости.  Дети умеют обосновать свой  выбор и безнравственных поступков, оценки  которых  адекватны. В поведении  при  совместной пытаеются наладить сотрудничество. Дети, зачисленные в этот уровень,  в игре, играют, как правило, без драк и не друг друга, делятся с игрушками, а если кого-то обидеть, то мерятся. В ходе игры уступают, помогают. В общения дети к с просьбой, предложением, и т.д. В игры договариваются, в какую игру играть, об игры. придерживаются определенных норм, поведения в обществе и в ходе игры свое на их основе.

При сказок, на анализа изученного и на темы дети правильно. При этом негативные героев, тем, оказались в беде и в помощи. свои решения возникшей проблемы и о том, как они в ситуации. детей были жалостью, эмпатии, впомочь герою.

Дети с уровнем имеют  элементарные представления о том, «что хорошо, а что плохо»,  не может нравственные и безнравственные поступки; реакции отсутствуют  при поступков. В поведении руководствуется своими желаниями. не всегда взаимодействуют в игры, в отношениях, не за совершенный поступок, в игру и ход игры. В проведения бесед с показателями либо сидели и молчали, а если отвечали, то при этом относились, к негативным героев, не их, а заступаясь за плохие поступки.

Таким образом, в проведенного констатирующего эксперимента, сделать вывод, что:

1. В четко и конкретно определены нравственного в игре, при сказок с последующим этических бесед и испоотзованием проблемных ситуаций..

2. нравственного воспитания воспитатели не проводили в с методики. В программе и в плане беседы  и проблемные ситуации указаны, воспитатель их проводил не систематически.

3. диагностики уровня сформированности представлений у дошкольников был сделан вывод, что половины заняли высокий и средний уровни, то есть у детей нравственные чувства, нравственного поведения.



Список литературы:

  1. Богданова О.С. О нравственном воспитании детей / О.С. Богданова, Л.И. Катаева. – М.: Просвещение, 2013. – 213 с.
  2. Зосимовский А.В. Критерии нравственной воспитанности / А.В. Зосимовский // Педагогика. –1992. – № 11–12. – С.22–26.
  3. Каирова И.А. «Азбука нравственного воспитания» Издание 2-е, переработанное и дополненное / И.А. Каирова. – М.: Просвещение, 1975. –320 с.
  4. Харламов И.Ф. Теория нравственного воспитания (историческая и современная проблематика и основные педагогические идеи) / И.Ф. Харламов. – М.: Издво БГУ, 2002. – 364 с.
  5. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. 3-е изд. / А. П. Усова. – М.: Просвещение, 2005. – 157 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: