» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 2017
Автор: Царева Маргарита Ивановна, студентка 1 курса факультета магистратуры
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Эффективность государственных субсидий в агропромышленный комплекс России
Аннотация. В
статье рассматривается развитие государственных субсидий в сферу сельского
хозяйства. Указаны различные виды программ финансирования и даны разъяснения по
каждой из них. Далее описаны методы оценки эффективности государственных
субсидий в отрасль. В заключении даны рекомендации по совершенствованию системы
субсидирования в АПК России.
Ключевые слова:
сельское хозяйство, агропромышленный комплекс России, государственное
субсидирование, оценка эффективности, программа развития, государственная
поддержка.
Агропромышленный комплекс
представляет собой одну из самых важных отраслей экономики России, так как в
нем сконцентрировано около 13% основных производственных мощностей, 14%
трудовых ресурсов, а также производится около
6% валового внутреннего продукта страны. В последнее время в РФ особое
внимание уделяется развитию именно аграрного сектора, так как организация
продовольственной безопасности и формирование эффективного агропромышленного
комплекса являются основой стабильности страны. [4]
Первые программы
государственной поддержки АПК в России появились в 2002 году. Для преодоления
негативных тенденций в аграрной сфере были разработаны и воплощены в жизнь
различные приоритетные национальные пилотные проекты,
в частности, проект «Развитие АПК», который включает в себя ряд мер поддержки национального
сельского хозяйства. В 2008 году появилась государственная программа развития
сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия на 2008–2012 годы.
Вслед за ней в 2013 года была сформирована государственная программа «Основные направления развития
агропромышленного комплекса на 2013–2020 годы». Данная программа предлагает
ряд мероприятий по субсидированию российских сельскохозяйственных
товаропроизводителей. [2]
Госпрограмма по
сути является своеобразной стратегией и четко определенным планом развития
агропромышленного комплекса. Такая стратегия позволяет отработать самые
эффективные и действенные механизмы регулирования рынков, продовольственных
продуктов и сырья на выше обозначенный период. Главная цель программы:
создание стабильно работающего агропромышленного комплекса за 7 лет.
С точки
зрения эффективности, к 2020 году
планируется увеличение индекса
производства сельхозпродукции до 119,6 процента, а индекс объема инвестиций в
основной капитал достигнет отметки в 141,9 процента. [7]
Государственные
субсидии назначаются для эффективного развития аграрного сектора и делятся на
следующие приоритетные направления:
1.
мелиорация
сельхозугодий, рациональное использование площадей;
2.
поддержка животноводства
и мясо-молочного
скотоводства;
3.
организация
перерабатывающих предприятий и линий сбыта сельхозпродукции;
4.
поддержку
растениеводства;
5.
содействие в
создании/развитии небольших крестьянских и фермерских хозяйств;
6.
внедрение инноваций,
модернизация производственных циклов.
В
перспективе предполагается, что подобные меры приведут к расширению сырьевого
рынка, увеличению зарплат в отрасли, созданию новых рабочих мест и освоению
новых земель. Но все это только перспективы. Сейчас же отрасль переживает не
лучшие времена. [3]
Анализируя государственную
экономическую политику в сфере регулирования АПК за последние два десятилетия,
можно сказать, что ее характерной особенностью является преобладание мер
государственной поддержки над мерами защиты внутреннего рынка. В отличие от мер
торговой политики, не требующих значительных расходов госбюджета, а иногда и
самоокупаемых (например, таможенные пошлины), субсидирование как способ
государственной поддержки предусматривает значительные бюджетные издержки. [2]
По
подсчетам аналитиков, на полную замену импортной мясо-молочной продукции потребуется 7 лет, а для
получения стабильно высоких урожаев растениеводческих культур нужно не менее 5
лет. Таким образом, на модернизацию требуются колоссальные усилия и затраты,
которые должны подкрепляться системной помощью от государства. [3]
В 2016
году общий объем финансирования сельского хозяйства составил 237 млрд. рублей.
Несмотря на беспрецедентно высокий уровень финансирования (объем сохранился на
уровне 2015 г.), аграрии выражают обеспокоенность задержками по платежам
(особенно в отношении компенсации процентных ставок, где задержки тянутся еще с
2015-го года) и ориентацией на поддержку крупных агрохолдингов.
Учитывая, что посевные работы идут полным ходом, каждый день промедления в
поступлении финансовых средств снижает эффективность их потенциального
использования. Задержки объясняются тем, что внесены изменения в контроль за финансированием Минфин и установлены предельные
объемы финансирования и изменена работа с авансовыми платежами. На сегодняшний
момент часть задолженности уже погашена, а остальное финансирование по
возмещению части процентов по кредитам должно поступить в конце марта – начале
апреля.
Государственная
поддержка агропромышленного комплекса РФ предоставляется в нескольких видах:
1.
Возмещение части затрат
сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии;
2.
Возмещение части
процентной ставки по кредитам и займам;
3.
Государственная
поддержка отраслей животноводства;
4.
Государственная
поддержка отраслей растениеводства;
5.
Оказание несвязанной
поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства;
6.
Государственная
поддержка малых форм хозяйствования;
7.
Государственная
поддержка экономически значимых региональных программ;
8.
Техническая и
технологическая модернизация, инновационное развитие;
9.
ФЦП “Устойчивое развитие
сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года”;
10.
ФЦП «Развитие мелиорации
земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы» [1]
В
таблице 1 рассмотрим объемы финансирования сельского хозяйства на возмещение
части затрат в 2016 г., тыс. руб. на примере растениеводства.
Таблица 1. Объёмы
финансирования растениеводства на возмещение части затрат в 2016 году
Статья затрат |
Сумма выплат,
тыс. руб |
Возмещение
части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) в области развития
оптово-распределительных центров |
1 863 784,9 |
Возмещение
части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства |
7 253 611 |
Субсидии
на развитие растениеводства |
4 972 934 |
несвязанная
поддержка сельскохозяйственным товаропроизводителям в
области растениеводства |
23 225 000 |
Итого |
37315329,9 |
Однако государство должно не
просто выделять бюджетные средства, но и вести мониторинг их эффективности. Это
позволит определить эффективность применяемых государством мер. Если эти меры
себя оправдывают, то их можно будет продолжить, усовершенствовать или
отказаться вообще, а также позволит поднять ответственность бюджетораспределителей
и бюджетополучателей государственных
средств. Для реализации этих целей Минсельхоз России утвердил методику оценки
эффективности использования бюджетных средств, предоставляемых сельхозтоваропроизводителям в виде субсидий (протокол
заседания Коллегии Минсельхоза России от 18.06.2009 г.). По результатам оценки эффективности использования бюджетных средств субъекта
Российской Федерации будет определяться размер государственной поддержки
из федерального бюджета. [8]
На основе обобщающего анализа
Минсельхоз РФ определил перечень критериев по оценке эффективности
использования федеральных и региональных средств, предоставляемых
сельхозпроизводителям в виде субсидий. Приоритетными критериями являются
прирост производства продукции сельского хозяйства в стоимостном выражении в
сопоставимых ценах на 1 рубль субсидий, увеличение производства продукции
растениеводства и животноводства в натуральном выражении, а также урожайность и
продуктивность по основным видам продукции.
Результаты мониторинга должны
публично представляться исполнительными органами по окончании каждого
финансового года. Такие меры способствуют, на наш взгляд, созданию основного
механизма обратной связи, реализующего контроль и экономическую ответственность
получателей субсидий за их эффективное использование, что отсутствует в
действующей системе господдержки. [6]
С учетом реализации «Государственной программы развития сельского
хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия на 2012–2020 гг.» были определены основные мероприятия по
повышению эффективности использования бюджетных средств. К ним относятся:
создание системы автоматизированного учета бюджетных средств, предоставленных сельхозтоваропроизводителям, ведение общероссийского
реестра бюджетополучателей, контроль за целевым
использованием бюджетных средств, выработка единых критериев контроля и оценки
эффективности использования средств государственной поддержки, направляемых в
отрасль.
Исходя
из этого эффективность государственной поддержки определяется:
ЭП= ФРП/ОП
где ЭП –эффективность
господдержки, ВП –валовая продукция, ОП –объем господдержки. [5]
Виды,
условия и порядок участия в программах государственной поддержки, в большинстве
своём, не изменились по сравнению с предыдущим годом. Общими видами действующих
субсидий являются:
1.
Гранты на развитие КФХ.
Предоставляются они на конкурсной основе целевым назначением на приобретение с\х угодий, разработку и подведение систем коммуникаций,
строительство хозяйственных объектов. Грант предполагает строгую отчетность
получателя о целевом использовании средств.
2.
Кредитные средства на
возмещение процентных затрат, которые предоставляются исключительно для
модернизации хозяйства.
3.
Субсидирование лизинга,
взятого для приобретения сельскохозяйственного оборудования и техники.
4.
Компенсация расходов на возведение объектов
крестьянского хозяйства семьи.
5.
Единовременная субсидия,
которая предоставляется на обустройство фермерского хозяйства. А именно, на
приобретение или строительство жилья, покупку грузопассажирского транспорта,
проведение коммуникаций.
Фермер
может претендовать на все виды помощи, но только при соответствии требованиям
отбора. Заявления рассматриваются конкурсными комиссиями. [3]
Однако,
главная проблема поддержки российских аграриев – это нестабильное
финансирование. По сообщению Минфина, объем помощи сократится в 2017 году до
204 миллиардов, а это в 1,4 раза меньше, чем закладывалось изначально в паспорт
Программы на 2013-2020 годы, и на 20 млрд. меньше реального финансирования в
ушедшем периоде. Без должного финансового обеспечения громкие намерения
Правительства по реформированию АПК скатятся до уровня прожектерства. [3]
Поэтому
программа государственного субсидирования АПК требует совершенствования,
которое, по нашему мнению, предполагает реализацию целого комплекса
мероприятий, касающихся развития АПК в целом.
1.
Активное развитие и
приоритетных отраслей АПК.
2.
Обеспечение крепкой и
надежной материально-технической базы.
3.
Увеличение доходности
сельхозпроизводителей.
4.
Создание устойчивой
сельской кооперации.
5.
Эффективное развитие и
рациональное использование сельскохозяйственных угодий. [4]
Эти и
другие меры позволят в должной мере повысить эффективность агропромышленного
комплекса России и подтвердить важность и необходимость государственной
поддержки в данной отрасли.
Список литературы:
- Государственные субсидии в АПК РФ / Агроновости России. – 2016 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://agroprognoz.ru/gosudarstvennye-subsidii-v-apk-rossii-obzor/
- Забураева Ю.В. Роль и эффективность государственной поддержки АПК / Фундаментальные исследования -№12. – 2016 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41222
- Какие существуют государственные программы субсидирования сельского хозяйства / Бизнес пособия. – 2016 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://posobie-help.ru/subsidii/business/dlia-selskogo-xozyajstva.html
- Новицкий И.А. Государственные программы на развитие сельского хозяйства: современные реалии / Сельхозпортал. – 2016 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://сельхозпортал.рф/analitika/gosudarstvennye-programmy-na-razvit/
- Новоселова С. А., Ефремов Р. А. Эффективность использования средств государственной поддержки в сельскохозяйственных организациях /Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S5 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/75090.htm
- Оценка эффективности государственной поддержки агропромышленного комплекса на региональном уровне / Агро-Архив. – 2015 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://agro-archive.ru/apk/2032-ocenka-effektivnosti-gosudarstvennoy-podderzhki-agropromyshlennogo-kompleksa
- Распределение субсидий в 2016 году / МинСельХоз РФ. – 2016 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mcx.ru/documents/document/v7_show/34393..htm
- Серебряков А.Ю. Эффективность государственной поддержки АПК / Актуальные вопросы экономически наук. -2014 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-gosudarstvennoy-podderzhki-apk-1
Комментарии: