» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Автор: Котова Ксения Сергеевна, cтудент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Развитие доброжелательности детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованных игр

Статья просмотрена: 90 раз
Дата публикации: 3.04.2023

УДК 373.24

РАЗВИТИЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР

Аббасова Левиза Илловиевна

доцент кафедры «Дошкольного образования и педагогики»

Котова Ксения Сергеевна

студент

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»,

г. Симферополь, Республика Крым

 

Аннотация. В статье рассмотрены особенности развития доброжелательности детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованных игр, раскрыты основные понятия темы исследования: «доброжелательность», «взаимоотношения», «театрализованная игра». Перечислены основные педагогические условия развития доброжелательности у старших дошкольников в театрализованной игре. Выделены критерии развития доброжелательности детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованных игр: когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческо-деятельностный. Представлены результаты констатирующего этапа экспериментальной работы.

Ключевые слова: доброжелательность, взаимоотношения, театрализованная игра, дети старшего дошкольного возраста, критерии, показатели, уровни, диагностика.

 

Проблема воспитания гуманных отношений, к которым относятся дружеские, привлекала многих исследователей. Изучены возможности старших дошкольников в развитии справедливых отношений (О.М. Гостюхина), доброжелательных отношений (Т.И. Бабаева, Т.И. Ерофеева), дружеских отношений (А.И. Аржанова, В.П. Залогина, Т.А. Маркова), отзывчивости (М.В. Воробьева), гуманистической направленности поведения (С.А. Улитко, П.А. Цуканова).

В исследованиях Т.И. Ерофеевой, Р.А. Иванковой, Н.П. Флегантовой и др., определены педагогические условия, способствующие формированию положительных гуманных отношений.

Ряд работ посвящено роли взрослых (Л.Н. Башлакова, Д.Р. Цанава и др.), особой значимости норм и правил (Т.П. Гаврилова и др.) в воспитании данных отношений. Авторы, изучавшие отношения в детском коллективе, подчеркивают особое значение, которое имеет совместная деятельность для формирования нравственных качеств ребенка и культуры общения.

Особое значение в формировании личности старших дошкольников имеют отношения, которые строятся на основе доброжелательности (Л.В. Артемова, Т.И. Бабаева, Т.И. Ерофеева и др.).

Изучение работ по вопросам развития доброжелательности детей старшего дошкольного возраста позволяет утверждать, что дружба, доброжелательные отношения дошкольников к сверстникам рассматриваются как необходимая первооснова воспитания в детском коллективе сложных нравственных отношений. Развития доброжелательности определяются одним из обязательных компонентов внутренней структуры нравственных отношений дошкольников в коллективе, доброжелательность создает эмоционально-положительный правильный тон общения, что обеспечивает ценность совместной деятельности.

Под развитием доброжелательности мы понимаем систему избирательных связей, основанных на представлениях о дружбе, избирательной эмоциональной привязанности, сочувствии и сопереживании. Потребность детей в общении со сверстниками. В структуре доброжелательности выделяем три компонента – когнитивный, эмоционально и поведенческий.

Также мы изучили классификацию дружеских отношений, данную Т.А. Марковой, которая условно разделила их на эмоционально-моральную и действенную стороны. Каждая из этих сторон имеет свои специфические показатели и критерии сформированности [5].

Показатели доброжелательности: сочувствие, отзывчивость, взаимопомощь, интерес к деятельности сверстников, забота, известная объективность оценок и самооценок, способность поступится личным желанием в пользу товарища, получая при этом удовлетворение. Развитие доброжелательности целесообразно в дошкольном возрасте, так как он является возрастом первоначального становления личности ребенка и определяет особенности самосознания человека его отношения к миру, его поведения среди людей.

Неоценимая роль в социальном становлении и воспитании ребенка принадлежит игре – ведущему виду детской деятельности, которая является эффективным средством воспитания морально – волевых качеств ребенка. В игре реализуется потребность детей и возможность преобразовывать, но, прежде всего, познавать окружающий их социальный и предметный мир [6].

Эффективным средством развития доброжелательности детей друг с другом может оказать театрализованная игра, которая является для дошкольника, в том числе, школой взаимоотношения людей.

В играх формируются многие положительные качества ребенка: сочувствие и отзывчивость, умение договариваться, стремление уважать замыслы других детей, доброжелательно относиться к играм товарищей, оказывать им посильную помощь, которые являются основой для формирования дружеских отношений.

В театрализованной игре формируется опыт социальных навыков поведения, воображение ребенка позволяет наделять героев пьесы человеческими свойствами, воспринимать происходящее как реальность, сочувствовать, переживать и радоваться за героев пьесы. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир, решать многие проблемные ситуации.

К основным педагогическим условиям развития доброжелательности у старших дошкольников в театрализованной игре мы относим:

  • создание зон активности театрализованной деятельности в группе детей старшего дошкольного возраста;
  • подбор художественной литературы способствующей воспитанию доброжелательного отношения к окружающим у старших дошкольников;
  • готовность педагога к включению театрализованной деятельности во все формы педагогического процесса, при реализации различных образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие и др.);
  • взаимодействие ДОУ с семьей для воспитания доброжелательного отношения к окружающим у старших дошкольников [4].

В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме формирования дружеских отношений у дошкольников и на основе исследований  В.П. Залогиной [2],  Т.А. Марковой [5],  А.В. Булатовой [1], З.В. Лиштван [3] нами были определены критерии и показатели развития доброжелательности детей старшего дошкольного возраста.

Когнитивный критерий – представления детей о дружбе, ее проявлениях, представления детей о сверстниках как партнерах общения, представления детей о нормах и правилах положительных отношений, способов взаимодействия со сверстниками в общении и совместной деятельности.

Эмоционально – оценочный критерий – представление о взаимной симпатии, оценка чувства переживания, понимание эмоционального состояния сверстников, оценка умения проявлять внимательность, понимание настроение и состояние товарищей, оценка уровня знаний и представлений об обязанностях, действиях и поступках персонажей, оценка умения вступать в отношение, которые стимулируют положительные эмоции.

Поведенческо-деятельностный критерий – оценка умений договориться, согласовать свои действия, помогать друг другу, оценка умения ограничивать свои желания, выбор способов общения, выбор детьми адекватных ситуаций, выбор способов общения эстетически ценных образцов поведения.

 Также нами был подобран диагностический инструментарий, направленный на выявление критериев и показателей развития доброжелательности у детей старшего дошкольного возраста.

Задания составлены по материалам Т.И. Бабаевой, Р.М. Калининой, С.А. Козловой, а также на основе практических разработок, предлагаемых Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной.

Также нами были определены уровни развития доброжелательности детей старшего дошкольного возраста: высокий, средний, низкий. Обобщенные результаты об уровнях развития доброжелательности детей старшего дошкольного возраста по всем семи диагностическим заданиям свидетельствуют, что большинство детей находятся на среднем и высоком уровне развития доброжелательности. Но, тем не менее, в группе находятся дети с низким уровнем развития доброжелательности.

Так, к высокому уровню развития доброжелательности относятся  50% (10 детей) Группы А и  40% (8 детей) Группы Б. К среднему уровню отнесены  40% (8 детей) детей Группы А  и 50% Группы Б (10 детей). На низком уровне находиться по 10% (2 ребенка) детей Группы А и Группы Б. Низкий уровень наблюдался у детей, которые часто болеют и редко посещают дошкольное учреждение, также в беседе с педагогами нам удалось выяснить, что данные дети не имеют братьев и сестер, что также имеет значение для развития коммуникативных навыков, которые лежат в основе развития доброжелательности детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, свою дальнейшую деятельность видим в апробации педагогических условий, направленной на развития доброжелательности детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованных игр.



Список литературы:

  1. Булатова А. В. Развитие и воспитание дружеских взаимоотношений в подготовительной группе детского сада : дис. ... канд. пед. наук / А. В. Булатова. – Л., 1965. – 186 с.
  2. Залогина В. П. Воспитание дружного детского коллектива в творческой игре / В. П. Залогина. – М. : Наука, 1981. – 156 с.
  3. Лиштван З. В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду / З.В. Лиштван. – М. : Просвещение, 1971. – 176 с.
  4. Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду./ Т. И. Петрова. – М. : Школьная пресса, 2000. – 128 с.
  5. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста / В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова, Р. И. Жуковская [и др.]. – М. : Просвещение, 1968. – 456 с.
  6. Юдина Е. В. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада / Е. В. Юдина // Дошкольное воспитание. – 1999. – № 9. – С. 10–29.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: