» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Автор: Рустамова Динара Ризаевна , cтудент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Экспериментальное исследование по формированию нравственного поведения старших дошкольников в процессе организации труда в природе

Статья просмотрена: 42 раз
Дата публикации: 3.04.2023

УДК 373.24

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА В ПРИРОДЕ

Рамазанова Эльмира Асановна

доцент кафедры «Дошкольного образования и педагогики»

Рустамова Динара Ризаевна

студент

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»,

г. Симферополь, Республика Крым

 

Аннотация. В статье рассмотрены особенности формирования нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста в процессе организации труда в природе, раскрыты основные понятия темы исследования: «нравственное воспитание», «природа», «трудовое воспитание». Выделены критерии сформированности нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности: когнитивный, эмотивный (эмоциональный), поведенческий. Представлены результаты констатирующего этапа экспериментальной работы.

Ключевые слова: нравственное воспитание, труд в природе, дети старшего дошкольного возраста, критерии, показатели, уровни, диагностика.

 

Проблема воспитания у подрастающего поколения нравственности как интегративного и стержневого свойства личности актуальна в современном обществе. Это обусловлено кризисным состоянием духовно-нравственной сферы общества, проявляющимся в замещении традиционных моральных ценностей материальными.

В современных исследованиях нравственное поведение человека определяется как полидетерминированное личностно-деятельностное образование, становление которого происходит на протяжении всей жизни человека (Л.С. Выготский, И.Л. Зеленкова, Б.В. Кайгородов и др.).

Начало процесса формирования нравственного поведения исследователи относят к этапу дошкольного детства. П.Я. Гальперин, А.Р. Лурия, В.С. Мухина, отмечают, что именно на этом возрастном этапе формируются важнейшие предпосылки к овладению нравственным поведением: первоначальное освоение и осознание нормативной функции этических и гуманных норм и правил, постижение их социальной значимости, развитие нравственных мотивов, овладение некоторыми способами нравственного поведения.

Старший дошкольный возраст является именно тем периодом, когда у ребенка возникают первые осознанные нравственные качества, исходя из этого это время наиболее благоприятное для нравственного воспитания личности.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что данная проблема рассматривалась многими зарубежными и российскими учеными, методистами, педагогами-исследователями (Л.С. Выготский, А.Л. Журавлев, В.П. Зинченко, С.А. Козлова, Л. Колберг, В.А. Кольцова, Е.Б. Моргунов, Ю.Н. Олейник, Ж. Пиаже, Э. Эриксон, Д.Б. Эльконин и др.).

Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Природа обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус, прививает нравственные качества. Воспитание любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение и для эстетического развития детей, и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, а так же расширению умственного кругозора.

Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения (С.Н. Николаева, Л.Г. Нисканен, В.Д. Сыч, В.Г. Фокина и др.).

Трудовое воспитание в дошкольном возрасте тесно связано с нравственным воспитанием: в труде и с помощью труда воспитываются личностные качества и положительные взаимоотношения между детьми.

Наиболее благоприятные условия для активного формирования и проявления качеств личности представляет труд в целом и особенно труд в природе. Он должен приносить каждому человеку, и взрослому, и ребенку моральное удовольствие.

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания.

Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней, уважение к труду взрослых.

У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней, умение доводить начатую работу до конца. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу, развиваются чувства коллективизма, взаимопомощи.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования (О.С. Богданова [1], А.В. Зосимовский [3], И.А. Каирова [4], И.Ф. Харламов [7]), положение о трехкомпонентной структуре нравственности, которое предполагает единство нравственного сознания, эмоций и поведения (М.С. Каган [5], В.Н. Мясищев [6]) и, опираясь на труды Е.Н. Бородиной [2], нами были выделены критерии и показатели сформированности нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации труда в природе.

Когнитивный критерий в дошкольном возрасте проявляется в следующих показателях: знание содержания нравственных норм, правил и качеств личности, выступающих в качестве ценностей для ребенка: добро (добрый), милосердие (милосердный), правда (правдивый), ложь (лживый), совесть (совестливый), забота (заботливый)); их осознание и оценка нравственных норм (установление общественной и личной значимости).

Эмотивный (эмоциональный). Данный критерий представлен показателями: распознание эмоциональных состояний другого человека (веселье (радость), грусть удивление испуг, сердитость, спокойствие); положительное эмоциональное отношение к нравственным нормам и их принятие; проявление соответствующих эмоциональных реакций (мимика, пантомимика) в ситуации нравственных и безнравственных поступков; направленность и мотивы нравственного поведения.

Поведенческий, показателями которого в дошкольном возрасте являются способность к действию и установлению межличностного взаимодействия в соответствии с нравственными нормами (правилами) – ценностями, стремление к оказанию действенной помощи, гуманистическая направленность поведения.

Также нами были подобраны ряд диагностических заданий, направленных на выявление выделенных показателей сформированности нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста. С детьми были проведены пять диагностических методик: Диагностическое задание «Метод – беседа», Диагностическая методика «Закончи историю» (модифицированный вариант Р.Р. Калининой), Диагностическая методика «Сюжетные картинки» (модифицированный вариант Р.Р. Калининой), Диагностическая методика «Сделаем вместе», Диагностическая методика «Подели игрушки».

На основании всех диагностических заданий нами были определены уровни сформированности нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста: высокий уровень, средний, начальный уровень.

Проведенное исследование выявило, что у большинства дошкольников 5–6 лет, участвовавших в констатирующем эксперименте, диагностируется средний уровень сформированности нравственного поведения.  Так, на высоком уровне сформированности нравственного поведения 26 % детей старшего дошкольного возраста (7 чел.), на среднем уровне находятся 60 % детей группы (14 чел.) и на начальном уровне сформированности нравственного поведения находятся, соответственно, 14 % детей старшего дошкольного возраста (4 чел.). Дети испытывали значительные сложности при объяснении таких качеств как «справедливость», «вина». Наиболее четкое, точное, правильное представление они имеют о «добре», «зле», «дружбе». Но, необходимо отметить тот факт, что результаты диагностики выявили низкий уровень сформированности нравственного поведения у 14 % детей.

Обобщенные результаты об уровнях сформированности нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста по всем пяти диагностическим заданиям свидетельствуют, что большинство детей находятся на среднем уровне сформированности нравственного поведения, но тем не менее присутствуют дети с низким уровнем сформированности нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста и небольшое количество детей старшего дошкольного возраста, которые были отнесены к высокому уровню сформированности нравственного поведения.

Таким образом, свою дальнейшую деятельность видим в разработке и апробации комплекса мероприятий, направленного на воспитание нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации труда в природе.



Список литературы:

  1. Богданова О.С. О нравственном воспитании детей / О.С. Богданова, Л.И. Катаева. – М.: Просвещение, 2013. – 213 с.
  2. Бородина Е.Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности : дис. ... кандидата пед. наук : 13.00.02. / Бородина Елена Николаевна. – Челябинск, 2016. – 200 с.
  3. Зосимовский А.В. Критерии нравственной воспитанности / А.В. Зосимовский // Педагогика. –1992. – № 11–12. – С.22–26.
  4. Каган М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений / М.С. Каган. – М.: Педагогика. – 2008. – 450 с.
  5. Каирова И.А. «Азбука нравственного воспитания» Издание 2-е, переработанное и дополненное / И.А. Каирова. – М.: Просвещение, 1975. –320 с.
  6. Мясищев В.Н. Психология отношений : избранные психологические труды / В.Н. Мясищев. – М.: Институт практической психологии ; Воронеж : НПО МОДЭК, 1998. – 368 с.
  7. Харламов И.Ф. Теория нравственного воспитания (историческая и современная проблематика и основные педагогические идеи) / И.Ф. Харламов. – М.: Издво БГУ, 2002. – 364 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: