» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Автор: Соколова Оксана Юрьевна , cтудент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Формирование общих умственных способностей детей предшкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности

Статья просмотрена: 40 раз
Дата публикации: 3.04.2023

УДК 373.291

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Зотова Ирина Васильевна

доцент кафедры «Дошкольного образования и педагогики»

Соколова Оксана Юрьевна

студент

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»,

 г. Симферополь, Республика Крым

 

Аннотация. В статье рассмотрены особенности формирования общих умственных способностей детей предшкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности, раскрыты основные понятия темы исследования: «умственное воспитание», «умственные способности», «интеллект». Выделены критерии сформированности общих умственных способностей детей предшкольного возраста: интеллектуальный, мыслительный. Представлены результаты констатирующего этапа экспериментальной работы.

Ключевые слова: умственное воспитание, умственные способности, интеллект, дети предшкольного возраста, критерии, показатели, уровни, диагностика.

 

Современная ситуация в дошкольном образовании характеризуется интенсивным ростом объёма знаний, необходимых ребёнку для последующего успешного перехода в начальную школу. Сегодня дети живут и развиваются в условиях быстро меняющейся жизни, и от маленького человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Вопросам интеллектуального развития дошкольников в Российской Федерации уделяется особенное внимание (Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 27 декабря 2012 г. № 273-ФЗ; ФГОС дошкольного образования, разработанный на основе Конституции Российской Федерации; законодательства Российской Федерации и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка).  Одним из главных принципов, положенных в основу ФГОС ДО [7], является «поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека; самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду» [1, п. 1.2].

Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе образования отвечает новым социальным запросам и связана с изменением парадигмы образования: от усвоения знаний, умений и навыков к развитию личности ребёнка (воспитание успешного, любознательного, инициативного, целеустремлённого человека).

Интеллектуальное воспитание является одной из значимых составляющих воспитания дошкольников. В настоящее время во всем мире интеллект представляет собой стратегически важный ресурс.

Проблема особенностей интеллектуального развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование общих умственных способностей детей предшкольного возраста, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях (П. П. Блонский, В.П. Вахтеров, Д. Брунер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец). Процесс формирования общих умственных способностей личности начинается в самом раннем детстве. Различные социальные истоки развития общих умственных способностей в отдельные возрастные периоды послужили предметом исследований отечественных и зарубежных ученых (А. В. Белавина, М.А. Вышквыркина, И. Ю. Исаева, Е. А. Капустина, Н. Н. Князева, Я.И. Михайлова, Н. В. Панова, А. Порядина, С. А. Рахманкулова, Н. В. Рублева, Р. Селман, М. Л. Тарасенко, И. В. Харитонова, О. Б. Чеснокова, А. В. Шешукова, О. В. Шилова, П. Эрвин, Л. А. Ясюкова и др.).

Раскрыта сущность формирования общих умственных способностей детей предшкольного возраста. Формирование общих умственных способностей детей предшкольного возраста рассматриваем как уровень и быстроту умственных процессов, умение сравнивать, познавать, обобщать, делать выводы [6].

Формирование общих умственных способностей детей предшкольного возраста имеет первостепенное значение, так как формирует навыки для успешного овладения учебной деятельностью [2].

Рассмотрены психофизиологические особенности детей предшкольного возраста. Психофизиологические особенности детей предшкольного возраста свидетельствуют о потенциальных возможностях этого возрастного периода и его сензитивности для умственного развития. В дошкольном возрасте быстрыми темпами происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь [5].

Умственное воспитание дошкольника представляет собой процесс взаимодействия педагога и ребенка с целью развития его познавательных процессов, расширения его кругозора и усвоения им духовно-нравственных ценностей. Уровень сформированности общих умственных способностей как результата умственного воспитания ребенка к концу дошкольного возраста в целом позволяет ему воспринимать информацию (прежде всего, гуманитарного характера), на основе зачатков логических операций мышления, осознавать ее, интерпретировать, запоминать и формировать собственное отношение к ней – он психологически готов к дальнейшему школьному обучению [4].

Дошкольники с развитым интеллектом быстрее усваивают и запоминают новый материал, более уверены в собственных силах и, как показывает практика, имеют больше желания учиться [3].

Нами были выделены и обоснованы следующие педагогические условия, способствующие оптимальному сформированности общих умственных способностей детей предшкольного возраста:

  • присутствие четко обоснованных целей и содержания образовательного процесса в ДОО, направленных на интеллектуальное развитие детей в процессе обучения;
  • учет индивидуальных особенностей дошкольника;
  • использование наглядности, алгоритма;
  • систематичность работы путем активизации игр и игровых приемов, способствующих возникновению интереса к занятиям;
  • вариативность применения программ дошкольных образовательных учреждений, стимулирующих умственное развитие дошкольников;
  • гуманизация образовательного процесса как условие формирование общих умственных способностей детей предшкольного возраста.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в МБДОУ «Детский сад «Исток» поселка городского типа Новый Свет» городского округа Судак. В организации и проведении констатирующего этапа участвовали дети подготовительной группы исследования: Группа А. В эксперименте участвовали 20 детей предшкольного возраста.

Выявлены критерии, показатели, уровни сформированности общих умственных способностей детей предшкольного возраста. С целью определения исходного уровня сформированности общих умственных способностей детей предшкольного возраста выявлены критерии и показатели оценивания:

  • интеллектуальный критерий с показателями: развитие восприятия, памяти, внимания, воображения, общей осведомленности ребенка; умственная готовность старших дошкольников к школе;
  • мыслительный критерий с показателями: уровень умственного развития старших дошкольников; уровень развития мышления.

На основании выделенных критериев и показателей были охарактеризованы уровни сформированности общих умственных способностей детей предшкольного возраста: высокий, достаточный, средний, низкий.

Показатели интеллектуального критерия проверяли с помощью методик, направленных на изучение не только особенностей развития восприятия, памяти, внимания, воображения, общей осведомленности ребенка (методика «Сложи загадку», «Собери картинку»). Вторая группа методик, направленных на выявление мыслительного критерия направлена на определение только особенностей мыслительной деятельности старших дошкольников (комплексная диагностика уровня умственного развития ребенка по И.А. Барташниковой, А.А. Барташникову [1]); общую осведомленность ребенка, уровень развития мышления (методики включают выполнение различных игр, заданий, которые позволяют определить).

По результатам констатирующего этапа эксперимента, нами были получены следующие данные: высокий уровень сформированности общих умственных способностей был выявлен только у двух респондентов Группы А. Достаточный уровень сформированности общих умственных способностей продемонстрировали 4 детей Группы А. У преимущественного большинства респондентов выявлен средний уровень сформированности общих умственных способностей – 9 детей предшкольного возраста Группы А (9 чел.). Но, также необходим отметить, что в группе находятся дети, отнесенные к низкому уровню сформированности общих умственных способностей – 5 человек Группы А.

Следовательно, свое дальнейшее исследование видим в апробации выделенных нами педагогических условий сформированности общих умственных способностей детей предшкольного возраста.



Список литературы:

  1. Барташникова И.А. Учись играя / И.А. Барташникова, А.А. Барташников. – Харьков : Фолио, 2003. – 153 с.
  2. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателя дет. сада / Н.Ф. Виноградова. – М.: 1998. – 268 с.
  3. Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста / Е.Н. Водовозова. – М.: Арника, 2000. – 365 с.
  4. Нисканен Л.Г. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Л.Г. Нисканен. – М.: Академия, 2002. – 109 с.
  5. Сорокина А.И. Умственное воспитание в детском саду / А.И. Сорокина. – М.: Просвещение, 1975. – 175 с.
  6. Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации / Н.И. Чуприкова. – М.: Столетие, 1997. – 480 с.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. − М.: Перспектива, 2014. – 32 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: