» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Автор: Танасюк Ольга Николаевна , cтудент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Сенсорное воспитание детей раннего возраста средствами дидактических игр

Статья просмотрена: 122 раз
Дата публикации: 3.04.2023

УДК 373.24

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Рамазанова Эльмира Асановна

доцент кафедры «Дошкольного образования и педагогики»

Танасюк Ольга Николаевна

студент

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»,

г. Симферополь, Республика Крым

 

Аннотация. В статье рассмотрены особенности сенсорного воспитания детей раннего возраста средствами дидактических игр, раскрыты основные понятия темы исследования: «сенсорное воспитание», «сенсорные эталоны», «дидактическая игра». Выделены критерии сенсорного развития детей раннего возраста: познавательный, деятельностный. Представлены результаты констатирующего этапа экспериментальной работы.

Ключевые слова: сенсорное воспитание, сенсорные эталоны, дидактическая игра, дети раннего возраста, критерии, показатели, уровни, диагностика.

 

Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что впитал он умом и сердцем из окружающего мира, в значительной степени зависит, каким человеком он станет.

А.В. Запорожец, Л.А. Венгер отмечают, что ранний возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью, вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребенка. Ребенок познает предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению. Кроме того, он получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают. Оба эти пути познания тесно связаны между собой. Хорошо известно, что знания, полученные словесным путем и не подкрепленные чувственным опытом, неясны, невнятны и непрочные. Сенсорное воспитание – воспитание, направленное на развитие восприятия детей внешних свойствах предметов, – должно строиться с учетом изученных психологией закономерностей этого развития [1].

Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова обращают внимакние на то, что развитие сенсорики основополагающая задача в воспитании детей младшего дошкольного возраста. Именно в этот период жизни сенсорный опыт, полученный из окружающей среды, имеет первостепенное значение для ребенка и влияет на формирование процессов мышления, мелкой моторики и речи [2].

Необходимо помнить о том, что чем раньше начать воспитание сенсорной культуры ребенка, тем более быстрыми темпами он будет развиваться после, тем лучше он будет учиться в школе.

Под сенсорными понимаются способности, проявляющиеся в области восприятия предметов и их свойств. Они составляют фундамент умственного развития ребенка. В основе сенсорного воспитания лежит освоение детьми сенсорных эталонов. То есть общепринятых образцов внешних свойств воспринимаемых объектов (цвета, формы, величины). К сенсорным эталонам, которыми овладевают дошкольники, относятся цвета (семь цветов спектра), формы (пять геометрических фигур), величины (градации и параметров величины). Сенсорные способности являются базой для успешного овладения различными школьными предметами (математикой, чтением, природоведением и др.) [7].

Изучив литературу по проблеме сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, мы выяснили, что:

  • сенсорное воспитание является целенаправленным совершенствованием, развитием у детей сенсорных процессов (ощущения, восприятия и представления);
  • сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине;
  • сенсорные эталоны – представления, которые сложились в обществе об основных качествах предметов (цвет, форма, величина, высота звука и т.д.) [3].

Постепенное ознакомление детей с разными видами сенсорных эталонов и их систематизация – одна из важнейших задач сенсорного воспитания в дошкольном возрасте [5].

Важным средством сенсорного воспитания ребенка является дидактическая игра. В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагается задача формирования сенсорного развития ребенка: знакомство с формой, размером, цветом, пространством, звуком. Играя, ребенок активно стремится что-то узнать, ищет, проявляет усилия и действует, формируются основы его сенсорной культуры.

Руководство дидактической игрой требует большого педагогического мастерства, такта. Решая через игру дидактические задачи, воспитатель должен сохранить игру – деятельность интересную, близкую детям, которая радует их, способствует общению детей, возникновению и укреплению дружбы, симпатии, формированию коллектива, живущего по законам «детского общества» [6].

Дидактическая игра таит в себе большие возможности, которые заключаются в том, что дети сами выбирают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Однако, успешное формирование сенсорных представлений у детей возможно в условиях целенаправленного педагогического процесса [4].

В рамках работы с детьми, провели диагностику уровня сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста. С этой целью на основе требований программы «От рождения до школы» нами были определены критерии и показатели сенсорного развития детей раннего возраста.

Познавательный критерий включает представления:

  • об эталонах цвета (красный, синий, желтый, зеленый);
  • об эталонах формы (круг, квадрат, треугольник);
  • о величине предметов (большой, средний, маленький).

Деятельностный критерий (умение использовать представления о сенсорных эталонах в своей деятельности) включает следующие умения:

  • отличать круг и квадрат от шара и куба;
  • группировать предметы по форме, цвету, величине;
  • отличать цвета (красный, синий, желтый, зеленый).

Для исследования выделенных критериев мы воспользовались серий диагностических заданий, разработанных Л.А. Венгером, М. Монтессори и др.

Далее представляем качественную характеристику уровней сенсорного развития детей раннего возраста:

Высокий уровень: ребенок выполняет задание на основе зрительного соотнесения; понимает инструкцию, самостоятельно путем проб разбирает и собирает матрешку; правильно показывает и называет цвета кубиков; понимает инструкцию, самостоятельно путем проб разбирает и собирает паровоз; выполняет задание на знание геометрических фигур на основе зрительного соотнесения.

Средний уровень: ребенок часто примеривает фигуру-вкладыш к отверстию, которое подходит и выполняет задание; собирает матрешку с помощью взрослого; показывает кубики, однако, путается в названиях цветов; собирает паровоз с помощью взрослого.

Низкий уровень: ребенок не сотрудничает со взрослым, не понимает сути заданий, не реагирует на наводящие вопросы воспитателя, на повторение задания. Ребенок не может определить цвет предмета самостоятельно, не исправляет выполненное задание после указаний воспитателя; допускает грубые ошибки; действия по определению формы предметов выполняет не ориентируясь на образец-эталон, ошибочно соотносит фигуры с соответствующими отверстиями.

Итоги констатирующего этапа эксперимента показали, что высокий уровень сенсорного развития детей раннего возраста, который характеризуется тем, что ребенок выполняет задание на основе зрительного соотнесения; понимает инструкцию, самостоятельно путем проб разбирает и собирает матрешку; правильно показывает и называет цвета кубиков; понимает инструкцию, самостоятельно путем проб разбирает и собирает паровоз; выполняет задание на знание геометрических фигур на основе зрительного соотнесения, выявлен у 25,4% в группе А и у 30,9% в группе Б.

Средний уровень, характеризующийся тем, что ребенок часто примеривает фигуру-вкладыш к отверстию, которое подходит и выполняет задание; собирает матрешку с помощью взрослого; показывает кубики, однако, путается в названиях цветов; собирает паровоз с помощью взрослого, был выявлен у 53,3,1% в группе А и 49,4 % детей в группе Б.

Низкий уровень, который характеризуется тем, что ребенок не сотрудничает со взрослым, не понимает сути заданий, не реагирует на наводящие вопросы воспитателя, на повторение задания, не может определить цвет предмета самостоятельно, не исправляет выполненное задание после указаний воспитателя; допускает грубые ошибки; действия по определению формы предметов выполняет не ориентируясь на образец-эталон, ошибочно соотносит фигуры с соответствующими отверстиями, был выявлен у 21,3% в группе А и 19,7% в группе Б.

Хотим отметить, что преимущественно дети проявляют средний уровень сенсорного развития. Однако, наличие детей с высоким уровнем доказывает возможность сенсорного воспитания на данном уровне.



Список литературы:

  1. Венгер Л. А. Развитие восприятия цвета в дошкольном детстве / Л.А. Венгер, И.Д. Венев. – В кн.: Формирование восприятия цвета у дошкольников, Под ред. А. В. Запорожца и Л. А. Венгера. М., 1969. – 178с.
  2. Метиева Л.А. Развитие сенсорной сферы детей / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М.: Просвещение, 2009. – 160 с.
  3. Мухина В.С. Сенсорное развитие дошкольника. Детская психология: учебное пособие для студентов пед. ин-тов под ред. Л.А. Венгер. – 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1985. – 350 с.
  4. Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Е.Н. Панова. – Воронеж: Учитель, 2006. – 134 с.
  5. Петрова И.В. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие /И.В.Петрова. – М.: ТЦ Сфера. – 2012. – 96 с.
  6. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада / Э.Г. Пилюгина. – М., 2009. – 78 с.
  7. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. / Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. – М.: Просвещение, 1998. - 145с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: